Вторая попытка Артуро Уи
В 1985 году на малой сцене немногим счастливчикам удалось увидеть эту постановку. Артисты сыграли всего шесть спектаклей. Тогда, в основном, кресла заполняли многочисленные чиновники Министерства культуры и партийные боссы. Очень неуютно они себя ощущали, сидя в зале. Вроде классика, немецкий драматург, почитаемый во всем мире. Авантюрная история восхождения гангстера к вершинам власти далека от «прекрасной социалистической современности», но в гротескном сюжете явно просматривались параллели с нашим житьем- бытьем. Режиссеру делали замечания, требовали сгладить углы, но спектакль от переделок становился еще резче. Думали, думали чиновники и нашли замечательный ход: пришли пожарники и закрыли малую сцену франковцев, на которой шел спектакль (она закрыта по сей день!).
Хождение по инстанциям ничего не дало. Какое-то время Валентин Козьменко-Делинде продолжал работать как режиссер-сценограф. Театралы наверняка помнят его авангардную работу — шекспировский «Сон в летнюю ночь». По цензурным соображениям не выпустили спектакль «Гнездо глухаря» В. Розова. Последней постановкой Валентина Никитовича в стенах театра им. И. Франко стало вампиловское «Прощание в июне». Название символическое, так как разлука с Украиной затянулась на десятилетия. Режиссер вначале уехал на стажировку к Олегу Ефремову во МХАТ, а затем в Словакию, где работает по сей день в пряшевском театре. Его супруга Людмила — ведущая актриса этого театра. Три года назад у их родился сын Кристиан. Впрочем, связь с родиной В. Козьменко-Делинде никогда не рвал. Часто приезжает в Украину.
Когда в прошлом году появилась идея возродить «Карьеру Артуро Уи», то по первому зову собрались «театральные зубры»: Богдан Ступка, Лесь Заднипровский, Владимир Ничипоренко, Василий Мазур, Наталья Лотоцкая, Ирина Дорошенко, Людмила Смородина. Нынешний спектакль адаптирован к большой сцене, по-новому расставлены акценты. Получилось свежо и современно, вроде и не было стольких лет забытья.
Накануне премьеры Валентин Никитович признался, почему именно сейчас решил вновь обратиться к своей старой постановке: «Во-первых, Брехт не устарел и продолжает быть интересным. В «Карьере...» в гротескной форме разворачиваются шекспировские страсти. Герой буквально идет по трупам к власти, сметает соперников на своем пути, что сегодня для нас как никогда актуально. Во-вторых, возродить этот спектакль предложил мне Гете-институт. В-третьих, появилась возможность встретиться со своими старыми друзьями-франковцами и вспомнить, как молоды и задиристы мы были. Я уверен, что скоро наш спектакль опять закроют. Изменилось время, страна, да и все мы. Но никто не любит, дабы ему наступали на больной мозоль. Слишком много параллелей вызывает этот спектакль».
Выпуск газеты №:
№173, (1999)Section
Культура