Взгляд из Амстердама
В Фонде содействия развитию искусств проходит выставка De profundis двух голландских художников: Жозеван Туберген и Рене ван Кемпена![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20070613/495-7-2.jpg)
Мастера из Амстердама привезли свои новые работы, чтобы поделиться с украинскими зрителями тем, что их больше всего тревожит в последнее время. Так обычно общаются с друзьями в длинном разговоре. Немало украинцев сегодня могут с помощью интернационального английского поговорить с иностранцами, а тут и слов много не нужно, когда речь идет о визуальном современном искусстве.
Всем хорошо известно наследие великих художников прошлого, среди которых Рембрандт, Вермеер, ван Гог и многие другие, прославившие Нидерланды в истории мирового искусства. Парадоксально то, что современная культурная деятельность оставалась по сравнению с прошлой более неизвестной. Но знаменательным для нашего времени является то, что мы все больше можем узнавать западную культуру не только из книг, а непосредственно.
Так, история этой выставки началась с совместного участия художников различных стран в Немецком арт-фестивале, состоявшемся в Магдебурге. С тех пор, начиная с 2000 года, украинцы и голландцы находили все больше точек соприкосновения в своих взглядах на искусство. Например, участница этих фестивалей художница и искусствовед Елена Голубь стала одним из кураторов данной экспозиции, а вторым является директор Фонда содействия развитию искусств Юрий Круликовский, который с радостью поддерживает все новое и интересное во всех видах художественного творчества. Существенно поддержали дипломаты Посольства Королевства Нидерланды в Украине и программа «Матра», которые помогли издать каталог выставки и оформить графические произведения. Посол Королевства Нидерланды в Украине Рон Келлер, хорошо разбирающийся не только в политике, неоднократно выступал поклонником современного искусства.
Что касается творчества Жозеван Туберген и Рене ван Кемпена, то для их работ характерно удачное сочетание использования новейших технологий с глубинным, существенным продолжением гуманистической тенденции, присущей традиции великих мастеров «золотого века». Это угадывается в нерядовом интересе к «маленькому» человеку и в почтительном отношении к деталям бытия. Они художники с высшим образованием (и, нужно сказать, не с одним), за плечами которых немало международных выставок. Например, художники изучают такие малоэстетичные артефакты, как царапины на стенах и другие граффити, проявления уличной жизни и ее мониторинг на телеэкране — все это становится для них источником творческих возможностей.
Жозеван Туберген посетила немало стран Европы, была также и в Украине, путешествовала по таким экзотическим и далеким странам, как Индия, Непал, Бразилия и Куба. Последние ее работы связаны с мотивами Восточной Европы. Когда Жозеван возвращается домой, она трансформирует фотографии в рисунок и другие графические техники и проектирует увиденное на бумагу, полотно или другой художественный объект. Ее творчество напоминает интересную и драматическую игру с использованием языка и образов различных народов, таких как граффити на стене и другие знаки (серии «Мировоззрение», «Объявления», «Характеры»).
Жозеван Туберген работает в разнообразных видах визуального искусства: живописи, графике, инсталляциях объектов. «Бытовые вещи, здания и их детали, использующиеся из поколения в поколение, я комбинирую с языковыми посланиями от людей к людям, из прошлого в настоящее, я даю им новую жизнь и с их помощью создаю новые истории. Таким образом я пытаюсь найти ответы на мои вопросы», — говорит Жозеван.
Рене ван Кемпен в своих работах по большей части выступает как аналитик. Он считает существенным брать за основу своих произведений не только непосредственные впечатления, а и те, что по большей части продуцирует медиа-пространство. Ведь современный человек воспитывается в основном в том пространстве, где над всем доминирует интернет и телевидение, где человеческую деятельность можно непосредственно увидеть в прямой трансляции. Его тревожит то, что эта человеческая деятельность нередко приводит к деструктивным последствиям. Художник фиксирует события, делая фотографии, лишенные «красоты», с телеэкрана, интернета или на улице, а далее трансформирует их при помощи компьютера, ручной печати, живописи или рисования. Например, в композициях (сериях «Анализ», «Уличная жизнь», «Образ») Рене ван Кемпен дает свой комментарий современного общества.
Он делает акцент на проблематике убедительности образа, разнице, существующей между образом и реальным фактом. «Изображения имеют только место, но не являются фактом», — констатирует художник. Так, Рене был шокирован агрессивным убийством Тео ван Гога в своей стране (известного общественного деятеля и дальнего родственника прославленного художника). «Это случилось через несколько часов после того как по ТВ показывали репортаж о нем. Целый вечер изображения Тео ван Гога жили на поверхности телеэкрана. А реальность в виде деструкции в то же время наполняла комнату». Художник посвятил этому событию свою работу «Флаг», где на фоне трех чистых цветов голландского флага (синего, белого и красного) появились, будто темные тучи, изображения задокументированного убийства.
Выставка Жозеван Туберген и Рене ван Кемпена — это исследование реального содержимого той глубины, которая существует за плоскостью поверхности телевизионного экрана или за фасадом стен, покрытых знаками, создаваемых человечеством. Поэтому недаром художники назвали свою экспозицию в Киеве De profundis (что с латинского означает «из глубины»).
Выпуск газеты №:
№95, (2007)Section
Культура