Юбилей ансамбля Artes Liberales собрал ведущих музыкантов из Швейцарии и Украины
«Свободные искусства» (Artes Liberales) - именно так назывался первый в Украине профессиональный коллектив, созданный в 1990 году группой энтузиастов - выпускников и студентов киевских вузов. Его участники поставили цель не просто исполнять малознакомую у нас вокальную и вокально-инструментальную музыку эпохи барокко, а воспроизвести ее, максимально приблизившись к «аутентичной» интерпретации (в то время весьма популярной в Европе). Название выбрали не случайно: дух свободы действительно витал в воздухе, упал многодесятилетний «железный занавес», сначала одиночными робкими ручейками, а впоследствии и полноводными потоками зазвучал «горизонтальный» (то есть прямой, без обязательного вмешательства и регулирования-квотирования из Москвы) обмен исполнителями со многими странами. Вскоре новый коллектив, где были хористы (в том числе обладатель редкого тембра контра тенор Алексей Холодов - один из соавторов нынешнего проекта) и инструменталисты начали активно осваивать европейское пространство: участвовать в международных фестивалях старинной музыки (Польша, Германия, Словения и т.д.). В результате знакомства, а затем и тесного сотрудничества с западными коллегами из Кельна успешно реализовался международный проект - впервые в Украине была исполнена «Вечерня Пресвятой Девы Марии» Клаудио Монтеверди и мотеты Иоганна Себастьяна Баха. В свою очередь, Artes Liberales открыл миру украинское партесное пение, в частности произведения Николая Дилецкого.
Быстро прошло время... Судьба и жизненные обстоятельства разбросали бывших участников ансамбля по разным мирам. Они активно концертировали, продолжали и совершенствовали образование в Украине и Европе, сейчас сами являются преподавателями в заведениях разных уровней. Однако благодаря нынешним средствам коммуникации они и сегодня поддерживают тесные связи и все еще остаются единомышленниками.
Поэтому концерт под звучным названием «Все проходит, но не Бог и не Любовь...» был организован в ознаменование 25-летия ансамбля ArtesLiberales. Он стал, как отметил Алексей Холодов, «данью памяти о незабываемых для артистов ансамбля временах открытия европейского культурного пространства в начале новой истории независимой Украины и одновременно попыткой на новом историческом этапе углубить творческое сотрудничество отечественных и европейских исполнителей ради культурной интеграции Украины в Европу». В концерте, который состоялся в Колонном зале им. Николая Лысенко, приняли участие со «швейцарской стороны» - Елена Холодова (меццо-сопрано) – бывший руководитель ArtesLiberales, а ныне - преподаватель музыки и сольного пения кантональной гимназии Люцерна; ее партнерша по совместным выступлениях в Европе Франциска Мартина Дахинден (сопрано и флейта), Виталий Шестопалов и Елизавета Козлова (барочная скрипка), которые активно концертируют в составе различных европейских барочных оркестров и ансамблей. Соавтором проекта с «украинской стороны» и его «двигателем» стала известная клавесинистка Наталья Сикорская - ныне преподаватель Национальной музыкальной академии Украины, которая неустанно популяризирует старинную музыку на отечественных и европейских просторах; Светлана Шабалтина - профессор кафедры старинной музыки НМАУ, основательница класса клавесина; известная виолончелистка, педагог НМАУ, заслуженная артистка Украины Анна Нужа и Владимир Пономарев (барочный альт) - солист ансамбля украинской музыки «Днепр», который в свое время создал свой ансамбль Perola Barocca.
Программа концерта состояла из двух отделений: духовной и светской музыки XVII-XVIII ст. и была построена для лучшей презентации каждого участника как солиста, так и в ансамбле. Несколько произведений, в частности Symphoniaesacrae II для двух скрипок и bassocontinuo (т.е. аккомпанирующего баса), Генриха Шютца в Украине прозвучали впервые. Это было театрализованное зрелищное действо, полное довольно редких для нашего уха тембров (клавесина - на сцене их было два - и барочных струнных), нетрадиционного состава, который менялся с каждым новым произведением, музыки, переносившей в эпоху мужчин в чулках и париках и женщин в чепцах и гофрированных париках, которые чопорно плыли в сарабандах и чаконах. Наконец на сцену пригласили участников того самого первого состава Artes Liberales (где-то около 20 человек), которые с таким огромным увлечением спели фрагмент из той исторической премьеры Монтеверди, словно и не прошло четверти века... что лишний раз подтвердило: все проходит.... Но не Бог и не Любовь.... И не Музыка, потому что они - вечны.
Section
Культура