«Я словно ношу два эполета»
Музыкальный мост «Украина — Россия» продолжил Антон Шароев![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20111012/4184-7-1.jpg)
В Национальной филармонии Украины состоялся вечер, организованный при поддержке Министерства культуры Украины и общества «Украина — Россия». Прозвучали широко известные концерты для скрипки с оркестром «Времена года» Антонио Вивальди (солистка Ксения Мороз) и новое произведение Евгения Станковича «Сельская опера», написанное по образцам поэтической лирики Бориса Олийныка. Очарованные красотой музыки и проникновенной поэзией, слушатели в переполненном зале овациями, стоя приветствовали произведение украинских авторов. А за дирижерским пультом Киевского филармонического камерного оркестра стоял известный российско-украинский дирижер и скрипач Антон Шароев. «Двойное гражданство» музыканта зафиксировано его званиями, по поводу чего дирижер остроумно заметил: «Я словно ношу два эполета: с одной стороны — заслуженный деятель искусств Украины, с другой — заслуженный деятель искусств России».
В украинской культуре имя Антона Шароева стоит в первом ряду деятелей искусства шестидесятников. Правнук композитора, пианиста и дирижера Антона Рубинштейна, Антон Шароев в Киеве работал шестнадцать лет. В 1963-м он создал и пять лет возглавлял Киевский камерный оркестр при столичной филармонии (ныне им руководит Роман Кофман).
Вокруг Киевского камерного собирались талантливые творцы музыки, соревнуясь в праве быть исполненными оркестром Антона Шароева. Этот коллектив открывал новую музыку украинских композиторов, среди них — Виталия Губаренко, Левка Колодуба, Мирослава Скорика, Леонида Грабовского, Евгения Станковича. К тому же он возрождал образцы старинной музыки. В частности, именно Антону Шароеву и его оркестру принадлежит возвращение забытой на 200 лет оперы «Алкид» Дмитрия Бортнянского. В 1976-м А.Шароев вернулся в Киев и почти десять лет вновь возглавлял лучший в его жизни, как он считает, оркестр, который через два года будет отмечать уже свой полувековой юбилей. В России дирижер создал еще шесть творческих коллективов.
На музыкальный мост «Украина — Россия» 82-летний маэстро приехал в Киев из Тюмени, где он руководит своими последними на сегодня детищами — оркестром «Камерата Сибири» и мини-оперным театром «Пикколо». Именно для этого театра Евгений Станкович создал, по просьбе своего давнего старшего друга Антона Шароева, «Сельскую оперу» (Орerа rustіca). Ее премьера состоялась в прошлом году в Тюмени. После этого опера исполнялась и в Украине — в Киеве, Виннице, Ужгороде, Полтаве. В Национальной филармонии произведение прозвучало в своей первозданной редакции, которую композитор несколько лет назад передал Антону Шароеву.
Семь музыкально-поэтических сцен «Сельской оперы» (произведение имеет также название «Сельские сцены») исходят из истоков народной культуры, и сами становятся частью этой культуры. Романсовое кружение мелодий, изысканная простота интонаций, идущие «от сердца к сердцу» завораживают сразу же и надолго остаются в памяти. Так же, как и поэтические слова, вызывающие параллели с лирическими строками Леонида Глебова — «А молодість не вернеться, не вернеться вона» («Все повертається на правічний круг, тільки літа молоді не вертаються»), с шевченковской поэзией «Садок вишневий» («За рікой тільки вишні», «Сад вишневий на порі») и «Божественными песнями» Григория Сковороды — «Стоит явор над водою, все кивает головой» («Говорили-балакали дві верби за селом»).
— Потрясающая поэзия Бориса Олейныка! — сказал «Дню» Антон ШАРОЕВ. — В ней природа, человек, Бог, и все это пронизано глубокой философией. Эта тема очень близка Станковичу. Его творчество и личность мне чрезвычайно близки. Возможно, не каждый может понять, что Евгений Станкович — высокий интеллектуал: ему известны и подвластны все современные средства выразительности. Но он человек из Свалявы, от земли своей. Поэтому его опера, как и все творчество, насыщена музыкой и поэтичностью именно народной, той, откуда он сам вышел. Поэтому я вижу в этой опере народные, сельские сцены. Эта опера мирового класса, и надо все сделать, чтобы она звучала!»
Как и каждое произведение Евгения Станковича, «Сельская опера» является открытием новых возможностей музыкального творчества. Казалось бы, простые бытовые интонации приобретают в его музыке симфонический размах, и песенный романс вырастает в развернутую оперную сцену. В музыкально-поэтических картинах переплетаются признаки кантаты и симфонии, оперы и романсовой лирики, а пение солистов обогащается голосами флейты, кларнета, тембрами струнных, фортепиано, хрустальными, «космическими» каплями челесты, создавая удивительную звуковую партитуру. Пасторальная идиллия неожиданно прерывается характерным для стиля Станковича драматическим взрывом. А невероятно нежная мелодия пронизывается острыми интонациями, в которых слышится печаль о прошедшей молодости, и ангельское пение обрывает дьявольский танец «Гоморры и Содома» («Затули мене крилом, борони мене Христом»).
Присутствовавший на концерте Борис Ильич ОЛИЙНЫК признался: «Это произведение для меня — открытие, я сам себя открываю. Всегда завидовал тем, кто умеет писать стихи для песни, где есть простые (не упрощенные) и с глубоким смыслом слова. С Евгением Станковичем у меня давняя дружба. Это поистине могучий талант, масштаба широкоформатного. Он, конечно, не песенник, но когда он пишет, то уж пишет»!
Сам композитор на исполнении своего произведения в Киеве не был: он находился в Иерусалиме, где в тот же день звучал его реквием «Бабий Яр». Как образно сказал Антон Шароев, в Израиле оплакивают трагедию еврейского народа музыкой украинского композитора.
Музыкальный мост «Украина — Россия» начался еще в Тюмени — премьерой произведения Станковича в исполнении «Камераты Сибири» под руководством Антона Шароева и солистов Национальной филармонии Украины Ольги Чубаревой (сопрано) и Романа Смоляра (бас). Эти же певцы исполняли оперу и сейчас в Киеве.
К осуществлению творческого замысла дирижера и композитора подключилось объединение украинцев Тюменской области «Батьківщина», которое возглавляет бывший львовянин Александр Тырпак. После премьеры в Тюмени он признался, что услышал музыку своей Родины, и она вызвала у него чувство встречи с родным домом.
СПРАВКА «Дня»
Антон Георгиевич ШАРОЕВ родился в 1929 г. в Баку — знаменитый дирижер и скрипач. Маэстро Шароев — потомственный музыкант, правнук великого композитора, пианиста и дирижера, основателя Петербургской консерватории и Русского музыкального общества Антона Рубинштейна.
Антон Георгиевич окончил Московскую государственную консерваторию и аспирантуру по классу скрипки у профессора Абрама Ямпольского. Еще студентом третьего курса завоевал звание лауреата Международного конкурса скрипачей в Праге, а позже, как дирижер, лауреата третьего Биеннале современной музыки в Берлине.
В начале творческого пути молодой музыкант прошел настоящую школу мастерства в Государственном квартете им. Петра Чайковского, в 1960-е Шароев открывает для себя иную область самовыражения — дирижирование. У истоков его карьеры — знаменитые мастера дирижирования тех лет. Антон Шароев создает камерные оркестры в Киеве, Москве, а в 1998 году оркестр «Камерата Сибири». Антон Георгиевич Шароев вернул к жизни многие забытые произведения — шедевры музыкального искусства, среди которых сочинения композиторов XVIII века Дмитрия Бортнянского и Максима Березовского. Одной из своих главных задач Антон Шароев считает возрождение огромного творческого наследия своего великого прадеда Антона Рубинштейна. Кстати, мировым событием стала премьера забытого произведения Рубинштейна — духовной оперы «Христос».
Ныне в Тюмени Антон Георгиевич руководит двумя коллективами — оркестром «Камерата Сибири» и мини-оперным театром «Пикколо». Для этого театра украинский композитор Евгений Станкович создал, по просьбе своего давнего старшего друга Антона Шароева, «Сельскую оперу» («Орerа rustіca»). Ее премьера состоялась в прошлом году в Тюмени. После этого опера исполнялась и в Украине — в Киеве, Виннице, Ужгороде, Полтаве. В Национальной филармонии произведение прозвучало в своей первой редакции, которую композитор несколько лет назад передал Шароеву.
«Искусство дирижера, всеми признано, — это большая тайна, которую не объяснишь «на пальцах», — признается А. ШАРОЕВ. — Это своеобразный музыкальный гипноз. В Киеве на мои концерты ходил один доктор. Он заметил: «Самое удивительное: когда оркестр на вас не смотрит — потрясающий концерт. Они все загипнотизированы. Когда у вас биополе ослабевает, вы дирижируете, стараетесь, все на вас смотрят, но результат всегда средний, иногда скучно. Когда ваше биополе — то есть вдохновение, внутреннее, самогипноз — сильное, возникает волшебство, идеальное исполнение».
У дирижера должно быть абсолютное убеждение в том, что делаешь, иначе все развалится. Мышление должно быть четким. К тому же дирижерская работа — отчасти педагогика: разъяснение характера музыки, связь каких-то деталей в целое, разбор. Это продолжение профессионального обучения. Когда я приезжаю в опытный оркестр, мне дают три репетиции по четыре часа на целую программу. В такой ситуации, не имея дирижерских данных, ты окажешься в тупике: рукой взмахнул, они не сыграли. Причем музыканты в сложившихся оркестрах сразу видят, с кем имеют дело. Если видят, что ты слаб, никогда уже не пойдут за тобой».
Выпуск газеты №:
№184, (2011)Section
Культура