Время смелых, дерзких, талантливых...
2018 год, по-видимому, как никогда был знаковым для классической музыкиовим для класичної музики![](/sites/default/files/main/articles/27122018/30malkovich.jpg)
Обзор резонансных музыкальных событий стоит даже начать с цитаты Авраама Линкольна, которая прозвучала летом на Софийской площади в Киеве в рамках международного проекта «Пути дружбы»: «Догмы спокойного прошлого не годятся для бурного настоящего. Наш путь преисполнен трудностей, и мы должны преодолеть его. Наше дело — новое, поэтому мы должны думать по-новому и действовать по-новому. Мы должны освободиться от рабства, и тогда мы сможем спасти нашу страну».
Собственно, это был отрывок из симфонической поэмы «Портрет Линкольна» американского композитора Аарона Копленда, протагонистом которой в роли чтеца-декламатора выступил всемирно известный Джон Малкович (США). Его приезд и выступление свыше 300 музыкантов из Италии и Украины, которые исполнили бессмертную музыку Верди open-air, что объединила один из самых древних городов Европы — Равенну с величественным Киевом в проекте самого титулованного дирижера мира Риккардо Мути — для Украины стал беспрецедентной коллаборацией артистов категории «А». Оперных звезд Людмилы Монастырской и Сергея Магеры с маэстро Мути, симфонического оркестра Национальной оперы Украины и Молодежного оркестра Луиджи Керубини из Италии, артистов Мариупольского муниципального оркестра «Ренессанс», хора Национальной оперы Украины, камерного хора «Кредо», ансамбля классической музыки им. Бориса Лятошинского, студентов Национальной музыкальной академии Украины и Мариупольского колледжа искусств. Важно, что концерт в Киеве состоялся во времена, когда Украина дает отпор «русскому миру».
После удивительного вечера в Киеве, этот же концерт состоялся в Равенне. Украинские музыканты и певцы приехали к итальянским коллегам по случаю 150-летия Национальной оперы Украины. Также в Италии состоялась встреча двух маэстро современности — Риккардо Мути и Валентина Сильвестрова, украинского композитора-классика, который был почетным гостем фестиваля в Равенне, творчество которого потрясло синьора Мути.
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ОДЕССКОЙ ОПЕРОЙ
К Киеву, Львову, и Одессе — музыкальным — впервые в этом году мощно присоединился и традиционно индустриальный, более научный Харьков. Речь о Kharkiv Music Fest, который проводился во второй раз, но именно в этом году вышел на поражающие масштабы совсем не городского события. За 16 дней на фестивале состоялось много серьезных по программе и исполнителям концертов, социальных акций, объединенных именем И.С. Баха, которому в 2018 году исполнилось 333 года. Этот фест засвидетельствовал интересную вещь: в настоящее время в Харькове идет важный исторический этап — возрождение традиций меценатства. Именно здесь социально ответственный бизнес начал активно поддерживать культурные инициативы типа Kharkiv Music Festу, который расширил рамки обычного классического фестиваля, благодаря уникальным мультижанровым концертам на нестандартных концертных площадках, беспрецедентным просветительским и социальным программам с участием музыкантов со всего мира. Инициатором проведения многодневного музыкального марафона стал 33-летний харьковчанин, который уже 10 лет живет в США, Станислав Христенко — пианист, дирижер, лауреат престижных конкурсов, поддержанный президентом фестиваля Сергеем Политучим и его очень креативной командой (кстати, такой сугубо харьковский тренд). На сегодня они почти сформировали программу следующего Kharkiv Music Fest-2019, который будет в этот раз посвящен В.-А. Моцарту.
«ОПЕРНЫЙ ПРОРЫВ»
Этот год ознаменовался и «оперным прорывом». В Одессе активно взялись за формирование оперной культуры в стране. Во Львове — Василий Вовкун успешно реализовывает свою программу «Украинский прорыв» и, кроме премьер, «выстрелил» мощным и обновленным Международным фестивалем оперного искусства имени Соломии Крушельницкой. Одесса презентовала Фонд Одесской национальной оперы для поиска финансирования новых постановок и продвижения театра в Европу, поиска новых медиа, утверждения Одессы в статусе самого оперного города Украины. Львов замахнулся на «Лоэнгрина» Вагнера, общую постановку «Сказок Гофмана» с Варшавской народовой оперой и сотрудничество с прежним киевлянином, а в настоящее время главным балетмейстером нью-йоркской «Метрополитен-опера» Алексеем Ратманским.
Следовательно, юго-западный альянс (премьера «Набукко» Дж. Верди от львовской постановочной команды на сцене Одесской Оперы и большие обменные гастроли) одесского и львовского оперных наглядно доказал: украинским оперным/музыкальным театрам необходимо объединяться, ради знаковых постановок-прорывов/гастролей/фестивалей, мотивировать зрителя к культурному туризму и демонстрировать эффективность формата оперы. Весь этот комплекс действий, мнений, синергий необходим украинскому музыкальному театру, чтобы, наконец, достойно презентоваться на фоне современной мировой оперы и дать толчок для развития, прежде всего, себе. Ведь, современный оперный мир — это как другая галактика, в которую мы должны, наконец, тоже перелететь.
Над этим вопросом также активно работают и выдают интересный результат в рамках международного конкурса-лаборатории Musical art project, инициированного Богданом Струтинским, генеральным директором-художественным руководителем Национальной оперетты Украины. В результате этой инициативы молодой режиссер музыкального театра получает гранд на постановку. На фоне повышения интереса публики к музыкальному театру вообще и бурного, даже революционного развития музыкального театра в Украине, этот конкурс становится мощной стартовой площадкой для молодых режиссеров именно в этом направлении.
Следовательно, наступили времена смелых, дерзких, упрямых и талантливых. «Догмы спокойного прошлого не годятся для бурного настоящего»...
Выпуск газеты №:
№235-236, (2018)Section
Культура