Все на выборы!
В Киевском Театре на Подоле артисты и зрители «поиграли» в демократиюСпектакль «Дворянские выборы» по пьесе Григория Квитки- Основьяненко поставил режиссер Виталий Малахов (сценография Марии Погребняк, музыкальное оформление Владимира Борисова, в ролях выступили актеры — Сергей Сипливый, Федор Ольховский, Лариса Трояновская, Игорь Волков, Роман Халаимов, Александр Фоменко, Александр Данильченко, Андрей Пархоменко и др.).
Если у вас сломался телевизор и вы лишены возможности посмотреть нынешние душераздирающие заседания ВР — сходите на спектакль «Дворянские выборы». Хотя эта пьеса была написана в XIX веке, но создается впечатление, что она суперсовременна (в ней речь идет о бесконечной гонке: «честных» выборов-перевыборов).
Зрители попадают не на спектакль, а на дворянские выборы, куда съезжаются кандидаты, а точнее плуты — на дележ «хлебных мест». О характерах и нравах персонажей автор заявляет уже в самом начале этой истории, давая своим героям нарицательные фамилии — и сразу понимаешь кто есть кто: Кожедралов, Выжималов, Меринов-Кобылин, Заправлялкин, Староплутов. Действие разворачивается в одной комнате, которую сценограф задекорировала в аляповатые ткани, создав образ провинции. Пространство получилось лаконичное: стулья, урны для голосования да ложи по бокам для наблюдателей. Надо сказать, что начало спектакля озадачивает зрителей: стать наблюдателями выборов приглашают не подсадных актеров, а присутствующих в зале троих мужчин. Именно они становятся независимыми и честными экспертами. На протяжении всего действия импровизированная «комиссия из природных дворян» сидит на сцене и хором выкрикивает то, что им велят такие же «неподкупные» участники собрания. Они и голосуют по приказу. Словом, все как на наших выборах — любой каприз за ваши деньги. Бросается в глаза искренность, непосредственность «экспертов», которые порой даже переигрывают профессиональных актеров.
А происходит это потому, что ансамбль в спектакле подобран негармонично и получился неравнозначным по качеству игры актеров. Из десяти присутствующих на сцене интересно было наблюдать только за Драчугиным (Федор Ольховский), Выжималовым (Александр Данильченко), и, временами, Мериновым-Кобылиным (Игорь Волков). Колоритный Драчугин (по прозвищу «англичанин») — этакий франт, повеса, прокутивший все деньги и жаждущий их «вливаний» в свой карман. Когда в конце ему не хватило должности, он капризно, как ребенок, просит: «Господа, ну дайте же и мне какое-нибудь доходное место»! А Выжималов — лукавая бестия. Вроде ни разу «не занес топора», и желание имеет только одно — выпить, ан нет, тоже пролез на хлебную должность судьи, устроился, талантливый прохвост... Следует заметить, что актеры Ольховский и Данильченко очень выделялись на фоне своих коллег. Может быть, потому, что в пьесе недостаточно прописаны темные и светлые стороны характеров. Режиссер как будто правильно почувствовал общее настроение, тон автора пьесы. Да, были яркие мизансцены (спящий на стуле Выжималов), интересные находки (постоянное «сорри» Драчугина, не вовремя входящего в комнату). Но была и беспомощная игра роли Кожедралова (Роман Халаимов). Если у Квитки-Основьяненко вокруг зловещей фигуры Кожедралова крутится весь сюжет, то в спектакле он производит впечатление «мелкой сошки»: невыразительные жесты, вялое слово, лишенное энергетики. В дуэтных сценах актер не ведет линию, а в результате — провисает действие. И это тот герой, который держит в страхе округу, подчиняя своей воле всех и вся?! Который врет, и при этом на Библии присягает?!
А раз нет стержня, то и спектакль идет без острых поворотов. Даже драки, пьянки и голосование получились смазанными и не впечатляют зрителей. Актерам не хватает игрового азарта. А ведь автор нарисовал довольно яркую картину надувательства, у которой есть славное прошлое, энергичное настоящее и прогнозируемое будущее. Как же тут можно играть без куража? Текст у Квитки-Основьянко настолько сочный и прозрачный, что тогдашняя цензура даже не пропускала пьесу при жизни автора, и она была сыграна лишь единожды. Дело в том, что высокие чиновники узнавали себя в героях «Дворянских выборов». Жаль, что режиссер из острого материала сделал деликатный, даже очень робкий спектакль. Постановке Малахова явно не хватает «перца» и остроты. Хотя режиссер и старался не «сползти» на комизм, а «копать» глубже...
Выпуск газеты №:
№28, (2008)Section
Культура