«Я себя считаю украинской певицей, которая живет в Вене»
Елена Белкина — о жизни за рубежом, экстриме и новых постановкахИюнь у молодой, очень талантливой украинской оперной певицы, которая живет в Вене, а выступает на самых престижных сценах мира, прошел под знаком Украины. Елена Белкина стала украшением фестиваля в Ивано-Франковске (Porto Franko ГогольFest). Причем не побоялась экстрима — концерт музыки барокко состоялся... на железнодорожном вокзале — и это стало экспериментом в творческой судьбе оперной дивы.
Потом божественный голос (колоратурное меццо-сопрано) услышали киевляне и гости нашей столицы. Белкина приняла участие в вечере, посвященном дню рождения легендарной примадонны и педагогу Евгении Мирошниченко, в классе которой в НМАУ училась Елена.
А настоящим подарком высокой классики стало фантастическое исполнение главной партии Анджелины в «Золушке» Дж. Россини, которая прозвучала на сцене Национальной оперы Украины. Белкина и ее коллеги — солисты Киевской оперы (Тарас Штонда, Ольга Нагорная, Петр Остапенко, Сергей Пащук, Ольга Фомичева и Сергей Ковнир) продемонстрировали слаженный ансамбль, актерское и вокальное мастерство, но самой яркой звездой спектакля стала именно Елена Белкина. Зрители слушали ее, затаив дыхание, следили за действом, которое происходило на сцене, а в финале прозвучали овации — публика не жалела ладоней! Певица еще раз доказала слушателям, что партия Анджелины — ключевая в ее репертуаре и правы зарубежные музыкальные критики, которые называют Белкину «лучшей современной исполнительницей оперы «Золушка»!
«МНЕ ИНТЕРЕСНО ПОПРОБОВАТЬ ЧТО-ТО НОВОЕ, НЕОБЫЧНОЕ»
— Елена, какие ваши впечатления от Porto Franko ГогольFest? Вы впервые пели на вокзале, и как барокковый репертуар воспринимала неподготовленная публика?
— Это был мой творческий эксперимент и достаточно неординарный арт-проект. Организаторы фестиваля захотели объединить разные виды искусства: кино, театр, литературу и музыку (классическую, современную и альтернативную), презентуя их на нестандартных площадках. Когда я получила приглашение, то не знала, что концерт планируют провести на железнодорожном вокзале. Сначала мы обсуждали программу, которую я должна была исполнять, а о том, что барокковый репертуар будет звучать на вокзале, я узнала уже по приезду в Ивано-Франковск. Честно скажу, что удивилась, но организаторы форума заверили, что администрация железнодорожного вокзала сделает все, чтобы поезда не грохотали во время концерта, который начался в 22.00. Знаете, я больше волновалась, как неподготовленная к серьезной музыке публика воспримет барокковые произведения. А для себя решила, что этот вечер станет моим экспериментом. Программа была очень красивая — звучали произведения Генделя, Вивальди, Баха, Перселла. Я выступала вместе с музыкантами Ивано-Франковского камерного оркестра Harmonia Nobile. Слушатели (а это были пассажиры, ожидавшие свой поезд, сотрудники вокзала, а также немало людей специально пришло послушать классические произведения, прочитав афиши феста) очень доброжелательно и тепло нас воспринимали. С первой минуты почувствовала внимание и даже забыла, что концерт происходит не в филармонии, а на вокзале.
Теперь, оглядываясь назад, я радуюсь тому, что было «окошко» в моем гастрольном графике, и что имела возможность приехать в Украину. Мне удалось за один вояж соединить выступление на Porto Franko ГогольFest, почтить памяти своего педагога Е.С. Мирошниченко, а также исполнить свою любимую оперу — «Золушку» Россини.
— То есть можно сказать, что вы не боитесь экспериментов?
— Мне интересно попробовать что-то новое, необычное. Сейчас на европейских сценах режиссеры любят часто экспериментировать. Например, ежегодно, с 1946 г. в июле — августе в Брегенце (Австрия) проходит знаменитый фестиваль «Опера на озере». Спектакли играют на открытом воздухе и на плавучих сценах. Это место, где исполняют самые известные оперы мира, которые можно почувствовать по-новому. Меня пригласили выступить на этом фестивале в следующем году и исполнить главную партию в опере «Кармен» Бизе. Постановщик сказал, что финал изменят, и Хозе мою героиню не будет убивать ножом, а выбросит в озеро... Но переживать мне не нужно потому, что под водой будут дежурить водолазы и меня спасут. Теперь мне нужно научиться хорошо плавать потому, что спасатели — это хорошо, но лучше самой справиться и есть возможность свои страхи преодолеть.
— Вы учились вокальному искусству у Мирошниченко. Евгения Семеновна была строгим педагогом?
— Евгения Семеновна была личностью большого масштаба. Она захватывала своим прекрасным голосом и артистизмом на сцене. Это была примадонна. Она была разной: душевной и строгой, могла накричать, а могла весело посмеяться. Я считаю, что мне повезло учиться в ее классе в Национальной музыкальной академии Украины, и эти уроки заложили фундамент, на котором базируется профессионализм певца. Оперное искусство очень сложное и нужно много работать, чтобы добиться успеха. Мирошниченко не делала поблажек и всегда подчеркивала, нам, ее ученикам, что Бог дал голос, но этого мало, а раскрыть талант можно только тогда, когда человек постоянно идет вперед и много работает. Она учила нас не бояться трудностей и эти жизненные и творческие уроки мне очень помогают.
— Анджелина — ваша коронная партия. Когда опера «Золушка» появилась в вашем репертуаре? Вы исполняете эту оперу в разных театрах, а какая из постановок больше всего дорога и запомнилась?
— В 2011 году меня пригласили сняться в музыкальном фильме «Золушка» (режиссер Карло Вердоне). Это состоялось после того, как продюсер Андреа Андерманн услышал меня в Дюссельдорфе в партии Розины и предложил исполнить партию Анджелины в картине. Фильм «Золушка» транслировали «вживую» в разных странах мира, а затем демонстрировали в кинотеатрах Италии. Я считаю, что это был для меня Его Величество Случай. В то время я уже три года работала в театре, исполняла небольшие партии, а здесь сразу «Золушка» Россини. Я много занималась вокалом, искала оттенки роли. После успешной премьеры разные театры начали предлагать интересные оперные проекты, но мне приходилось отказываться, потому что в театре, где я была постоянной солисткой, достаточно большая нагрузка.
Недавно я выступала в Праге — в Национальном театре — и это была не классическая, как в фильме, а современная постановка «Золушки». Оригинальный спектакль и мне было интересно в нем играть. Хотя режиссер придумал экстрим: на сцене построили вагон (это был дом Дона Маньифико, барона ди Монтефьясконе, отца Клоринды и Тизбе и отчима Золушки), который поворачивался, сменяя таким образом декорации. На крыше вагона расположился сад, где моя героиня поливала цветы. А когда Алидоро, философ, наставник дона Рамиро, принца Салерно сделал чудо — подарил красивое платье для бала Анджелине (артист стоял в саду и вдруг у него за спиной появляются крылья, а с колосников спускаются канатики, меня подцепляют, и я начинаю летать над сценой; а внизу танцует балет — получилось очень красиво, как в настоящей сказке). Звучит ария Алидоро, и мы вместе едем на бал к принцу...
«СЕЙЧАС Я В ТВОРЧЕСКОМ СВОБОДНОМ «ПЛАВАНИИ»
— Елена, вы в настоящий момент штатный солист конкретного театра или «свободный художник» и сами заключаете контракты на постановки?
— Я была солисткой в штате театра: сначала три года отработала в Лейпцигской опере, потом два года в Венской Staatsoper. Все было прекрасно, но постепенно я поняла, что интересных приглашений петь в разных театрах много, а мой контракт с Венской Оперой не дает возможности отвлекаться на что-то другое. Потому что штатный солист должен служить в первую очередь своему театру, он имеет большую загрузку в репертуаре. Сейчас в Европе такая система театральных контрактов практикуется лишь в немецкоязычных странах, а все остальные, в частности Италия, Франция, Испания — не имеют штатных солистов, а только приглашенных на разные проекты. Поэтому я решила пойти в творческое свободное «плавание». И очень этим довольна, потому что это расширяет горизонты, появляется возможность принимать участие в разных постановках театров и стран.
— Сейчас на европейских оперных сценах главную «скрипку» играет не дирижер, а режиссер и, приглашая вокалиста, прежде всего смотрит, какой это артист, а затем уже — как он поет. С кем из известных режиссеров и дирижеров вам удалось поработать, а с кем еще мечтаете создать совместный спектакль ?
— У меня уже были встречи с выдающимися личностями, которые дали немало для моего творческого развития. В частности, это знаменитые режиссеры: Петер Конвичный (Германия) — у него в каждой работе фантазия безграничная, однако имеется и железная логика; Клаус Гут — он прославился своими неординарными постановками на Зальцбургском фестивале и в Театре «Ла Скала», и в настоящее время считается одним из лучших современный оперных режиссеров; Андреас Хомоки, с которым я работала в Токио в «Женитьбе Фигаро» и другие. Эти режиссеры знают, чего хотят и четко ставят задание солистам и хору. За рубежом артист должен выполнять волю постановщика. Хотя в Украине диктует дирижер, а не режиссер. Есть в мире всего несколько маэстро, к которым прислушиваются все! Это легендарный итальянский дирижер Риккардо Мути (до 2005 г. он был художественным руководителем Театра «Ла Скала»)... Но в настоящее время тенденция такова, что именно режиссеры диктуют, как ставить оперные спектакли.
«ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ ПОМОГАЮТ ХОРОШО ВЫСТУПИТЬ»
— У каждого вокалиста есть свой ритуал, как настроиться на выступление, а какой у вас?
— Главное — хорошо отдохнуть и выспаться. Стараюсь много не есть (на полный желудок совсем не могу петь), а самое главное — настроиться на позитив, не выяснять никаких отношений с коллегами перед спектаклем. Вообще положительные эмоции помогают хорошо выступить.
— Какую партию вы мечтаете исполнить?
— Их несколько. На партию Кармен (одноименная опера Бизе) у меня в следующем году уже подписан контракт. Очень хочется спеть в «Норме» Беллини партию жрицы Адальджизы. Есть прекрасный репертуар Россини для меццо-сопрано и многое из этого мечтаю еще исполнить.
— Считается, что оперы Россини — высший пилотаж для вокалиста, потому что нужно показать силу и красоту голоса, справиться со сложными речитативами-скороговорками и продемонстрировать актерское мастерство.
— Я партию Анджелины в «Золушке» готовила с итальянским педагогом. Мы скрупулезно разбирали весь текст, каждое слово, каждую ноту. Скороговорки — очень важная составляющая и связка этой оперы. Их нужно петь так, словно ты разговариваешь, не делать пауз. С Тарасом Штондой (исполнитель роли Дон Маньифико) мы хорошо знакомы. Он прекрасный певец, харизматичный актер и чудесный партнер на сцене. Он понимает текст, активно раскрывает свой образ, находит смешные краски и это украшает спектакль. Я его раньше воспринимала как очень серьезного певца, который исполняет такие монументальные роли, как Досифей («Хованщина» М. Мусоргского). Руслан («Руслан и Людмила» М. Глинки), Король Рене, Кочубей («Иоланта», «Мазепа» П. Чайковского), Борис Годунов и Пимен («Борис Годунов» М. Мусоргского), а в «Золушке» он такой смешной и умеет прекрасно перевоплощаться. Кстати, Штонда предложил, чтобы мы вместе в следующем сезоне выступили в филармоническом концерте, аккомпанировать будет замечательная пианистка Анастасия Титович, а потому киевлянам я говорю — до скорого свидания!
Выпуск газеты №:
№113-114, (2016)Section
Культура