Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Вспомним баса Василия Пазыча

16 ноября «Севильским цирюльником» стартует новый творческий проект «Золотые голоса Киевской оперы»
15 ноября, 11:43
СЦЕНА ИЗ ОПЕРЫ «СЕВИЛЬСКИЙ ЦИРЮЛЬНИК»: ДОН БАЗИЛИО (ВАСИЛИЙ ПАЗИЧ ) И ФИГАРО (НИКОЛАЕ ХЕРЛИ) / ФОТО ИЗ АРХИВА НАЦИОНАЛЬНОЙ ОПЕРЫ УКРАИНЫ

В спектакле «Севильский цирюльник» Дж. Россини главные партии исполнят солисты Национальной оперы Украины: Владимир Опенько (Фигаро), Ольга Нагорная (Розина), Николай Шуляк (Альмавива), Сергей Магера (Базилио), Сергей Скубак (Бартоло), Людмила Цыган (Берта), чтобы почтить память блестящего украинского баса Василия Илларионовича Пазыча. Этот вечер начнет долговременный художественный проект «Золотые голоса Киевской оперы», цель которого — вспомнить выдающихся вокалистов, что работали на этой сцене в 1950—1990-х годах.

Василия Пазыча публика боготворила. В 1960—1970-х певец входил в золотое вокальное созвездие басов, представленное такими именами, как Иван Паторжинский, Борис Гмыря, Андрей Кыкоть... Всего в творческой наработке Василия Илларионовича было свыше пятидесяти оперных партий!

Он окончил Харьковскую консерваторию в 1955 году и уже через год спел Тараса Бульбу на киевской сцене. А вскоре Пазич очаровал слушателей вокально-сценическими интерпретациями образов Карася в «Запорожце за Дунаем», Выборного в «Наталке-Полтавке», Тура в «Богдане Хмельницком». Ежегодно наработка артиста пополнялась несколькими новыми партиями мирового и отечественного репертуара. Творческая одухотворенность Василия Пазыча сочеталась с совершенным вокальным мастерством, артистизмом и сценической культурой. Так, в «Мазепе» он пел трагическую партию Кочубея, в «Евгении Онегине» — аристократически изысканного Гремина, в «Царской невесте» — Малюту, в «Князе Игоре» — Кончака, а в «Аскольдовой могиле» — Неизвестного. Василий Илларионович был очень эффектным и самобытным Мефистофелем в «Фаусте», Нилаканта в «Лакме». И в то же время творил динамическими вокальными красками партию Бориса Тимофеевича в первом прочтении на киевской сцене дирижером К. Симеоновым и режиссером И. Молостовой одной из самых сложных опер ХХ века — «Екатерине Измайловой» Д. Шостаковича. Композитор, побывав на премьере, очень высоко оценил исполнительское мастерство Василия Пазыча. Послушав в исполнении украинского баса «Патетическую ораторию» в концертном зале Ленинградской филармонии, композитор Г.Свиридов был в восторге.

Старшее поколение зрителей и сегодня вспоминает мощный и тембрально красивый, богатый обертонами и наполненностью звучания голос Пазыча. Голос, что для певца, без преувеличения, — все! Это настолько тонкий инструмент, который, образно говоря, неправильной настройкой можно испортить и даже уничтожить. У Василия Илларионовича сложилась именно такая несчастливая судьба. Дирекция ставила певца на разные партии, которые не всегда подходили ему по тиссетуре, и вокалист поплатился самым главным — своим голосом! Партия Бориса Годунова для баса-профундо для Василия Илларионовича стала фатальной! В 45 лет, то есть в самом расцвете творчества, певцу пришлось делать операцию на голосовых связках, после которой на оперной карьере он поставил крест. Но Пазыч не сломался, перестроившись на камерное исполнительство. С успехом много гастролировал, принимал участие во многих концертах и фестивалях. После работы в Киевской филармонии бас выступал солистом Центрального ансамбля песни и танца группы советских войск в Германии. Но это уже были совсем другие страницы творческой биографии певца...

Изучая биографии известных украинских певцов ХХ века, ловлю себя на мысли, что почти все они — более и менее талантливые, просто известные и большие мастера — жили как в золотых клетках. Признанные публикой, достаточно часто обласканные властью, неплохо обеспеченные материально, они, однако, не имели самого главного — возможности свободно и полностью реализовать себя в любимом деле. В советское время находились под идеологическим прессингом, хоть, казалось бы, какая идеология может быть в оперном театре (?), где господствует музыка Верди, Леонкавалло, Пуччини, Чайковского, Лысенко, Римского-Корсакова, Шостаковича! И хоть то было золотое время украинской вокальной школы, но, к сожалению, слишком ограниченное в своем творческом проявлении за рубежом, где могло бы произвести настоящий фурор.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать