Запас оптимизма — десять лет
В знойные летние дни, когда народ не то что зрелищем, но даже пивом в театр не заманишь, выпускники актерского факультета Тернопольского музыкального училища имени С. Крушельницкой сдавали свой дипломный экзамен. Событие это происходило на сцене местного драматического театра, в стенах которого будущие актеры под руководством заслуженного артиста Украины В. Химьяка овладевали азами ремесла. И как ни странно, во время просмотров дипломных спектаклей «Домой» Л. Розумовской и «Титаник-вальс» Т. Мушатеску в Тернополе, нашлось несколько сотен человек, которые, не обременяя кошельков, (вход на спектакли был свободным), поинтересовались будущим своего театра. Судя по увиденному, оно у тернопольцев есть.
Хотя, когда четыре года назад набирали этот актерский курс, было много скептиков, которые не верили в успех затеянного дела. Мол, в Украине есть два института, кующих актерские кадры, а уровень специалистов периферийного театра, которые будут преподавать профессиональные дисциплины, не обеспечит надлежащей профессиональной подготовки. Поэтому набор экспериментального актерского курса многие считали пустой затеей, а причастных к этой акции педагогов и худруководителя театра М. Форгеля упрекали в излишней для провинциалов амбициозности. И действительно: стоило ли учить семнадцать юношей и девушек развивать фантазию и воображение, жить чужой жизнью? Об этом я спросил председателя государственной квалификационной комиссии, народную артистку Украины Таисию Литвиненко.
— Это странно, когда спрашивают, зачем готовить молодых актеров. А зачем рожать детей, внуков? Театр — это та же семья. Мы должны продолжать род, заботиться о своем деле. Должны воспитывать новое поколение, которое придет нам на смену.
— Но ведь есть театральный институт в столице?
— Выпускники театрального института сейчас редко идут в периферийные театры. Они согласны продавать жвачки, чтобы не уезжать из Киева, ибо столица очень развращает. Они создают множество театров, которые лопаются, как мыльные пузыри. Тернопольцы правильно сделали, что подготовили этот курс. К тому же училищу ничего не стоит аренда помещения, не нужно платить за свет, за костюмы, за работу служб. Институт не в состоянии обеспечить такую подготовку актеров непосредственно при театре. Это не только очень дешевая, но и очень хорошая форма обучения. Было бы здорово, если бы мы таким образом готовили и режиссеров.
В отличие от выпускников большинства учебных заведений, которые нынче остаются безработными, актеры, подготовленные при театре, уже приглашены на работу. Кроме Тернополя, где останется десять человек, их ожидают в театрах Луцка, Ивано-Франковска, Дрогобыча.
Меня заинтересовало, насколько оптимистично эти юноши и девушки оценивают свое будущее, вот и организовал короткий опрос. Оказалось, что, невзирая на сегодняшнюю непопулярность актерской профессии, никто не жалуется на мизерную зарплату. Будущие отцы семейств собираются подрабатывать, понимая, что на государство надеяться не стоит. Трое из семнадцати полагают, что через два-три года ситуация с театрами изменится к лучшему. Четверо считают, что еще пять лет нужно терпеть трудности. Остальные уверены, что сложившаяся ситуация изменится через десять лет, и театр станет нужным людям и государству. Что ж, доживем — увидим.
Выпуск газеты №:
№153, (1998)Section
Культура