Перейти к основному содержанию

Я по дд ержу национального товаропроизводителя тогда, когда он по дд ержит меня

29 апреля, 00:00

Узнав о том, что я работаю над фильмом о Бандере, немало граждан прежде всего интересовались национальностью моей и моих коллег из творческой группы. Мол, не собираетесь ли вы снимать разоблачительное кино в духе прошлых лет? Ведь фамилия ваша и вашего оператора (Константин Фролов) заканчивается не на «енко», а на «ов», а режиссера зовут еще более подозрительно — Влад Гелло. Я отвечал, что, ознакомившись с материалом, на основании которого мы снимаем кино, человек любой национальности будет просто поражен его трагизмом. Эпоха эта достойна целого сериала. Она достойна того, чтобы сценарий написал, например, Габриэль Гарсиа Маркес. А снял фильм Сергей Параджанов. А оператором у него был бы Юрий Ильенко. Поскольку же Маркес больше занимается Латинской Америкой, Параджанова, к сожалению, нет среди живых, а Ильенко снимает совсем другую картину, то за эту работу взялась наша интернациональная творческая группа, где оператор — этнический россиянин, а режиссер — грек. Правда, взялись мы не за сериал, а всего лишь за небольшой документальный фильм. О разоблачительности же я отвечал, что человек, делающий сегодня кино в таком духе, рискует серьезно испортить себе репутацию. Тот период нуждается в переосмыслении без гневного брызганья слюной, но и без пускания розовой слюны.

Впрочем, поразили меня не эти разговоры, поскольку я понимал их закономерность. Шокировала меня совсем иная проблема. Конечно, я не такой наивный, чтобы воображать, что, услышав о моих творческих намерениях, меценаты побегут ко мне, моля взять их накопления. Но все-таки документальное кино не требует таких колоссальных вливаний, как художественное. Поэтому я, осваивая азы продюсерства, надеялся заинтересовать потенциальных спонсоров не чудесными идеями, а взаимовыгодным сотрудничеством. Например, предложением купить рекламу или выступить спонсором фильма, обреченного иметь общественный резонанс хотя бы из-за того, что фигура главного героя до сегодняшнего дня вызывает такую бурю эмоций, словно он живет среди нас. Разумеется, я осознавал, что далеко не каждый предприниматель осмелится связывать название своей фирмы с такой противоречивой фигурой, как Бандера. Поэтому продумал несколько других вариантов сотрудничества.

Не буду долго расписывать свои длительные переговоры с людьми при деньгах. Приведу только один пример. Работа над фильмом нуждалась в двух поездках за границу — в Мюнхен и Лондон. Средств на дорогие авиабилеты явно недоставало. Но я решил эти вопросы за десять минут по телефону. При встрече только передал партнерам гарантийные письма от ТИА «Вікна». Мы остались весьма довольными друг другом и договорились в случае надобности снова сотрудничать. Партнерами этими были две западные авиакомпании.

«В чем же проблема?», — спросит читатель. А в том, что сначала я, как наиболее искренний национальный товаропроизводитель, стремился найти понимание у такого же национального предпринимателя. Как говорили когда-то на Галиции, свой к своему по свое. В одной из украинских авиакомпаний деликатно поинтересовались: «А о чем ваш фильм?» Услышав ответ, сказали: «Ой, вы знаете, мы не думаем, что нашему руководство понравится подобная идея». После этого я обратился к иностранцам.

Во время многочисленных разговоров с деятелями так называемого национального бизнеса у меня создавалось впечатление, что они считают себя не украинцами, а представителями какой-то высшей расы. За их вежливыми формулировками явно прослеживалась убеждение: «История Украины? А кому это нужно?» А один мне заявил открытым текстом: «Если бы вы о Сталлоне сделали». Особенно в этом плане забавляли меня переговоры с фирмами, имеющими громкие национальные названия. Из украинцев мою идею поддержали только мои давние друзья из издательского агентства «Такі справи». Несмотря на внимание, уделенное нашей работе средствами массовой информации, меня после контактов с многочисленными «меценатами» не оставляет ощущение своей ненужности.

После этого я внимательнее присматриваюсь к рекламному рынку. Кто же поддерживает национальное искусство? Фестиваль «Червона рута», который, несмотря на всю критику в его адрес, выступил законодателем моды украинского шоу-бизнеса, имеет дела с западными фирмами «Кока-Кола» и «Корона». Вечер памяти Владимира Ивасюка во Дворце «Украина» спонсировала та же «Кока-Кола». Таких примеров можно привести немало.

Тем временем концерн «Артемида», руководитель которого Галина Антоньева декларирует свои национал-демократические взгляды и является главой Демократической партии Украины, спонсирует программу «Я — памятник себе». Гости этой передачи на 95 процентов — русские деятели искусств. Известная фирма «Оболонь», бывший председатель которой Александр Слободян является членом Руха, финансировала известную телепередачу «Лица мира». Не спешите обвинять меня в узколобости и ограниченности. Очень хорошо, что появились передачи, позволяющие Украине осознавать себя в мировом контексте. (Правда, у меня лично вызывает удивление, почему в «Я — памятник себе» присутствуют звезды преимущественно одной страны. Намного привлекательнее выглядит «Новый канал», куда приглашаются гости мировой славы. Ибо для его ведущих не проблема общаться на нескольких иностранных языках).

Поэтому передачи, которые бы квалифицировано рассказывали об окружающем мире, безусловно, нуждаются в поддержке. Беда в том, что намного меньше внимания уделяется нашей собственной стране. Когда о сегодняшних событиях еще можно узнать, то о ее истории, истории ее культуры — почти ничего.

Телеканал «Iнтер» ежедневно празднует приближение годовщины cо дня рождения Александра Пушкина. При этом двухсотлетие «Энеиды» Котляревского осталось почти незамеченным. Наше телевидение почти не заметило юбилейные даты таких украинских деятелей, как Николай Гоголь и Нестор Махно. Простите за нескромность, но если бы не мой фильм, то наши зрители тоже мало что узнали бы о Бандере, которому в этом году исполнилось бы девяносто лет. Можно не сомневаться, что годовщину со дня рождения Симона Петлюры тоже проигнорируют. В этом контексте неожиданным исключением выглядит разве что Первый украинский международный банк из Донецка, профинансировавший классную работу Виктора Вечерского и Николая Михайлова «Украинская элита». Она победила на «Золотой эре» в одной из номинаций.

На наших телеэкранах разве что большой энтузиаст Алексей Зотиков при поддержке банка «Интеграл» упрямо рассказывает нам о нашем прошлом. Хотя в последнее время он перешел с «1+1» на «Тет» и ограничился только Киевом. Да и то, согласно слухам, Алексей потерял спонсора. Куда-то исчез с канала «1+1» и блестящий Вадим Скуратовский.

... Слыша регулярные заклинания поддерживать национального товаропроизводителя, я себя мысленно спрашиваю: «А он меня поддерживает?» Ответ нашел как-то возле магазинного прилавка. Захотелось мне шоколада. Передо мной был выбор — продукция нескольких наших фабрик и множества иностранных. Я выбрал «Корону». Не только потому, что она поддерживает «Червону руту». Но еще и потому, что качество этого шоколада неплохое.

О презентации в декабре прошлого года документального фильма телевизионного агентства «Вікна» «Три любви Степана Бандеры» рассказали новости почти на всех основных каналах украинского телевидения. О картине немало писали газеты. Такое внимание должно бы окрылять. Однако автор работы журналист Юрий Луканов говорит, что месяц находился в полудепрессивном состоянии. Почему, собственно?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать