«Я уверен, что Украина победит»!
Маэстро Виктор Плоскина — о том, почему необходимо создавать творческие бригады
Наша встреча с известным украинским маэстро состоялась в Киеве. Под занавес сезона, по приглашению руководства Национальной оперы, Виктор Плоскина продирижировал шедевром мировой классики — оперой «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини. Напомню, этот спектакль давно в репертуаре театра (премьера состоялась еще в 1995 г., которую поставили уже покойные мастера: режиссер Ирина Молостова и дирижер Олег Рябов) и хотя состав солистов был не первым, но оркестр под руководством В. Плоскины фактически вытянул постановку. «С позиций сегодняшнего дня, по-видимому нужно сделать новую сценографию оперы, у меня есть претензии и к вокалистам, но самое приятное впечатление произвели музыканты Симфонического оркестра театра, — поделился впечатлениями с «Днем» Владимир ЛУКАШЕВ, художественный руководитель Национальной филармонии Украины. — Дирижер Виктор Плоскина хорошо чувствовал динамику музыки Дж.Пуччини и в кульминационных местах оркестр под его управлением звучал очень насыщенно. В аккомпанементе маэстро обнаружил способность слышать певцов. Хотя голоса были разными (сильные и менее сильные), но музыканты никого не перекрывали. Именно музыкальная часть спектакля произвела на слушателей наилучшее впечатление и в этом большая заслуга именно дирижера».
После постановки «День» пообщался с Виктором Плоскиной. Мы поговорили о том, что нужно делать работникам искусств во время войны, об украинской диаспоре в Минске, как сидится маэстро на двух «стульях» — Национальном академическом Большом театре Республики Беларусь и Харьковском национальном академическом театре оперы и балета им. Лысенко, а также о планах и мечтах маэстро.
«РОССИЙСКАЯ ПРОПАГАНДА АКТИВНО РАБОТАЕТ ПРОТИВ УКРАИНЫ И В БЕЛАРУСИ»
— Жизнь нашей страны за восемь месяцев кардинально изменилась: Майдан, а в настоящее время война, развязанная сепаратистами-террористами и российскими наемниками на востоке Украины. Вы с 2007 года работаете главным дирижером Большого театра Республики Беларусь в Минске, как там относятся к нашим событиям?
— Белорусы с большим уважением и огромной надеждой смотрят на Украину. Они в нас видят пассионарную нацию, целеустремленных людей, которые могут за собой повести другие народы. Хоть российская пропаганда активно работает против Украины и в Беларуси, но к чести белорусов и их руководителя, они сумели децентрализоваться от кремлевских агиток и откровенной лжи, которая раздается из СМИ по «украинскому вопросу». Общаясь с минчанами я заметил, что они имеют свою независимую точку зрения (насколько это у них возможно) — достаточно взвешенную, толерантную и даже позитивную к нашему государству. Сейчас все люди волнуются из-за войны на востоке нашего государства. Да, у нас очень сложные времена, но я уверен, что Украина победит!
— С нынешней весны вы стали музыкальным руководителем Харьковского театра оперы и балета. Харьков — достаточно специфический город. Можно вспомнить, как в марте антиукраинские акции привели к человеческим жертвам, а недавние события (22 июня) — тревожный сигнал для Харькова, где сепаратисты опять заметно активизировались. Горячие головы антимайдана даже призывали создать Харьковскую народную республику, в центре появились палатки с листовками антиукраинского содержания, все харьковчане готовились к кровавому побоищу. Но к счастью обошлось разбитой головой, десятками задержаний и дубинками «Грифона». Но говорить о стабильной ситуации в настоящее время нельзя... Что вы думаете об этом?
— Фактически в Харькове я работаю с марта... Сначала ситуация в городе меня очень удивляла. Я проукраинский человек, который родился в Закарпатье, учился во Львове, большую часть жизни прожил в Киеве и удивило, что в русскоязычном Харькове, на бытовом уровне, все же услышал украинский язык, хотя раньше, когда приезжал на гастроли, то в городе, который является первой столицей Украины, такого не было. Сейчас — другая ситуация, и это меня радует. Я ходил на все митинги, потому что жил в Оперном театре и находился в центре всех событий. Видел антимайдан с георгиевскими лентами и российскими триколорами, много автобусов с белгородскими номерами, которые привозили кучу людей. Они выделялись среди харьковчан не только языком, но и своим мрачным видом и агрессивным поведением. Даже создавалось впечатление, что это какие-то наркоманы, бывшие зеки, или люди, которые сильно выпили и их душа рвется подраться... Удивляло, как коварно тогда действовала милиция, становясь на сторону сепаратистов, как не вмешивалась, когда титушки и так называемая «самооборона» и крепкие парни из «Оплота» садистки били людей с украинской национальной символикой. Это был ужас! Сейчас, когда собираются разные майданы, то милиция (кстати, ее личный состав существенно изменился) не дает, чтобы люди с разными взглядами дрались, а потому активистам приходится удовлетворяться словесными баталиями. Есть в городе и провокаторы, которые распространяют дезинформацию, чтобы вызывать панику среди населения. Но я уверен, что большинство людей уже проснулось, и не верит антиукраинской лжи.
«ЕСЛИ ЛЮДИ НЕ ИДУТ В ОПЕРУ, ТО АРТИСТЫ ВЫЙДУТ В НАРОД...»
— По-вашему, что должны делать работники искусств в это непростое для нашего государства время?
— Политические события влияют на настроение всех людей. Когда залы театра стали все меньше и меньше заполняться, я начал думать, как привлечь зрителей к высокому искусству, чтобы снять напряжение, депрессию. Подумал, если люди не идут в Оперу, то артисты выйдут в народ... на улицу. Инициировал несколько творческих проектов, которые мы хотим провести на Харьковщине. Так, ко дню Независимости проведем в городе оперный фестиваль «Два шага к зрителям» (The best open air performances). 22 августа покажем наше прославленное произведение Мыколы Лысенко, написанное по одноименной повести Николая Гоголя, — оперу «Тарас Бульба». Я считаю, что этот спектакль с героико-патриотическим содержанием поднимет дух украинцев. Действо будет проходить на площади около нашего театра (Сумская, 25). Надеюсь, что до того времени площадь отремонтируют, поставим для удобства зрителей стулья (1000-1500 мест), попросим власти, чтобы они перекрыли движение транспорта. Начнем представление в 20.00. А через день проведем гала-концерт ведущих мастеров. 25 или 26 августа пригласим посмотреть на свежем воздухе итальянскую классику — оперу «Турандот» Дж. Пуччини. Этот спектакль эффектно будет выглядеть на площади. Приглашаю не только харьковчан, а украинцев из разных городов приехать на наш фестиваль. Заверяю, что получите удовольствие от прекрасных произведений и много позитивных эмоций.
Знаете, меня удивляет, что наши ведущие коллективы достаточно инертно относятся к нынешней политической ситуации. Почему бы не организовать мобильные творческие бригады? Я не призываю ехать на передовую, но выступить в госпиталях, военных городках и гарнизонах под силу театрам и оркестрам, как это делают сейчас отдельные артисты и группы (наподобие акций «Народной филармонии» и «Поддержи своих!»).
— Как вам «сидится» на двух «стульях»: в Минске — главный дирижер Большого театра, а в Харьковской опере — музыкальный руководитель?
— Замечательно! Получаю удовольствие от сотрудничества с этими разными творческими коллективами. Когда много работы, то это хорошо и прибавляет адреналина. А что касается двух «стульев», то сейчас в мире есть такая практика, что дирижеры возглавляют три — четыре коллектива и это идет на пользу всем: музыкантам, слушателям да и самому маэстро. Позитива от работы с разными оркестрами, солистами, хором ты получаешь больше чем, если «варишься» в одном коллективе. Просто придется четко планировать время, и тогда все задуманное успеваешь сделать. Главное — не место и должность, которую ты занимаешь, а какой коэффициент полезного действия ты приносишь театру.
— Вот о коэффициенте полезного действия и новинках репертуара расскажите подробнее. Почему новый сезон Харьковский театр оперы и балета открывает довольно поздно — 25 сентября?
— Действительно сезон мы начнем 25 сентября, но перед тем, как откроем свой театральный занавес, у нас состоятся гастроли в Бельгии. Покажем три концерта-спектакля: кантату «Carmina Burana» — самое популярное произведение Карла Орфа и «Болеро» Мориса Равеля. Кстати, «Кармина Бурана» — моя первая постановка на должности музыкального руководителя на харьковской сцене. Напомню, за день до выборов Президента у нас с успехом прошел творческий проект — «Ночь в опере». В фойе были представлены костюмы из спектаклей, выступали артисты, а затем публику пригласили в зал на большой концерт. Это вышел вечер, как светский раут. Мы это делаем, чтобы привлечь внимание зрителей к классическому искусству. И подобную акцию хотим провести и на открытие 139-го сезона. Пригласим в театр на гала-концерт. 26 сентября, в рамках Дней Германии в Украине, пригласим зрителей на вечер балета — «Колесо фортуны» (премьера), 27 и 28 сентября будет звучать величественная музыка Петра Чайковского — опера «Евгений Онегин» и балет «Лебединое озеро» (спектакли-визитки ХАТОБ), а потом покажем текущие постановки репертуара. Где-то в декабре планируем премьеру — оперу «Кармен» Жоржа Бизе. Есть планы и новых балетных спектаклей, возможно, поставим балет Виталия Губаренко «Камінний господар» по мотивам одноименной драмы Леси Украинки. Есть у нас и амбициозные мечты — провести (ноябрь — декабрь) в Харькове концерт, который закроет Год 200-летия со дня рождения Т. Г. Шевченко и выполнить монументальную ораторию-оперу «Згадайте, братія моя» В.Губаренко.
«ТАК СЛОЖИЛОСЬ, ЧТО УКРАИНА ЯВЛЯЕТСЯ «ДОНОРОМ» ДЛЯ БОЛЬШОГО ТЕАТРА БЕЛАРУСИ»
— Вас можно назвать «нашим человеком в Минске», много ли украинцев работает в Большом театре Беларуси? Активна ли наша диаспора, общаетесь ли вы?
— Так сложилось, что Украина является «донором» для Большого театра Беларуси. На протяжении долгого времени в Минской опере работал наш знаменитый дирижер Ярослав Антонович Вощак. Там он получил звание «народного артиста СССР», осуществил немало резонансных постановок, в том числе, на национальную тематику. Вместе с ним работали: знаменитая певица Надежда Губская, известный тенор Зиновий Бабий и еще целый ряд выдающихся украинских мастеров вокала. В настоящий момент в труппе мы имеем где-то до десятка певцов-украинцев. Среди наиболее знаменитых — басы Андрей Валентий и Василь Ковальчук, тенор Эдуард Мартынюк и другие.
Наша диаспора достаточно активна, часто приходит на спектакли. Вообще, украинцев в Минске живет очень много. Мы имеем хорошие связи и с Посольством Украины в Беларуси.
— Почему для выступления в Киеве выбрали оперу «Мадам Баттерфляй (Чио-Чио-Сан)» Дж. Пуччини?
— Дирекция Национальной оперы предложила продирижировать спектакль «Мадам Баттерфляй» и состав исполнителей — Татьяна Хараузова (Чио-Чио-Сан), Игорь Борко (Пинкертон). Владимир Опенько (Шарплес), Наталья Кислая (Сузуки) и другте. Я согласился, потому что очень люблю это произведение Джакомо Пуччини и трепетную историю об искренней любви японской девушки, как непросто ей было жить в рациональном мире, ярким представителем которого является Пинкертон, морской офицер США, для которого Чио-Чио-Сан лишь забава... С киевлянами я уже раньше сотрудничал — дирижировал оперой «Евгений Онегин», а года два назад «Аидой», кстати, тогда выступал очень мощный состав, и главную партию исполняла прима оперной сцены мира, наша украинская звезда Людмила Монастырская. И сейчас работать с оркестром, хором и солистами Национальной оперы мне было очень приятно. Это чрезвычайно музыкальный коллектив и у меня лишь позитивные впечатления от нашего выступления вместе.
Выпуск газеты №:
№140, (2014)Section
Культура