Не могут вести кого-то за собой те, которые не имеют никаких внутренних данных на то, чтобы самих себя повести.
Вячеслав Липинский, украинский политический деятель, историк, историософ, социолог, публицист

«Я словно ношу два эполета»

Музыкальный мост «Украина — Россия» продолжил Антон Шароев
12 октября, 2011 - 20:14
ФОТО С САЙТА BUTER-TK.LIVEJOURNAL.COM

В Национальной филармонии Украины состоялся вечер, организованный при поддержке Министерства культуры Украины и общества «Украина — Россия». Прозвучали широко известные концерты для скрипки с оркестром «Времена года» Антонио Вивальди (солистка Ксения Мороз) и новое произведение Евгения Станковича «Сельская опера», написанное по образцам поэтической лирики Бориса Олийныка. Очарованные красотой музыки и проникновенной поэзией, слушатели в переполненном зале овациями, стоя приветствовали произведение украинских авторов. А за дирижерским пультом Киевского филармонического камерного оркестра стоял известный российско-украинский дирижер и скрипач Антон Шароев. «Двойное гражданство» музыканта зафиксировано его званиями, по поводу чего дирижер остроумно заметил: «Я словно ношу два эполета: с одной стороны — заслуженный деятель искусств Украины, с другой — заслуженный деятель искусств России».

В украинской культуре имя Антона Шароева стоит в первом ряду деятелей искусства шестидесятников. Правнук композитора, пианиста и дирижера Антона Рубинштейна, Антон Шароев в Киеве работал шестнадцать лет. В 1963-м он создал и пять лет возглавлял Киевский камерный оркестр при столичной филармонии (ныне им руководит Роман Кофман).

Вокруг Киевского камерного собирались талантливые творцы музыки, соревнуясь в праве быть исполненными оркестром Антона Шароева. Этот коллектив открывал новую музыку украинских композиторов, среди них — Виталия Губаренко, Левка Колодуба, Мирослава Скорика, Леонида Грабовского, Евгения Станковича. К тому же он возрождал образцы старинной музыки. В частности, именно Антону Шароеву и его оркестру принадлежит возвращение забытой на 200 лет оперы «Алкид» Дмитрия Бортнянского. В 1976-м А.Шароев вернулся в Киев и почти десять лет вновь возглавлял лучший в его жизни, как он считает, оркестр, который через два года будет отмечать уже свой полувековой юбилей. В России дирижер создал еще шесть творческих коллективов.

На музыкальный мост «Украина — Россия» 82-летний маэстро приехал в Киев из Тюмени, где он руководит своими последними на сегодня детищами — оркестром «Камерата Сибири» и мини-оперным театром «Пикколо». Именно для этого театра Евгений Станкович создал, по просьбе своего давнего старшего друга Антона Шароева, «Сельскую оперу» (Орerа rustіca). Ее премьера состоялась в прошлом году в Тюмени. После этого опера исполнялась и в Украине — в Киеве, Виннице, Ужгороде, Полтаве. В Национальной филармонии произведение прозвучало в своей первозданной редакции, которую композитор несколько лет назад передал Антону Шароеву.

Семь музыкально-поэтических сцен «Сельской оперы» (произведение имеет также название «Сельские сцены») исходят из истоков народной культуры, и сами становятся частью этой культуры. Романсовое кружение мелодий, изысканная простота интонаций, идущие «от сердца к сердцу» завораживают сразу же и надолго остаются в памяти. Так же, как и поэтические слова, вызывающие параллели с лирическими строками Леонида Глебова — «А молодість не вернеться, не вернеться вона» («Все повертається на правічний круг, тільки літа молоді не вертаються»), с шевченковской поэзией «Садок вишневий» («За рікой тільки вишні», «Сад вишневий на порі») и «Божественными песнями» Григория Сковороды — «Стоит явор над водою, все кивает головой» («Говорили-балакали дві верби за селом»).

— Потрясающая поэзия Бориса Олейныка! — сказал «Дню» Антон ШАРОЕВ. — В ней природа, человек, Бог, и все это пронизано глубокой философией. Эта тема очень близка Станковичу. Его творчество и личность мне чрезвычайно близки. Возможно, не каждый может понять, что Евгений Станкович — высокий интеллектуал: ему известны и подвластны все современные средства выразительности. Но он человек из Свалявы, от земли своей. Поэтому его опера, как и все творчество, насыщена музыкой и поэтичностью именно народной, той, откуда он сам вышел. Поэтому я вижу в этой опере народные, сельские сцены. Эта опера мирового класса, и надо все сделать, чтобы она звучала!»

Как и каждое произведение Евгения Станковича, «Сельская опера» является открытием новых возможностей музыкального творчества. Казалось бы, простые бытовые интонации приобретают в его музыке симфонический размах, и песенный романс вырастает в развернутую оперную сцену. В музыкально-поэтических картинах переплетаются признаки кантаты и симфонии, оперы и романсовой лирики, а пение солистов обогащается голосами флейты, кларнета, тембрами струнных, фортепиано, хрустальными, «космическими» каплями челесты, создавая удивительную звуковую партитуру. Пасторальная идиллия неожиданно прерывается характерным для стиля Станковича драматическим взрывом. А невероятно нежная мелодия пронизывается острыми интонациями, в которых слышится печаль о прошедшей молодости, и ангельское пение обрывает дьявольский танец «Гоморры и Содома» («Затули мене крилом, борони мене Христом»).

Присутствовавший на концерте Борис Ильич ОЛИЙНЫК признался: «Это произведение для меня — открытие, я сам себя открываю. Всегда завидовал тем, кто умеет писать стихи для песни, где есть простые (не упрощенные) и с глубоким смыслом слова. С Евгением Станковичем у меня давняя дружба. Это поистине могучий талант, масштаба широкоформатного. Он, конечно, не песенник, но когда он пишет, то уж пишет»!

Сам композитор на исполнении своего произведения в Киеве не был: он находился в Иерусалиме, где в тот же день звучал его реквием «Бабий Яр». Как образно сказал Антон Шароев, в Израиле оплакивают трагедию еврейского народа музыкой украинского композитора.

Музыкальный мост «Украина — Россия» начался еще в Тюмени — премьерой произведения Станковича в исполнении «Камераты Сибири» под руководством Антона Шароева и солистов Национальной филармонии Украины Ольги Чубаревой (сопрано) и Романа Смоляра (бас). Эти же певцы исполняли оперу и сейчас в Киеве.

К осуществлению творческого замысла дирижера и композитора подключилось объединение украинцев Тюменской области «Батьківщина», которое возглавляет бывший львовянин Александр Тырпак. После премьеры в Тюмени он признался, что услышал музыку своей Родины, и она вызвала у него чувство встречи с родным домом.

СПРАВКА «Дня»

Антон Георгиевич ШАРОЕВ родился в 1929 г. в Баку — знаменитый дирижер и скрипач. Маэстро Шароев — потомственный музыкант, правнук великого композитора, пианиста и дирижера, основателя Петербургской консерватории и Русского музыкального общества Антона Рубинштейна.

Антон Георгиевич окончил Московскую государственную консерваторию и аспирантуру по классу скрипки у профессора Абрама Ямпольского. Еще студентом третьего курса завоевал звание лауреата Международного конкурса скрипачей в Праге, а позже, как дирижер, лауреата третьего Биеннале современной музыки в Берлине.

В начале творческого пути молодой музыкант прошел настоящую школу мастерства в Государственном квартете им. Петра Чайковского, в 1960-е Шароев открывает для себя иную область самовыражения — дирижирование. У истоков его карьеры — знаменитые мастера дирижирования тех лет. Антон Шароев создает камерные оркестры в Киеве, Москве, а в 1998 году оркестр «Камерата Сибири». Антон Георгиевич Шароев вернул к жизни многие забытые произведения — шедевры музыкального искусства, среди которых сочинения композиторов XVIII века Дмитрия Бортнянского и Максима Березовского. Одной из своих главных задач Антон Шароев считает возрождение огромного творческого наследия своего великого прадеда Антона Рубинштейна. Кстати, мировым событием стала премьера забытого произведения Рубинштейна — духовной оперы «Христос».

Ныне в Тюмени Антон Георгиевич руководит двумя коллективами — оркестром «Камерата Сибири» и мини-оперным театром «Пикколо». Для этого театра украинский композитор Евгений Станкович создал, по просьбе своего давнего старшего друга Антона Шароева, «Сельскую оперу» («Орerа rustіca»). Ее премьера состоялась в прошлом году в Тюмени. После этого опера исполнялась и в Украине — в Киеве, Виннице, Ужгороде, Полтаве. В Национальной филармонии произведение прозвучало в своей первой редакции, которую композитор несколько лет назад передал Шароеву.

***

«Искусство дирижера, всеми признано, — это большая тайна, которую не объяснишь «на пальцах», — признается А. ШАРОЕВ. — Это своеобразный музыкальный гипноз. В Киеве на мои концерты ходил один доктор. Он заметил: «Самое удивительное: когда оркестр на вас не смотрит — потрясающий концерт. Они все загипнотизированы. Когда у вас биополе ослабевает, вы дирижируете, стараетесь, все на вас смотрят, но результат всегда средний, иногда скучно. Когда ваше биополе — то есть вдохновение, внутреннее, самогипноз — сильное, возникает волшебство, идеальное исполнение».

У дирижера должно быть абсолютное убеждение в том, что делаешь, иначе все развалится. Мышление должно быть четким. К тому же дирижерская работа — отчасти педагогика: разъяснение характера музыки, связь каких-то деталей в целое, разбор. Это продолжение профессионального обучения. Когда я приезжаю в опытный оркестр, мне дают три репетиции по четыре часа на целую программу. В такой ситуации, не имея дирижерских данных, ты окажешься в тупике: рукой взмахнул, они не сыграли. Причем музыканты в сложившихся оркестрах сразу видят, с кем имеют дело. Если видят, что ты слаб, никогда уже не пойдут за тобой».

Леся ОЛИЙНЫК, искусствовед
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ