Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Вспомним Лятошинского

Об одном из основоположников модерна в украинской музыке «Дню» рассказала профессор НМАУ Марианна Копица
13 апреля, 20:37
БОРИС ЛЯТОШИНСКИЙ

«Композитор, голос которого не доходит до народа, это даже не ноль, а отрицательная величина. И я буду стремиться, чтобы моя музыка была близка народу», — эти слова принадлежат легендарному украинскому композитору, дирижеру и педагогу Борису Николаевичу Лятошинскому, который умер 15 апреля 1968 г., оставив огромное творческое наследие и замечательных учеников, ныне продолжающих его дело.

Доктор искусствоведения, профессор НМАУ Марианна Копица многие годы посвявшая изучению творчества великого маэстро, автор нескольких монографий и книг, в частности «Епістології в лабіринтах музичної історії», двухтомника «Епістолярна спадщина: Б. Лятошинський — Р. Глієр, листи», сетует, что сейчас в Украине незаслуженно забывают произведения Бориса Николаевича Лятошинского. А ведь везде в мире чтят своих гениев и гордятся ими, а в дни рождения и даты смерти знаменитых композиторов повсюду звучит их музыка.

— Борис Николаевич Лятошинский — имя, знаковое в национальной культуре нашей страны, и личность, оставившая заметный след в украинской классической академической музыке, — подчеркнула Марианна КОПИЦА.— Я поставила бы его в ряд с самыми выдающимися классиками музыки ХХ века, такими как Шимановский, Шостакович, Стравинский, Прокофьев... Этот композитор прожил достаточно большую и полную сложностей творческую жизнь.

Первый опус Лятошинского был датирован еще предвоенным временем. Перед Первой мировой войной Борис Николаевич, будучи молодым человеком, закончив училище в Житомире, поступил на юридический факультет Киевского университета. Но его и там не оставляла любовь к музыке, и Лятошинский написал письмо тогдашнему ректору вновь открытой Киевской консерватории Рейнгольду Глиэру о том, что хотел бы учиться музыке. И получил замечательную открытку, которая сегодня хранится в Музее-квартире Б.Н. Лятошинского: «Его Высокоблагородие господина Бориса Лятошинского приглашаю к себе на первый урок. Профессор Глиэр». С этого момента началась большая дружба этих двух людей и музыкальная карьера Бориса Николаевича...

А последний опус датирован 1968-м годом. Годом, знаменательным для нашей украинской культуры и стран Восточной Европы (шестидесятничество). Казалось бы Лятошинский заканчивал свой творческий путь, но его тоже можно причислить к ярым шестидесятникам. И не только потому, что Борис Николаевич имел таких учеников, как Сильвестров, Грабовский, Дычко, Карабиц, Станкович, Гадзяцкий, которые стали шестидесятниками, а и потому, что он сам (от первого до последнего произведения) не прекращал поиска, достигая ярких результатов в своем творчестве. Когда в 1960-тые годы открылся «железный занавес», к нам хлынула огромная информация о западной музыке. Все начали ее слушать. А Борис Николаевич написал свою знаменитую Четвертую симфонию, где поставил знаки 1960-х — знаки новой музыки модернистского направления. Это была реминисценция его модерной музыки 1920-х. У Лятошинского уже были написаны «Соната-баллада» для фортепиано и «Отражение». Он повторил идею Равеля по поводу субъективных и объективных идей и мыслей героя в отражении на объективную реальность. Еще в 1920-ых Борис Николаевич задал себе вопрос: «Что есть истина?». В чем она: в том, чтобы бороться и познавать, или в том, чтобы построить себе «замок из слоновой кости» и жить в нем? Лятошинский в 1960-х возвратился к этим идеям и дал гениальную концепцию вечности жизненного цикла, воплотив идею в звуке колоколов — символе вечности.

Для нас Борис Лятошинский — основоположник симфонизма, автор пяти симфоний, в которых отразил ритм жизни нашей страны. В оперной музыке продолжил традиции Николая Лысенко. Его оперы «Щорс» и «Золотой обруч» — это героические эпопеи. Лятошинский дружил и работал с Довженко. Они даже фильм «Иван» начинали вместе. Борис Николаевич также продолжатель традиций Веделя, Бортнянского, Березовского в хоровой музыке. Эти традиции потом подхватили его ученики...

В Ворзеле сохранилась дача, где композитор писал свои симфонии. В Уваровском доме, построенном Терещенками, где теперь Музей Ворзеля, есть комната, посвященная Борису Николаевичу.

В конце 1990-х, готовя к столетию Б.Н. Лятошинского материал, я поехала в архив Р. Глиэра в Москву и нашла там уникальные документы. Это были письма Бориса Николаевича к своему учителю. Вообще Фонд Р. Глиэра — несметный кладезь документов и нот первого ректора Киевской консерватории. Вторая половина писем находилась в Киеве (в домашнем архиве Лятошинского). Должна признаться, что поначалу ко мне в семье композитора отнеслись несколько настороженно, и только когда увидели, что я с добром пришла в их дом, что люблю и всю жизнь занимаюсь творчеством Бориса Николаевича, мне открыли вторую половину писем. Это практически полвека переписки, более 500-т писем! Так родилась книга «Епістолярна спадщина. Борис Лятошинський — Рейнгольд Глієр, листи». В работе мне очень помогала хранительница архива Бориса Николаевича — Ия Сергеевна Царевич (племянница Маргариты Царевич, жены Лятошинского, с пяти лет воспитывавшаяся в доме композитора). Ия Сергеевна оставалась хранительницей архива маэстро до последнего своего дня. Год назад ее не стало... Она вспоминала дни, когда фашисты пришли в Киев. Тогда в уникальном доме писателей — по улице Ленина, 63, где жил Лятошинский, немцы основали штаб. Была опасность, что может пропасть все, что было в доме. И тогда тесть Бориса Николаевича взял телегу и вывез архивы в Ворзель. Там они и хранились всю войну. Сейчас заботится о доме в Ворзеле сын Ии Сергеевны Валерий Александрович Гомон. У него есть дети, так что наследие композитора в надежных руках.

СПРАВКА «Дня»

Борис Николаевич ЛЯТОШИНСКИЙ (1895—1968 гг.) — знаменитый украинский композитор, дирижер и педагог. В 1918 г. окончил юридический факультет Киевского университета, в 1919-м — Киевскую консерваторию по классу композиции Р.М. Глиэра. С 1920-го преподавал в той же консерватории, с 1922 г. вел класс композиции, а с 1935 г. — профессор (в 1935—1938 и 1941—1944 гг. одновременно профессор Московской консерватории), создатель композиторской школы (И. Белза, Л. Грабовский, И. Карабиц, В. Сильвестров, Е. Станкович, И. Шамо). Творческое наследие Лятошинского охватывает все музыкальные жанры; его произведения отмечены высоким мастерством и яркой индивидуальностью стиля, в котором сочетаются характерные особенности музыкальной культуры славянских народов. Автор опер «Золотой обруч», «Щорс», произведений для оркестра (в том числе пяти симфоний, трех симфонических поэм, трех сюит), пяти струнных квартетов, «Украинского квинтета» и других инструментальных ансамблей; кантат, хоров, фортепьянных пьес, романсов, музыки к драматическим спектаклям и фильмам, в частности «Тарас Шевченко». Б.Н. Лятошинский скончался 15 апреля 1968 года и похоронен на Байковом кладбище в Киеве.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать