Перейти к основному содержанию

«Выход из зоны комфорта»

18 февраля в Национальной филармонии Украины прозвучат произведения Валентина Бибика, Ивана Канчиалози и Александра Родина
15 февраля, 15:38
Фото Александра ПУТРОВА

В контексте генеральной классико-романтической линии репертуарной политики столичной филармонии концертную программу «Диалог между странами» можно назвать «выходом из зоны комфорта».

 Изначально планировалось представить музыку современников: итальянского композитора Ивана Канчиалози и украинского композитора Александра Родина. Но в какой-то момент у дирижера Богдана Плиша возникла идея сыграть в этом концерте и произведение Валентина Бибика. И это хорошо, ведь после ухода композитора в 2003 году, который родился в Харькове, а умер - в Тель-Авиве, его музыка в Украине звучит нечасто. Напомним, в конце 2010 г. по инициативе Романа Кофмана состоялась премьера в концертной версии масштабной (до четырех часов звучания!) оперы «Бег» В. Бибика, в основу которой положена одноименная пьеса М. Булгакова. С тех пор лишь единичные смельчаки брались за воспроизведение далеко не простых для исполнения бибиковских партитур. Хотя сама музыка в меру экспрессивная и величественная одновременно.

На этот раз нам представят «Семь миниатюр» для струнного оркестра Валентина Бибика, произведение, написанное еще в 1975 году.

Имя Ивана Канчиалози (или Канцьялози, как эту фамилию еще транскрибируют с итальянского) впервые у нас прозвучало на фестивале Kyiv Contemporary Music Days в 2016 году. Композитор выступил с лекцией «Микротональная музыка в ХХ веке». Он окончил Эстонскую академию музыки и театра, Гётеборгский университет музыки и драмы и продолжил обучение в аспирантуре Консерватории Бирмингема. Произведение, которое сейчас прозвучит, называется «Лиссажу». «Это композиция, представляющая мои художественные поиски последних лет, - комментирует автор. - Этот опыт базируется на идее создания эстетической музыки на основе геометрических изображений. Лиссажу - физическое явление, которое создает красивые фигуры, объединяя два перпендикулярных осциллятора в простом соотношении. На создание этой композиции меня вдохновили работы английской художницы Бриджет Райли, которые, с моей точки зрения, отражают истинное движение и совершенство форм современного искусства».

Киевлянину Александру Родину - третьей фигуре программы - повезло, пожалуй, больше: его и исполняют, и знают. Его гимн-реквием Stabat Mater для сопрано, меццо-сопрано и струнного оркестра, премьера которого состоялась в 2015 году, писался во время трагических событий Майдана. Как отмечает автор: «Самые драматичные моменты истории, по моему мнению, изображают неизменные во все времена четкие контуры апокалипсиса: кровь и огонь, страх и мужество, ненависть и любовь, боль и несгибаемый дух, смерть сыновей и скорбь матерей. Изменились ли ощущения матери, потерявшей сына, со времен Христа и Девы Марии? Из этого вопроса и родилась эта музыка»...

Исполнители - Киевский камерный оркестр под руководством Богдана Плиша (на фото), солисты - Анжелина Швачка (меццо-сопрано), Алла Родина (сопрано) и Виктор Иванов (скрипка).

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать