Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Вспоминая о теноре

12 октября, 19:37
В ПАРТИИ ГЕРЦОГА В ОПЕРЕ «РИГОЛЕТТО» Дж. ВЕРДИ АНАТОЛИЙ СОЛОВЬЯНЕНКО ДЕБЮТИРОВАЛ НА ОПЕРНОЙ СЦЕНЕ / ФОТО ИЗ АРХИВА

В Музее театрального, музыкального и киноискусства Украины проходит выставка, посвященная 75-летию со дня рождения Анатолия Соловьяненко.

Здесь можно увидеть уникальные фотографии, театральные программы, личные вещи легендарного певца, эскизы декораций к оперным спектаклям, которые придумали известные художники: Евгений Лысык, Федор Нирод, Александр Бурлин. Одной из «изюминок» экспозиции является сценический костюм Анатолия Борисовича к роли Герцога (в опере Дж. Верди «Риголетто» он дебютировал в качестве профессионального певца). Этот костюм достался певцу в подарок от его учителя Александра Николаевича Коробейченко.

Природа щедро одарила Анатолия Борисовича редким голосом, стройностью телосложения, а также звонкой фамилией, которая так метко определяет его «соловьиное пение». В исполнительской манере артиста своеобразно сочетались вдохновение, романтика и глубокий лиризм с эмоционально открытым актерским искусством. От родных народных песен берет свое начало лирико-драматический дар певца. Эти черты с особой полнотой проявились в трактовке героико-романтических партий отважного, влюбленного в свою невесту Оксану, молодого казака Андрея («Запорожец за Дунаем» С. Гулака-Артемовского) и юного княжича Владимира Игоревича («Князь Игорь» А. Бородина).

В каждой работе А. Соловьяненко широта его таланта, его темперамент прекрасно соединяются в стремительности проявления эмоций и всегда руководствуются его мнением и волей, с филигранным мастерством нюансирования, с отточенностью каждой вокальной интонации и актерской детали.

Обогащая свой оперный и концертный репертуар, используя стилистическое разнообразие, артист успешно усвоил своеобразие классических оперных партитур французских композиторов, мастерски исполняя партию иронического, смелого Фра Дьяволо в одноименной опере Д. Обера, Надира в «Искателях жемчуга» Ж. Бизе, Кавалера де Грие в опере «Манон» Ж. Маснэ и Фауста в опере Ш. Гуно.

Выступления Анатолия Соловьяненко всегда вызывали большой интерес. Стремительно расширялась география гастрольных маршрутов певца. Он постепенно становился настоящим мастером вокального искусства, но никогда не переставал совершенствовать уже готовые роли и программы, никогда не переставал учиться.

Легендарность этого мастера оперного пения в том, что уже являясь народным артистом, он поступил в Киевскую государственную консерваторию им. П. Чайковского в класс профессора Е. Чавдар, углубляя свои знания по истории музыки, гармонии, полифонии, вокальному искусству, успешно совмещая обучение с напряженной исполнительской деятельностью и большой загруженностью в театре.

В 1978 году он блестяще закончил консерваторию сольным концертом в Киевском дворце культуры «Украина». Большой зал зрителей, почитателей его таланта, даже не подозревал, что артист сдает свой выпускной экзамен.

Всегда требовательный к себе, Соловьяненко считал, что каждое представление, каждый концерт является также своеобразным экзаменом по профессиональной зрелости. Его гастроли на оперных сценах и концертных эстрадах Кубы, США, Канады, Японии, Австралии и Новой Зеландии, во многих странах Европы всегда проходили с большим успехом.

О высоком международном авторитете украинского певца свидетельствует и то, что в сезоне 1977—1978 гг. А. Соловьяненко первого из теноров пригласили в знаменитый Нью- Йоркский театр «Метрополитен- опера» для участия в спектакле «Кавалер роз» Р. Штрауса и «Сельская честь» П. Масканьи.

Сам певец самым сложным и ответственным экзаменом для себя считал участие в спектаклях Большого театра «Евгений Онегин» П. Чайковского и «Садко» Н. Римского-Корсакова. Исполнить партию Ленского на прославленной сцене, где были еще живы традиции Л. Собинова, И. Козловского, С. Лемешева, было давней мечтой Анатолия...

На Киевской оперной сцене Анатолий Соловьяненко дебютировал арией Герцога в опере Дж. Верди «Риголетто». Произошло это 18 ноября 1963 года. Работу над оперными партиями певец совмещал с подготовкой и исполнением концертных программ. Это были романсы композиторов-классиков и обработки украинских народных песен Н. Лысенко, Я. Степового, Г. Майбороды.

С глубокой радостью и удовлетворением почитатели самобытного таланта А. Соловьяненко отозвались на присуждение ему Ленинской премии за 1980 год, которую художник передал в Фонд мира. За концертные программы 1995—1996 гг. певец удостоен Шевченковской премии. Его творческой деятельности была дана высокая оценка за границей — итальянское правительство наградило Анатолия Борисовича знаком отличия президента «Почетным крестом командора» Итальянской Республики...

Известие о смерти певца было неожиданным. Произошло это 29 июля 1999 года. Сердечный приступ застал его в Козине, на даче, где его и похоронили по его желанию. Но человек живет столько, насколько жива память о нем...

Выставка в Музее театрального, музыкального и киноискусства Украины излучает какое-то особое тепло, как и сам певец излучал его для людей, которые общались с ним как в театральном зале, так и в жизни.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать