Яркая... будничность
В Национальном музее украинского народного декоративного искусства проходит выставка, посвященная памяти выдающегося мастера гобелена Людмилы Жоголь
Музей, который владеет самой масштабной коллекцией текстильных произведений этой выдающейся украинской художницы (более 100 единиц), представил сейчас 15 монументальных гобеленов по случаю дней памяти мастерицы, которая отошла в вечность год назад (не дожив месяц до своего 85-летия).
На протяжении последних пяти десятилетий Л. Жоголь воплощала свои замыслы в цветочно-растительных композициях гобеленов, сценических шелковых полотен для интерьеров общественных заведений и параллельно работала — ярко, образно, самобытно — над тематическими циклами, которые условно можно назвать так: «Чернобыльская трагедия», «Времена года», «Киев», «Цветы», где доминируют романтически-возвышенные, мажорные мотивы, хотя иногда встречаются и драматичные. В целом художнице была свойственна незаурядная композиционная одаренность. Она проявлялась в произведениях, где балансировала между архитектурно-пейзажным, орнаментально-растительным и натюрмортным жанрами. Собственно, у нее и не «чистый» пейзаж, и не «чистый» натюрморт, а сложный синтетический жанр, часто с ассоциативным подтекстом, где, хотя и сохранены черты каждого жанра, но главными остаются основные принципы декоративного искусства — обобщенность образа, условность и плоскость фигуративного изображения. Верность Жоголь классическому гобелену на основе гладкого ткачества прослеживалась всегда в ее творческой наработке.
Людмила Жоголь была наделена редким даром — находить в натуре безграничное разнообразие мотивов, за будничностью которых ощущаем многозначительную жизнь природы, изменчивость ее состояний в разные времена года, которые вызывают иногда радость, а иногда печаль.
Художница всегда глубоко чувствовала неуловимые тонкости характера украинской природы — ее пейзажей и ландшафтов со всеми особенностями их растительности. Искала новые средства образного воссоздания тонкой внутренней связи между человеком и природой, проявляя свой особенный взгляд на природу, свою индивидуальную поэтику.
Так, выстраданная тема Чернобыля проходит лейтмотивом через все творчество Людмилы Жоголь: от фатальных событий вплоть до самого начала 1990-х. Циклу гобеленов, посвященных чернобыльской трагедии (30-ю годовщину которой мы отметили в этом году), присуща достаточно выразительная лирико-философская направленность. В «Чернобыльском цикле» мастерица продолжает «цветочную сюиту», которая звучала еще в конце 1970-х — в начале 1980-х. Но после 1986 года видим другое восприятие цветочных мотивов. Гобелены этого цикла поражают острым, как никогда, ощущением драматичных состояний природы в столкновении сил, которые находятся в противоборстве. Эти гобелены хоть и имеют выразительную лирическую расцветку, однако это не просто воссоздание любимых уголков или мотивов родной природы — это состояние человека, чье сердце пронимает боль, вызванная ужасной трагедией. В каждом произведении этого цикла есть своя философская драма: переходное состояние природы «от печали к радости» в триптихе «И будет день, и будет жизнь» (1987), контрастное столкновение «темноты и света» в гобелене «Первая или последняя трава» (1989).
«БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ»
В гобеленах из цикла «Времена года», который создавался на протяжении 1980—2000 гг., украинская природа предстает во всем разнообразии. В них особенно рельефно проявилось мастерство Л.Жоголь превращать натурные наблюдения и впечатления в гобелены, где отражаются ее поиски фактур, цветовых сочетаний, разных формотворческих моментов («Майские луга», «Лето»). В «весенне-летних» гобеленах из цикла «Времена года», как в конце ХХ века, так и в начале ХХІ, важной для нее оставалась тема именно «украинского пейзажа», который подтверждает элегически спокойная горизонтальная композиция «Стельмаховы росы», где Жоголь стремилась создать гармоничный мир вдумчивого созерцания, в котором можно найти душевное равновесие, развеять сомнения и печали.
«Я родилась в Киеве в 1930-м. Моя судьба складывалась так, что я с детских лет чувствовала трудности. Война в одиннадцать лет сделала меня сразу взрослой...», — вспоминала Л.Е. Жоголь. С 1948 г. коренная киевлянка Людмила Недопако (девичья фамилия художницы) училась в Киевском государственном художественном институте (КГХИ) на факультете прикладного искусства, откуда в 1951 г. студентов-прикладников перевели во Львов в новообразованный Львовский государственный институт прикладного и декоративного искусства (ЛГИПДИ), в частности на факультет художественного текстиля, который Людмила окончила в 1954 г. Дальше была ее учеба в аспирантуре Академии архитектуры УССР (1954—1957), после завершения которой в конце 1950-х — начале 1960-х гг. художница, успешно защитила кандидатскую диссертацию, работала в системе Академии архитектуры, а после ее реорганизации — в Академии строительства и архитектуры УССР.
Людмила Жоголь была человеком талантливым и деятельным. Она была примером творческого горения, которое не угасало до ее последнего вздоха. Важным вкладом Л. Жоголь в развитие украинского декоративного искусства ХХ века стали и ее теоретические исследования, которые базировались на широком практическом опыте мастерицы: это такие печатные труды, как «Ткани в интерьере» (1968), «Декоративное искусство в интерьере жилья» (1973), «Декоративное искусство в современном интерьере» (1986), «Декоративно-прикладное искусство Украинской УССР» (в соавторстве, 1986) и тому подобное.
Все эти годы она преклонялась перед искусством — была верна ему и только ему — нераздельно, непрестанно, самозабвенно. Об этом свидетельствовали и масштабные персональные выставки периода независимости Украины, которые очаровывали зрителей своей неповторимой красотой в разных странах — Украине, ОАЭ, России, Греции, Македонии, Норвегии, Франции: такой было триумфальное шествие произведений Людмилы Жоголь в начале нового тысячелетия.
Выставка будет работать до 12 августа.
Выпуск газеты №:
№141, (2016)Section
Культура