Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Все будет «ИГРА»!

Второй год подряд фестиваль-премия бодрит всеукраинскую театральную среду
03 декабря, 10:19

В этом году, как и надлежит престижной премии, состоялись некоторые апгрейды, добавились номинации, увеличилось количество заявок, расширилась география.    

Все свидетельствует о том, что в «ИГРУ» включается все больше и больше коллективов, а это означает не только определенное сплочение театрального сообщества, а, прежде всего — начало нормальной цеховой коммуникации, которая крайне необходима украинскому театральному сообществу.

Любая премия, соревнование — это всегда движение вперед и возможность выйти за рамки своего комфортного существования, подстегнуть свой коллектив и себя, услышать критику и сделать выводы, почувствовать поощрение и показать себя более широкой общественности. Ведь «ИГРА», это не только премия, но и фестиваль с возможностью полноценных гастролей из регионов в столицу (проект инициирован Национальным союзом театральных деятелей Украины, автор идеи — Богдан Струтинский, глава НСТДУ). Получение экспертных отзывов, собственно полноценных рецензий, которые дают важный срез новейшего украинского театрального процесса глазами ведущих театральных критиков, музыковедов, журналистов. Последнее вылилось в печатный альманах по итогам первой «ИГРЫ», где спектакли получили объективную оценку десяти экспертов, став еще и, по словам главы НСТДУ Б.Струтинского, самым ценным подарком для будущих историков театра и продолжив жизнь спектаклей. Тем более, описанными являются не только спектакли-победители, но и все постановки, которые входят у лонг-лист «ИГРЫ» (в прошлом году 27, в этом — уже 30).

Важно и то, что 12 лучших постановок 2018 года, показаны на разных театральных площадках Киева, увидели международные эксперты — жюри. Их вердикт вовсе не обязательно может совпадать с нашим «внутренним» виденьем лидеров «ИГРЫ», но тем он и ценнее, такой, что заставляет задуматься, иногда поспорить, втянуться в дискуссии, возможно даже возмутиться, однако, все эти эмоции — мощный толчок к следующей работе. А это и есть то, ради чего существует премия — движение, перспектива, будущее и... контекст. С последним нам нужно жить и работать, ведь эта модель и логистика «ИГРЫ» дает возможность почувствовать и понять всем театрам Украины, в каком именно контексте мы находимся — всеукраинском или европейском. Собственно, распределение победителей, которые получили еще и денежное вознаграждение на реализацию нового проекта, об этом красноречиво свидетельствует.

Так, лучшим драматическим спектаклем стали «Плохие дороги» Киевского академического театра драмы и комедии на левом берегу Днепра. Именно этой острой, на разрыв аорты по драматургическому материалу, актерским воплощением и обнаженной, «на пределе» режиссерской работе отдали предпочтение  иностранные эксперты перед программным и масштабным «Кориоланом» Национального театра им. И. Франко. А поскольку в этом году были введены еще и индивидуальные номинации — «театральный Оскар» за лучшую режиссерскую работу вручили также Тамаре Труновой. Этот же спектакль стал победителем и в индивидуальной номинации за лучшее музыкальное (звуковое) решение спектакля Акмала Гурезова.

Однако, «Кориолан», отмеченный главными премиями на «Киевской пекторали» (лучший спектакль и режиссерская работа) в настоящее время получил три индивидуальных номинации: за лучшую сценографию Петра Богомазова, за лучшую мужскую роль Дмитрия Рыбалевского за роль Кориолана и за лучшее пластическое решение / хореографию Алексея Бусько. Последняя как раз стала одним из неожиданных сюрпризов и темой горячих споров, особенно на фоне, казалось бы, более ярко выраженных именно хореографически пластичных решений в спектакле «Орфей и Эвридика» Алексея Скляренко, «Спящая красавица» Раду Поклитару и «Правда под маской» Марчелло Алджери.

Хотя, «Правда под маской»: «Пульчинелла», «Весна священная» Львовского национального академического театра оперы и балета имени С.Крушельницкой победила в номинации «за лучшую хореографическую/балетную/пластическую постановку», обойдя «Спящую красавицу» академического театра «Киев модерн-балет». На жюри явно повлияла более целостная концептуальная картинка, темпоритм и динамика модерного балета львовян, чем сказочно-фантастический, возможно не до конца ими принят фантасмагорический мир «Киев модерн-балета».

Еще один триумфатор в двух номинациях — спектакль «Фрекен Юлия» Ивана Уривского в театре «Золотые ворота», что получил награду в номинации «Лучший спектакль камерной сцены» и «Лучшая женская роль» Инны Скорины-Калабы,  за роль Христины. И снова же, если с главной номинацией и отмечанием работы одного из самых перспективных и наиболее интересных по своему почерку, стилю, ощущению театра, как такого, —  молодого режиссера Ивана Уривского — все единодушно соглашаются, то индивидуальная номинация стала тоже поводом для  дискуссий, особенно на фоне  больших работ во всех смыслах этого слова — Натальи Сумской, Виктории Авдеенко, Виталины Библив. Однако, для совсем молодой актрисы, эта победа, очевидно, была неожиданной, а значит — станет большим стимулом на будущее. И это тоже  понятно.

Лучшим спектаклем для детей стала фееричная опера Юрия Шевченко «Король Дроздобород» Киевского муниципального академического театра оперы и балета для детей и юношества — яркая, с ариями-хитами, узнаваемыми лейтмотивами, изобретательными, характерными ансамблями, хорами и дуэтами, речитативами и даже оперным... рэпом. Все, как и должно быть именно в современной детский опере.

Лучшим музыкальным спектаклем в жанре опери/оперетты/мюзикла стал «Скрипач на крыше» Киевского национального академического театра оперетты. Это масштабная постановка, которая является работой с четко выраженным мировоззрением зрелого театрального мастера. Философская и лирическая постановка Б.Струтинского является метафорическим рассказом об одной большой семье и о том, как найти настоящие ценности во времена неумолимых изменений...

Лучшим поисково-экспериментальным спектаклем — «Мир в ореховой скорлупе» Киевского академического театра на Печерске. Постановка Дмитрия Захоженко создана по мотивам бестселлера одного из самых известных астрофизиков современности — Стивена Хокинга, который был прикован к инвалидной коляске, но идеи этого ученого ведут  к границам человеческого познания! В спектакле актеры общаются со зрителями и просто, креативно, увлекательно рассказывают о Вселенной. Есть ли у нее начало? Что такое материя? Откуда появилась жизнь? Одни ли мы во Вселенной? Это спектакль о том, как смелость нескольких ученых может перевернуть наше представление о мире!

Почти все спектакли, которые победили в этом году, —  киевские, за исключением «Правды под маской» Львовской Оперы. Так вышло, что «ИГРА» — на стороне столицы. Однако уровень был настолько высок и, возможно, не все «приезжие» спектакли раскрылись полностью на новых сценических площадках столицы (это тоже ценный и важный опыт, как в любых конкурсах), что фестиваль-премия «ИГРА» №3 сразу после церемонии награждения второй — уже ожидается с еще большей надеждой, интригует (ведь мы знаем, сколько удачных и конкурентоспособных спектаклей появилось в этом году по всей Украине) и вдохновляет. Все будет «ИГРА»!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать