Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Я американец и патриот Украины»

Хобарт Эрл, художественный руководитель и главный дирижер Odessa Philharmonic Orchestra о творческих проектах и музыкальной дипломатии
19 сентября, 17:52
МАЭСТРО ХОБАРТ ЭРЛ ПОДЧЕРКНУЛ, ЧТО «КИЕВСКИЙ ДЕБЮТ ДАЛИ ГУЦЕРИЕВОЙ БЫЛ УДАЧНЫМ», КОТОРАЯ С МУЗЫКАНТАМИ СИЛЕЗСКОЙ ФИЛАРМОНИИ ИСПОЛНИЛА СЛОЖНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЭДУАРДА ЛОЛО КОНЦЕРТ ДЛЯ ВИОЛОНЧЕЛИ С ОРКЕСТРОМ / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «ДЕНЬ»

Когда молодость, зрелость и мастерство объединяются — это дает прекрасный результат. Известный маэстро, «одесский американец», как часто в СМИ называют Хобарта Эрла, на прошлой неделе подарил меломанам нашей столицы два гранд-концерта. С успехом впервые на сцене Национальной оперы выступали оркестранты Силезской филармонии (Польша), состоялся киевский дебют талантливых музыкантов — сестры и брата Гуцериевых: 19-летней Дали (виолончель) и 14-летнего Адама (фортепиано).

Дали Гуцериева начала заниматься музыкой в шесть лет, а концертной деятельностью — с девяти. В ее творческом активе — победа на Международном конкурсе виолончелистов имени Сергея Кнушевицкого в 2012 году, работа с Датским Королевским оркестром, Латышским фестивальным камерным оркестром, с Симфоническим оркестром АУКСО, концерты в качестве солистки в Финляндии, Исландии, Чехии, Испании и Италии.

Адам Гуцериев рассказал, что начал свою музыкальную карьеру... еще с пяти лет. В 2017-ом он стал победителем VII Международного конкурса молодых пианистов «Амигдала». В июне 2018 года юный пианист выступил с Датским Королевским оркестром, а в ближайших планах — концерты в Таллинне, Тулузе, Палермо, Риме, Милане...

Симфонический оркестр Силезской филармонии начал отсчет своей истории с концерта, который состоялся еще в мае 1945 года в Филармонии города Катовице. В настоящее время это один из ведущих музыкальных коллективов в Польше, в активе которого свыше 550 концертов в 25 странах, а огромный репертуар включает классику и произведения современных композиторов.

В киевских концертах также приняли участие хор и солисты Национальной оперы Украины — Дмитрий Иванченко (тенор) и Александр Мельничук (баритон). Прозвучали произведения Гайдна, Вебера, Лало, Бизе, а «Мессу ди Глория» Дж. Пуччини музыканты посвятили памяти жертв трагических событий в США 11 сентября 2001 года, когда погибли почти три тысячи человек из 90 стран мира, и это был одно из самых кровавых преступлений против человечества в современной истории.

«КОГДА НЕ ХВАТАЕТ СЛОВ, ПОМОГАЮТ НОТЫ, ПОТОМУ ЧТО МУЗЫКА НЕ ИМЕЕТ ГРАНИЦ»

Напомним, украинская страница у Эрла началась с 1991 г., когда он возглавил Odessa Philharmonic Orchestra (Одесский национальный филармонический оркестр), который в настоящее время является одним из наиболее интересных музыкальных коллективов нашей страны, много и успешно гастролируя по миру. Кстати, одно из первых интервью, которое дал Хобарт Эрл, было напечатано в «Дне» И вот — новая встреча...

Мы вспомнили, как непросто дирижеру было начинать свою карьеру в Одессе. Главным дирижером Филармонического оркестра его пригласили после триумфальных гастролей. «В 1990 году я приезжал в бывший СССР с Венским камерным оркестром, и меня пригласили как гастролера в Одессу, а в апреле 1991 года меня назначили главным дирижером Филармонического оркестра. Я хорошо почувствовал дух города и теперь считаю себя одесситом. Есть, конечно, вещи, которые для меня не совсем родные, но многое мне подходит. Когда я надолго еду на гастроли, то даже чувствую тоску по Одессе...

ХОТЯ АДАМУ ГУЦЕРИЕВУ ТОЛЬКО 14, НО НЕСМОТРЯ НА ЮНОСТЬ, ОН ТАЛАНТЛИВЫЙ ПИАНИСТ И В ЭТОМ УБЕДИЛИСЬ СЛУШАТЕЛИ, КОГДА ПРОЗВУЧАЛ В ЕГО ИСПОЛНЕНИИ КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ РЕ-МАЖОР ЙОЗЕФА ГАЙДНА / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ОРГАНИЗАТОРАМИ ГАСТРОЛЕЙ

Сначала я совсем не знал ни русского, ни украинского языков, но когда не хватает слов, помогают ноты, потому что музыка не имеет границ, — с улыбкой вспоминает Хобарт ЭРЛ (сейчас он знает шесть языков, на которых свободно общается, — Т.П.). — Учил на слух, не ходил ни на какие курсы, не читал словари, просто учил слова, общаясь с людьми. Конечно, украинская грамматика у меня хромает и иногда окончания неправильно говорю, но в целом знаю и понимаю язык. Вспоминаю, как перед концертом я предварительно выучил на память короткую речь, которую записал латинскими буквами: «Мы не можем избежать того, чтобы не сыграть вам что-то из украинской музыки». Эта фраза стала первой, которую я выучил и теперь это уже история. Знаете, языки мне всегда давались легко. Моя жена Аида — наполовину украинка, наполовину — армянка. Мы познакомились в оркестре, она — первая скрипка. Стали общаться на профессиональной почве и вскоре почувствовали духовную близость. Естественно, семья — еще одна весомая причина моего решения остаться в Украине. Аида — родом из Донецкой области... Вот так перемешались в нашей семье музыка, национальности, города и страны. Постепенно Одесса стала мне очень близка... хотя 1990-ые были очень тяжелыми для Филармонического оркестра. Мы много гастролировали, в то время был создан творческий фундамент нашего коллектива, его рост длится и теперь, приходят молодые кадры.

«КАЖДЫЙ ОРКЕСТР ПО-СВОЕМУ УНИКАЛЕН»

— Последнее время с оркестром Силезской филармонии я достаточно часто выступаю — это прекрасный коллектив профессионалов наивысшего уровня. У меня хорошие творческие связи и с музыкантами Краковской филармонии. Кстати, наш коллектив Odessa Philharmonic Orchestra с успехом выступал с хором филармонии, и мы исполнили 9-ю симфонию Бетховена. Каждый оркестр по-своему уникален. В Польше есть очень хорошие концертные залы с замечательной акустикой и это огромный плюс как для музыкантов, так и для слушателей. Считаю, что киевский дебют виолончелистки Дали Гуцериевой и пианиста Адама Гуцериева в Национальной опере Украины был удачным. Я с этими талантливыми музыкантами уже выступал в разных странах и всегда публика тепло воспринимает их игру. Сейчас Дали исполнила сложное произведение Эдуарда Лоло Концерт для виолончели с оркестром, который был написан в 1877 г. и является классическим шедевром. Кстати, оркестранты Силезской филармонии рассказали, что 10 лет не исполняли это произведение. Дали продемонстрировала, что она многообещающий музыкант. Хотя Адаму всего 14 лет, но, невзирая на юный возраст, он талантливый пианист и в этом убедились слушатели, когда услышали в его выполнении Концерт для фортепиано с оркестром ре-мажор Йозефа Гайдна. Считаю, что для молодежи очень важно предоставить шанс, чтобы они почувствовали дыхание зала и раскрыли свой талант. Работать с молодежью мне очень интересно. Я с наслаждением сотрудничал с замечательным хором Национальной оперы. В настоящее время мы вместе исполнили «Мессу ди Глория» Дж. Пуччини.

Это удивительное произведение принадлежит одновременно и к духовной, и к светской музыке. Messa di Gloria (Месса Прославления) 22-летний композитор создал как... дипломную работу, заканчивая Институт музыки Пачини в родном городе Лукка.

В этом произведении композитор органично соединил элементы канонической мессы, светского славильного пения, оперного хора и сельские мадригала. В Мессе Пуччини отходит от церковных канонов и одновременно заявляет о своей любви к опере, насыщая духовную музыку гибкими мелодиями, драматичной динамикой и богатой оркестровкой, которые явно предусматривают стиль и величие его будущих оперных произведений. Знаете, в  1951 году один из американских исследователей творчества Пуччини нашел старую копию рукописи Мессы, думая, что это оригинал, который в действительности находился у издательской фирмы композитора, — Рикорди. Она была выпущена в Чикаго, а затем в Неаполе под ошибочным названием «Messa di Gloria», которое с тех пор и закрепилась. С того времени произведение стало в ряд вокально-инструментальных шедевров! Именно это произведение мы посвятили памяти жертв теракта 11 сентября 2001 года.

Программы концертов мы формировали вместе с оркестрантами. Хочу отметить увертюру к опере «Оберон» Вебера — одно из самых ярких произведений композитора, которое, к сожалению, не очень часто исполняется. Просто удивительно, столько есть замечательной музыки, а звучит она редко...

Я также вспоминаю плодотворное сотрудничество с коллективом Национальной оперы, когда, начиная с 1990-х дирижировал в разных спектаклях. Хорошо, что акустическая раковина опять есть в театре, и это добавляет полноты звуку.              

«ОДЕССА — ПЯТАЯ МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

— Одесский национальный филармонический оркестр пережил разные периоды. Изменения происходили и в составе и в репертуаре. За последние годы состав коллектива помолодел, хотя у нас есть музыканты с большим опытом — все находим общий язык. Имеем хорошую духовую группу и прекрасного солиста, который может играть в разной акустике и это прибавляет «красок» к исполнению произведений. Мы много исполняем разных программ, выступая не только дома — в Одессе, но и активно гастролируем за рубежом. Третий год подряд представляем слушателям композитора-резидента. Первым был современный украинский классик Валентин Сильвестров, потом представляли творчество Александра Шимко, а в нынешнем году это будет Олег Безбородько. Шимко и Безбородько из поколения молодых самобытных композиторов. Каждый сезон мы минимум 5-6 раз исполняем произведения современников, приглашая на импрезы авторов произведений...

Знаете, если выстраивать хронику событий, то я родился в Венесуэле.

Я коренной американец, но в Венесуэле, выучил сразу два языка — английский и испанский, постепенно освоил французский. Потом я учился в Шотландии, где впервые увидел снег. А через семь лет приехал в Америку, закончил Принстонский университет, поступил в аспирантуру в Вене и провел там счастливые годы. Мы гастролировали в трех городах — Питере, Москве и Одессе... Поэтому Украина и Одесса — это уже пятая моя малая родина, с которой связано уже 28 лет жизни! В настоящий момент много гастролирую и сам, и вместе с нашим оркестром, но хотя я иностранец, Одессу считаю своим домом. Музыканты имеют миссию — быть дипломатами мира, и культура сближает разные народы, а подтверждением этих слов являются наши киевские концерты в Национальной опере.

Пять с половиной лет в Украине длится война на востоке, аннексированный Крым — болезненные темы нашего сегодняшнего дня... Знаете, впервые в Донецке я побывал в феврале 2014 года, когда меня пригласили дирижировать в Донбасс-Опере в спектакле «Аида» Дж. Верди. Практически это был один из последних вечеров правления президента В. Януковича, а дальше уже случился Майдан в Киеве и гибель «Небесной сотни»... но мы еще об этих кровавых событиях, которые надвигаются на Украину, даже не догадывались. Вспоминаю, когда мы уже садились в самолет, то почувствовали какую-то тревогу... а за месяц до гастролей в Донецке провели флеш-моб на Одесском привозе — исполнили музыку 9-й симфонии Бетховена. Это была наша гражданская акция, но она получила широкую огласку и была распространена в соцсетях, а затем получила политическую окраску. После Майдана жизнь разделилась на до и после... На каждом своем концерте, в интервью зарубежным СМИ я подчеркиваю, что я американец и патриот Украины! То, что ежедневно льется кровь, гибнут люди — огромная боль. Когда меня спрашивают, как там у вас в Украине, то я рекомендую приехать и самим посмотреть, как разных людей сплотила война... Мне грустно, что есть немало пророссийски настроенных австрийцев, французов, англичан, но точно не среди моих друзей. Слава Богу, что удалось вернуть 35 пленников из России, и очень хочется, чтобы мир скорее пришел на украинскую землю.

БЛИЖАЙШИЕ ПРЕМЬЕРЫ

В настоящее время у нас происходит Black Sea Music Fest. Это уже шестой форум. 19 и 20 сентября на сцене Одесской филармонии в рамках фестиваля выступает концертмейстер Венского филармонического оркестра Райнер Хонек. Он впервые гастролирует в Украине. Хонек уделяет большое внимание камерной музыке. Он основал ансамбль «Венские виртуозы», играл в ансамбле «Струнные солисты Вены» (1982—2004), был первой скрипкой «Венского ансамбля» (2000—2011) и камерного оркестра «Вена-Берлин» (с 2009 года). Добившись успеха как оркестровый музыкант, солист и ансамблист, успешно дебютировал и как дирижер. Это знаковая личность. В программах прозвучит Концерт для скрипки с оркестром Берга и Симфония № 1 Малера, и я уверен, что эти вечера являются украшением нашего фестиваля.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать