«Я только осваиваю профессию продюсера»
Компания Олега Кохана покажет только в 2008 году шесть премьерных фильмов, каждый из которых с гордостью может быть отмечен печатью «Сделано в Украине»Можно сколько угодно стенать об отсутствии национального кино. Можно отстаивать национальное «само», запрещая иноязычие на экранах кинотеатров. Можно собираться кулуарно, на съездах, пленумах, у проходной киностудий, свергая бывших кумиров и ругая нынешних вассалов. Ни то, ни другое, ни третье не способствует реанимации украинского кинематографа, славные страницы которого вписали в «золотую» историю мирового кинопроцесса Александр Довженко и Сергей Параджанов, Игорь Савченко и Роман Балаян, Леонид Осыка и братья Ильенко.
Не хочется быть банальной, но кино нужно делать. Несмотря на министерскую чехарду, общий «раздрай» в стране и лихорадочные поиски национальной идеи, стоящей особняком от интересов каждой отдельной личности. Личность же эта жаждет серьезного разговора о себе, своих проблемах, иногда вырастающих до проблем общечеловеческого масштаба. Ведь кино не должно навязывать историю, дополненную или переписанную, оно должно рассказывать истории, которые помогут людям, объединенным экраном, понять себя и время.
Генеральный продюсер SOTA Cinema Group Олег КОХАН, человек молодой, но успевший немало сделать в украинском кино, редко дает интервью. Работать надо! И, настояв на встрече, я с удивлением узнала, что только в 2008 году его компания готовит к премьерным показам шесть художественных лент, которые с гордостью могут быть отмечены печатью «Сделано в Украине».
— Олег, продюсерский институт в Украине — дело абсолютно новое. Хотя в этой роли выступали и чиновники от культуры разных рангов, и специалисты, получившие образование в нашем театральном или каких-то других вузах, — это «неопознанный объект» для украинского кинематографа. Можно ли говорить сегодня о наличии института продюсеров в Украине, и как вы попали в эту абсолютно новую, практически неизученную профессию?
— Если говорить о продюсировании как о новой профессии в кинематографе, думаю, не только Украина, но и Россия, в принципе, только осваивает ее. Старшие товарищи, такие, как Владимир Досталь, Никита Михалков, условно относятся к первому советскому поколению продюсеров. Они являлись первопроходцами, формировали эту науку, а сейчас мы наращиваем на этот опыт новые опции, например, копродюсеринга, и не факт, что уже сейчас сможем до конца сформировать полный пакет знаний и представлений о профессии «продюсер». Если вспомнить историю развития этой профессии в Голливуде, она уже изначально включала в себя все этапы: производство, съемку, демонстрацию, сбор денег за билеты. Это была полностью замкнутая цепочка. Дальше стали формироваться разные модели. Мы же, имея советское наследие, вторгаясь в большой мировой рынок с устаревшей экономической моделью, не имея возможности получить теоретические знания и представления об этом процессе, идем путем проб и ошибок. Профессия эта многогранна — и финансист, и рекламист, и дистрибьютор — нужно видеть, понимать и координировать весь процесс в целом. Генеральный продюсер, на мой взгляд, должен работать и c идеей, и с визуальным рядом, и участвовать в кастинге актеров, анализировать реакцию людей, их выраженье глаз на премьере — он должен быть сердцем проекта, аккумулируя все потоки, обеспечивающие жизнедеятельность. Мы сейчас ломаем стереотипы и переходим от режиссерского кино к продюсерскому. Все время в воздухе висит вопрос: а все-таки кто важнее? Безусловно, от продюсера зависит полный цикл проекта. Но у каждой картины есть режиссер — и это во многом определяющая позиция. Я всегда с пиететом отношусь к режиссеру, и долгие годы работы не изменят этого отношения. И все же кино — работа командная.
— Готова поспорить, потому что, хотим мы этого или нет, творческие люди за редчайшим исключением крайне несобранны, готовы ждать не только погоды, но и вдохновения, а для продюсера процесс производства кино четко расписан, ведь от любого сбоя зависит потеря денег. Так нужна ли продюсеру «железная рука» ?
— Вопрос часто задают, изначально закладывая в него конфликт и противостояние: здесь режиссер и вся творческая группа — это одно мироощущение, одна организация, а продюсер — другая. Суть в другом, в основе — это общий созидательный процесс. Стоит ли продюсеру пытаться влиять или менять мироощущение и видение Романа Балаяна или Кшиштофа Занусси? В будущем, возможно, когда сформируется рынок, когда будут четко распределены задачи и функции, позиции будут разводиться: один режиссер будет заниматься разработкой идеи, монтировать будет другой режиссер, а историю писать — команда сценаристов.
— Речь идет уже об индустрии коммерческого кино?
— Мне очень повезло, что судьба дала мне возможность работать с такими великими режиссерами, как Кира Муратова, Роман Балаян, Кшиштоф Занусси — это очень высокая планка и высочайший уровень профессионализма при разных мировоззрениях и творческих системах координат мастеров. А, возвращаясь к продюсированию и к коммерческому кино, думаю, институт продюсеров постепенно формируется. Пока рано говорить о продюсерах полного цикла, умеющих профессионально выходить на мировой рынок, работать с фестивалями и встраиваться в международные кинопроекты.
— Ну почему, а Сельянов, Толстунов — это первая российская шеренга?
— Так я об этом и говорю, они являются представителями поколения, имеющего кинематографические «завязки» с советских времен.
— Но дело в том, что в России существует мощная продюсерская организация, которая пришла к выводу, что нужно объединяться. А что происходит в Украине?
— Пока только попытки объединения. Нам необходима не формальная организация, а объединяющая игроков рынка структура. Чтобы были побудительные причины для этого, нашим продюсерам, которые на данный момент являются друзьями-конкурентами, нужно пройти полный цикл проекта, ведь только на пятой-четвертой картине уже полностью осознаешь все причинно- следственные связи и подводные камни. Здесь до созревания, думаю, еще несколько лет и несколько этапов. Нужно, отстаивая внутренние интересы, на разных — финансовом, творческом уровнях, — понимать роль, значение и важность общего «промо» на международной арене.
— Ни для кого не секрет, что украинское кино обделено вниманием и, соответственно, финансами, и что именно это является причиной отсутствия киноиндустрии. Все-таки в России львиная доля фильмов — проекты, которые осуществляются при поддержке государства. Что происходит у нас? Как вам работается?
— В этой ситуации кардинальным и ключевым моментом, который не дает «зеленый свет» большим инвестициям в кино, является госзаказ, оставляющий все права на произведенный кинопродукт за государством. Во всех кинематографиях мира, в том числе и в России, даже при условии, что государство финансирует, права переходят к непосредственным создателям картины, независимо от финансового вклада продюсера.
— Если я правильно поняла, в Украине продюсеру с государством работать невыгодно?
— В этом плане — да. Инвестор готов прийти в кино. Но... первыми его вопросами будут: куда мы вкладываем деньги? — В кино! — Кому оно принадлежит? — Государству. Но при условии смены госзаказа на господдержку участие государства необходимо в ближайшие 5—7 лет — до завершения становления индустрии, особенно в секторе детского и дебютного кино.
— На примере фильма «Два в одном», продюсером которого вы были, можно говорить о победах и издержках?
— Этот фильм стал первым фильмом Киры Муратовой, который имел национальный прокат. Ни Роман Балаян, ни Кира Муратова, ни другие здравствующие авторы не имели широкого проката, тем более в таком сложном сегменте, как арт- хаусное кино. У нас было 10 копий, и мы показывали картину во всех городах-миллионниках, состоялись мировая и крупномасштабная национальная премьера в Киеве.
Пока я не работаю с инвестиционными деньгами, использую возможности своей компании, своего холдинга. На сегодняшний день кинокомпания SOTA Cinema Group уже может снимать до 12 картин в год. А когда система из госзаказа перейдет в господдержку и продюсер станет правообладателем, появится возможность привлекать финансовые институты.
— Слышала, что на международных форумах фильмы, произведенные вашей продюсерской компанией, будет представлять Украинская кинофундация. Вы передаете ей свои права или это совместная акция?
— Пока 100 процентной договоренности с фундацией нет. Я приветствую создание этой организации, мне понятны и близки ее цели и задачи, но официальных отношений у нас не существует. Это вопрос, требующий подготовки четкой программы сотрудничества. В планах развития нашей кинокомпании — создание подразделения, которое будет дистрибьютировать и продвигать собственный продукт. Пройдя определенный путь реализации проекта «Два в одном», передав дистрибьюторам международные права на кинофильм, я понял целесообразность создания структуры для самостоятельного продвижения собственных картин.
— Отсутствие цивилизованных финансовых схем, невысокий потенциал национального проката, производство украинского кино — это что, искусство ради искусства? Зачем делать кино, которое не может не только принести прибыли, но зачастую даже себя окупить?
— Чтобы запустить проект, нужно заключить договора, купить сценарий, а в ситуации соседства с российским рынком, который в состоянии увеличивать авторский гонорар, альтернативного пути, кроме вкладывания собственных средств, нет. Это единственная конфигурация, при которой стали возможны авторские проекты. Если немножко глубже изучить структуру финансирования фильма, то можно сказать, что главные деньги, которые вкладывает продюсер, отбиваются. При господдержке, то есть страховке рисков, которые обеспечивает государство, можно вкладывать ровно столько, сколько возможно вернуть с рынка, а вторая часть, покрывающая 40—50—60%, — вклад государства. Это сливки, которые помогают продюсеру вернуть свои деньги, а потом, если проект хорошо пойдет, возвращать деньги в бюджет страны. Безусловно, на этом этапе кто-то должен делать, кто-то должен вкладывать и находить те конфигурации финансового участия, при которых возможно продолжать кинопроизводство, искать возможности развивать его. Ситуация, когда мы планируем уже в этом году шесть премьер, подтверждает, что найдено, если не решение, то верное направление, при котором можно финансировать и вкладывать свои деньги.
— Но украинский продюсер должен ведь ориентироваться не только на свой рынок. Россия вряд ли будет открывать широко объятия.
— На данный момент запретов или ограничивающих факторов, если говорить о российском рынке, нет и в ближайшее время вряд ли они появятся. Потому что Россия заинтересована в качественном продукте, и их рынок не нуждается в защите. Он только развивается, а когда уже уплотнится, станет актуальной защита.
— Во всем цивилизованном мире большой сегмент финансовых вложений — за крупными каналами, телекомпаниями. Готовы ли какие-то украинские телекомпании производить и заказывать кино? Не сериалы, а именно кино, на которое они потом будут иметь право, как это сейчас очень широко делают Эрнст, Валерий Тодоровский и т.д.?
— Я думаю, что финансовые возможности уже появляются, сейчас мы уже имеем первые признаки того, что каналы приближаются к этому. Многочисленные сериалы, произведенные в Украине — показатель этого, хоть они ориентированы в основном на российский рынок. Успешный прокат фильма «Сафо» — тоже хороший признак. Уже сейчас, насколько я знаю, крупный телеканал ведет переговоры относительно создания структуры, которая при нем будет заниматься масштабным кинопроизводством.
— Как попадают к вам, как отбираются проекты?
— О классической голливудской схеме, когда существует редакторский отдел, занимающийся только отбором сценариев, речь не идет. Кира Муратова или Кшиштоф Занусси предложили готовые материалы. Молодой режиссер Игорь Подольчак также комплексно подошел к проекту.
— Упоминание имени Кшиштофа Занусси говорит о том, что вы идете по пути, по которому сегодня идут все кинематографии мира, по пути копродукции. Для Украины это достаточно новый путь. Что помогает, что мешает, насколько благоприятна законодательная база?
— Эта классическая схема копродукции, когда несколько государств и несколько компаний кооперируют финансовые и технические средства и творческие возможности для создания кино. Она имеет гораздо больше преимуществ, нежели недостатков, и уже достаточно давно успешно работает во всем мире. В первую очередь это возможность разделения финансовых рисков. Второй момент: сразу несколько заинтересованных сторон из разных стран участвуют в продвижении картины в прокат на своей территории. Первые наши попытки притормаживаются из-за неадаптированной к такому формату сотрудничества законодательной базой. Например, договорившись еще в 2007 году, мы только в 2008 году с французом Филиппом Бобером нашли оптимальное осуществление подписания договора на работу над фильмом «Лето 1953» (режиссер Ширин Нешат). Параллельно возникают вопросы, связанные со сроками, с возможностью платежей, с налогообложением. И таких вопросов немало.
— С этим, в принципе, сталкивались на начальном этапе все страны, но существуют же какие- то законодательства в других странах, которые можно было бы применить и нам?
— Безусловно, опыт необходимо использовать. Но перед этим его необходимо изучить, а затем адаптировать к нашим условиям. Поэтому мы и предлагаем сейчас создать рабочую группу из представителей разных институтов — государственных, коммерческих — по подготовке законодательной базы для реализации проектов копродукции и решения других вопросов. Зачем придумывать велосипед? — все это проходили цивилизованным путем, зачем снова возвращаться в ту точку, в которой другие уже были, прошли, и можно получить рекомендации, как избежать той или иной проблемы. Есть объективный замер ситуации, которая существует на данный момент, и существуют похожие модели. То есть не нужно делать как в России, нужно делать как в Украине, потому что у них избыток денег, у нас — их недостаток. Изучив все модели — польскую, французскую, английскую, немецкую — можно разработать свою.
— Нарисованная вами картинка идеальна, но для ее осуществления понадобится время, а законодательная база, которая существует, позволяет полноценно работать с продюсерами иностранных государств или она принципиально не годится?
— Она принципиально не годится, это кинематографическое средневековье. Огромное количество усилий, энергии, времени тратится не на работу с режиссером, площадку, сценарий, а большая часть времени уходит на поиск финансовых, юридических схем сотрудничества. Поэтому хотелось бы свой опыт, свои накопленные за 7 лет знания передать коллегам. Найти наконец оптимальный алгоритм решения всех этих сложных вопросов, дабы большую часть тратить на проекты, как работают настоящие продюсеры, заботясь о качестве фильма.
— В этом году, как уже говорилось выше, вы предложите украинскому зрителю и мировому киносообщеcтву шесть премьер. Что это за работы и какую прокатную судьбу вы им готовите?
— Это премьера фильма Романа Балаяна «Райские птицы». Сценарий написан Рустамом Ибрагимбековым по мотивам рассказов Дмитрия Савицкого. В картине снимались — Олег Янковский, Андрей Кузичев, Оксана Акиньшина, Егор Пазенко, Сергей Романюк. Этот фильм будет представлен в конкурсе Московского фестиваля в июне. Потом наступит время премьеры. Новая работа Киры Муратовой «Мелодия для шарманки» сделана в довольно необычной для этого мастера манере святочной истории. В фильме заняты ее любимые актеры — Рената Литвинова, Олег Табаков, Нина Русланова, Наталья Бузько, Жан Даниель и др. Хотя главные роли отданы молодым дебютантам — сама Кира Георгиевна так характеризует эту картину: «Никаких головоломных психологических или формальных изысков не заложено в этом сценарии, ну разве что одна забавная загадка человеческой природы — загадка потребности игры».
— Кира Георгиевна сделала с вами параллельно и другую картину? Она тоже выйдет в этом году?
— «Кукла» — это 30-минутная искрометная фарсовая история о том, можно ли сделать человека счастливым, игнорируя моральные принципы! Поскольку она неформатная для кинопроката, мы предполагаем сделать прокат по киноклубам — ведь в каждом из наших городов-миллионников уже сформировалась сеть киноклубов. Прокат будет не на пленке, а в цифровом формате.
— Эксперимент Игоря Подольчака тоже в этой обойме?
— Да, в картине «Las Meninas» мы с Лидией Млинарич сопродюсеры. Это смелый авторский проект Игоря Подольчака, фильм-ощущение, фильм-эксперимент, где визуальное обращение к живописи XVII века по-авангардистски жестко соседствует с вечными и, конечно же, сегодняшними проблемами человеческих взаимоотношений.
— Кроме этого, в вашем «портфеле» два копроекта?
— Фильм Кшиштофа Занусси «Сердце на ладони» — это приглашение к нетривиальному разговору о человеческих ценностях и о том, как важно слушать и слышать друг друга. В главных ролях — Богдан Ступка, Марек Куделко, Нина Андрич, Остап Ступка. Вторая лента — режиссерский дебют известной в кругах любителей современного искусства художницы Ширин Нешат. Она — бунтарь в своей стране, ориентированный на западные ценности, — посвятила свою картину государственному перевороту в Иране 1953 года. Это привело к усилению религиозного фанатизма во всем регионе. Это совместная работа с французскими продюсерами Филиппом Бобером и Сюзанной Мериен. И, если успеем, в работе еще один фильм. Возможно, это будет наша седьмая премьера этого года. Наша компания «мужает» в работе и готова снимать и представлять наше кино как для украинских зрителей, так и для международного киносообщества.