Перейти к основному содержанию

Время собирать аншлаги

В Молодом театре — премьера: «Требуются обманщики!»
04 июня, 16:35
ФОТО ВИОЛЫ СОКОЛАН

Под броским названием новой комедии Киевского академического Молодого театра «Требуются обманщики!» скрывается некогда широко популярная пьеса французского драматурга Ива Жамиака «Месье Амилькар, или Человек, который платит» (перевод, сценическая редакция и адаптация Алексея Дроздовского). Это история о бухгалтере, изобретшем экстравагантный способ решить свои жизненные проблемы: за внушительные гонорары он нанимает людей, которые должны изобразить-сыграть его жену, дочь и лучшего друга. И все бы ничего, но штука в том, что живые чувства — плохой товар, не поддающийся ни учету, ни контролю! Разумеется, в финале все перевернется с ног на голову и произойдет чудесное превращение — вместо эмоциональных подделок и чувственных имитаций появятся привязанность и даже любовь. И когда обнаружится крупная растрата, Амилькар уедет отбывать срок, но, уже зная: его возвращения будет ждать не купленная, а настоящая семья...

Собственно, опус этот в меру незамысловат, в меру поучителен, весьма комичен, вдобавок предлагает обмозговать важные для человека вопросы бытия, пусть и сведенные к тривиальным формулировкам. Именно эти качества в скором времени принесут дивиденды: искреннюю зрительскую симпатию и в результате — неплохие кассовые сборы. Последний пункт нынче обретает особую актуальность — в очередной раз бюджет театра, и не только Молодого, был урезан, а значит, самое время собирать аншлаги.

За постановку в финансовом плане стратегически важного спектакля взялся молодой режиссер Стас Жирков, выпустивший в прошлом сезоне на малой сцене Молодого театра весьма примечательную «Любовь людей» Дмитрия Богославского. «Требуются обманщики!» выкроен по бенефисно-антрепризным театральным лекалам, что как нельзя лучше соответствует фактуре самого материала, далекого от иных задач, кроме как развлекательных. Действие, будто цветастый лоскутный костюм клоуна, собрано из разножанровых элементов — здесь встык смонтированы цирковые гэги, откровенно эстрадные репризы, анекдотично-экцентричные пантомимы, меткие пародии — словом, все то, что беспроигрышно должно вызвать взрывы смеха в зрительном зале.

Соответственно замыслу и посылу в этом спектакле игра как таковая выходит на первый план, подчеркивая скоморошью родословную актерского искусства. Исполнители ловко жонглируют масками, и каждый на свой лад устраивает поучительный спектакль для мизантропа Амилькара. Далекая от идеальной пара юных влюбленных — Вирджиния (Анастасия Евтушенко) и Поло (Александр Ромашко) демонстрируют необузданную пылкость и весьма своеобразную нежность, вызывая у Амилькара приступы зависти. Мама Элеоноры (Тамара Яценко) искренне переживает за дочь, пытаясь разобраться, где игра, а где правда, тоже не претендуя ни на толику вознаграждения. А нанятый «лучший друг» Машу (Владимир Кокотунов) и вовсе откажется от гонорара, вспомнив о человеческом достоинстве и даре художника. Едкое наблюдение драматурга и режиссера справедливо и по сей день: мы задумываемся о необходимости бескорыстия и собственной бесценности, лишь когда нас начинают продавать и покупать, оптом и в розницу, под шумок какой-нибудь очередной «акции» вроде выборов.

А что же сам месье Амилькар, подавшийся на базар за счастьем? Его играет в спектакле универсальный и тонкий Алексей Вертинский — актер, начисто лишенный способности к желчной убийственной иронии (которую в этом тексте традиционно делают главной интонацией героя). Хотя именно это отсутствующее качество делает образ и глубже, и драматичнее. Ведь практически сразу угадываешь: этот Амилькар лишь искусно мимикрирует под расчетливого хладнокровного циника, живущего в таком же холодном, аскетичном мире (художник Юлия Зауличная обшила пространство комнаты глянцевыми листами жести и строго дозировала цветовую гамму спектакля). Ни его показная строгость, ни напускная серьезность не помогают скрыть нежную, словно цветочный бутон, душу. Эксцентричная актриса Элеонора, ярко и с неподражаемой пародийной интонацией сыгранная Викторией Авдеенко, первая разглядит в Амилькаре существо, страдающее от неспособности верить людям.

Разогнав спектакль до фантастической скорости, в финале Стас Жирков вдруг дернет «стоп-кран». И сбросив маску записной шутихи, Элеонора — Авдеенко проникновенно и как-то очень нежно, словно пеняя ребенку за шалости, растолкует обанкротившемуся бухгалтеру, что на самом деле ценно и дорого. Эффект от этого финального урока, подготовленный предыдущими полутора часами хорового хохота, пожалуй, самое значимое в этой комедии, пусть и расположен этот «питательный» слой на самом донышке.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать