Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Забытое кино возвращается

В Одессе в четвертый раз прошел фестиваль «Немые ночи»
27 июня, 12:06

Это креативное детице Ивана Козленко со командой крепнет год от года, потому что в геометрической прогрессии растет число его преданных почитателей. Во-первых, мы не очень избалованы интересным, качественным и захватывающе-поучительным кино. (Имеется в виду, что не только ценителям хорошего кинематографа фестиваль в радость, но и подрастающим поколениям кинематографистов однозначно есть чему поучиться). Во-вторых, подбор музыкального сопровождения к фильмам, не только своеобразен по форме, интересен по содержанию, но и миена музыкальных коллективов и музыкантов-исполнителей могут сделать честь любому серьезному музыкальному форуму.

Идеолог фестиваля Иван Козленко, сегодня уже в качестве заместителя Генерального директора Фонда Довженко, проделывает по поискам и реставрации старого кино. Немалая доля этой работы посвящена украинскому кино, после просмотра которого мы, зрители, по к новому открываем для себя возможности национальной кинокультуры и место украинского кино в мировом контексте. Ведь не только киевляне уже давно привыкли к постоянным акциям «Коло Дзиги», но именно эти программы по восстановлению и новому звучанию нашего кино с успехом презентуют киноцивилизованность Украины на самых крупных и престижных международных форумах.

Прорамма «Немых ночей» была составлена разнообразно и разножанрово.

Захватывающий детектив с вкусным показом жизни одесской богемы был снят в 1925 году Петром Чардыниным на студии ВУФКУ (Украина), по весьма популярному тогда роману Николая Борисова «кразия». Несмотря на то, что картина пользовалась огромным успехом далеко за пределами родной страны, у нее веьма печальная судьба. Если в 1925 году фильм представлял нашу страну на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже, то в 1938 большая его часть, а, главное, новая редакция, были уничтожены, т.к. автор литературного первоисточника был объявлен врагом народа. Из 209 минут режиссерской версии сохранилось 67. Именно они стали основой реконструкции фильма, сделанной максимально близко к содержанию романа. Саундтрек специально для него создали польские музыканты Марчин Стечковский, Давид Левандовский, Марчин Ядах, Ян Кеджинский, Петр Цибуля, Мариуш Годжина и Конрад Завадский.

Одним из первых, вполне успешных эротических опытов, является фильм чешского режиссера Густава Махаты «Крейцерова соната», снятый по одноименной повести Льва Толстого. Нужно заметить, что в эротике Махаты нет и тени непристойности, равно, как и ханжества, особо пропитавшего именно это произведение графа Толстого. Композитор, великолепный перкуссионист и лидер нескольких музыкальных групп Павел Файт создал для этого видеоряда весьма интересное и адекватное сопровождение.

Наибольшим открытием и кинопотрясением для меня стал фильм Миколы Шпиковского «Хлеб». Этот необкновенно талантливый режиссер, в творческом архиве которого лишь две ленты — «Шкурник» и «Хлеб», — если бы не был вытеснен из кинематографа и почти забыт, вполне, на мой взгляд, мог повести развитие украинского кино по совершенно другому, весьма творчески продуктивному пути. Возможно, это и случится благодаря второму рождению его картин, столь успешно осуществленному Фондом Довженко. Отдельного поклона заслуживает инструментальное трио из Белоруссии PORT MONE, в составе Алексея Ворсобы, Сергея Кравченко и Алексея Ванчука. Их медитативные экзерсисы, основанные на миксе академизма и экспериментального фолька, безусловный успех в соединении с фильмом Миколы Шпиковского.

Немецкий фильм знаменитого Фридриха Мурнау «Последний человек», снятый в 1924 году — очень точная по стилистике и эмоциям европейская вариация на тему гоголевской «Шинели», с прекрасными актерами. В картине множество спецэффектов, которые могут сделать честь и современному кино, а уж если учесть инструменты, которыми располагал Мурнау, то это просто буря оваций первооткрывателю. Дуэт москвичей Сергея Летова и Владимира Голоухова был предельно тактичен в своем музыкальном сопровождении и очень вдохновлен самим фильмом. Нужно отметить, что, когда во время демонстрации фильма внезапно налетел проливной дождь, показ не был прерван ни на минуту. Над музыкантами воздвигли два имеющихся зонта, а публика не шелохнулась. Ну, за редким исключением особо «сахарных». Великая сила искусства!

Чтобы понять, откуда растут ноги у большинства гэгов и актерских приемов в фильмах Г-на Александрова, достаточно просмотреть фильм Киенга Видора «Патси», 1928 года. Эта комедия на фоне сюжета об очередной Золушке даже прическу подарила Любови Орловой. Вот что значит делать кино, будучи «насмотренным». Таких примеров в истории кино немало. Но абсолютным наслаждением были великолепные джазовые импровизации несравненного Юрия Кузнецова.

«Немые ночи» в будущем году, верю, отпразднуют свой первый мини-юбилей — 5 лет. Будем надеяться, что его по-прежнему активно будут поддерживать Государственное агентство по кинематографии Украины и Фонд Рената Ахметова «Розвиток України». К такому фестивалю не стидно присоединиться самому требовательному спонсору. Ведь команда в составе исполнительного директора Екатерины Мальцевой, администраивного директора Екатерины Козленко, арт-директора Вячеслава Касима и великолепного звукорежиссера Андрея Сичковского к качественной и очень творческой работе готова.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать