Запорожский край: изменение стереотипов
В Национальном музее украинского народного декоративного искусства представлен грандиозный арт-проект![](/sites/default/files/main/articles/29052019/6vistav.jpg)
Выставка «Запорожский край. Декоративное искусство. Традиции. Новации» изменяет стереотипы о Запорожском крае как преимущественно индустриальном регионе. Произведения 55 художников, которые разместились в трех залах, поражают разнообразием техник и высоким мастерством выполнения. Керамика, дерево, вышивка, художественный текстиль, роспись, эмали, ювелирное искусство — не полный перечень чудесных очарований, среди которых каждый может найти наслаждение для глаза и утешение для души. Арт-проект готовился музейными специалистами больше года в сотрудничестве с запорожскими коллегами, в частности, Запорожским художественным музеем, представляет известных художников и открывает новые таланты.
ПАРАД РУШНИКОВ
Первый зал — жемчужины народного творчества — работы гончаров, Петриковская роспись, авторские куклы и парад красных вышитых рушников — гордость запорожских мастериц. Одна из них — Надежда Денисюк из Мелитополя, в творческой наработке которой 140 вышитых рушников, созданных на протяжении последних 16 лет. Увлеклась вышивкой пани Надежда уже в солидном возрасте, совмещая любовь к рукоделию с работой на мясокомбинате, которому отдала 38 лет своей жизни. Ее работы демонстрировались в Лондоне и неоднократно поражали наших соотечественников.
«Рушник начинается с ткани, — рассказывает мастерица. — Обычно выбираю лен. Сначала рисую на кальке узор, переношу через копирку на ткань. Потом подбираю цвет. В нашем регионе вышивают преимущественно красными нитками, которые могут быть нескольких оттенков. И за три недели рушник готов».
НЕИЗВЕСТНАЯ ПЕТРИКОВКА
Работы Натальи Рыбак — мастерицы Петриковской росписи, открывают зрителю «неизвестную Петриковку». Как объясняет пани Наталья, традиционная Петриковская роспись — это не только цветы и птички, которые обычно рисуют на сувенирах и к которым все привыкли. Это и сюжетные композиции, и кони, и рыбы, и цыгане и много другого.
Освоить Петриковскую роспись — это легко, заверяет мастерица. В этом убедились участники мастер-класса, который прошел в рамках проекта под руководством художницы. Их удивлению не было предела, когда в ход пошли ушные палочки, обычные пипетки и подушечки пальцев, которыми начинающие рисовали гроздья калины.
«А вот тонкие, деликатные линии можно сделать только специальной кисточкой — «котячкой», которая изготовляется из кошачьей шерсти самим мастером. С кошкой сначала нужно «договориться» — провести дипломатические переговоры, а уже потом приступать к делу, — объясняет мастерица. — В целом, научиться Петриковской росписи по интернету, как в настоящее время практикуется, невозможно, ведь нужно знать много нюансов, — уверена она.
КОРИФЕИ
На втором этаже в двух галереях представлено творчество профессиональных художников Запорожского края нескольких поколений. Это изысканные украшения Сергея Москаленко, казацкие трубки заслуженного мастера народного творчества Александра Вильчинского, вытынанки Юлии Стульниковой, панно Людмилы Форостецкой и работы многих других художников.
Привлекают внимание произведения художника Степана Марчука, который работает в сложной технике горячей эмали. Именно его работа под названием «Казак Метелица» украшает баннер проекта, и это не случайно. Ведь это произведение воплощает в себе главную идею арт-проекта, объясняют его организаторы. Мы видим вроде бы нашу планету Земля, на которой что-то бурно происходит, и видим лицо казака.
«Мне интересны исторические исследования, прошлое Украины, создание сюжетов на тему славного казачества, пейзажа в современном контексте с отпечатком древности», — отмечает автор.
Целую плеяду молодых художников керамистов взлелеяли супруги Жолудь — Лариса и Александр, которые с 2012 года возглавляют Запорожскую художественную школу.
«Мы с женой учились во Львове. Хотели свое мастерство и знания передать детям Запорожья. Художественная школа, в которой мы работаем, уже отметила свое 60-летие», — рассказывает Александр Жолудь.
О художественной школе, ее педагогах и многочисленных учениках, лучшие работы которых также представлены на выставке наряду с произведениями их наставников, рассказывает фильм, который можно посмотреть в выставочном зале. Еще одна лента снята специально для этого проекта, знакомит с творчеством художника-монументалиста Андрея Соколенко. Это художественные витражи. Они ярко иллюстрируют тему городов (город, как среда для жизни), которой завершается общая экспозиция.
ТАЙНА ТВОРЕНИЯ
К сожалению, не все из 60 работ Андрея Соколенко сохранились, ведь новые технологии, в частности, пластиковые окна, безжалостно уничтожают настоящее искусство. Судьба некоторых произведений даже неизвестна, утверждает автор. Но детскую железную дорогу, здания детских садиков Запорожья, Аграрный техникум в селе Васильевке и в настоящее время украшают произведения художника. Последняя работа мастера — витражи для армянской церкви.
«Витраж впитал в себя живопись, графику, архитектуру. Но главное в этом искусстве — нужно чувствовать пространство», — замечает мастер. Тонкостям будущей профессии художник учился у отца — Григория Соколенко — первого директора Запорожского художественного музея.
«Пять проведенных отцом дней с Александром Довженко, полностью изменили его мировоззрение. После этого он начал заниматься монументальными работами, — рассказывает художник. В настоящее время он работает над упорядочиванием отцовского творческого наследия, которое тесно связано с художниками-бойчукистами.
Автор деревянных скульптур Анатолий Ивченко занимается и живописью (живописные работы также представлены на выставке), малой пластикой, владеет разными техниками. Но его приоритет — это скульптура, сознается он.
— Во время работы над произведением, я чувствую, как у меня меняется даже мимика лица. Конечно, все это происходит непроизвольно, вне моего желания», — делится скульптор своими наблюдениями и ощущениями.
НОВАЦИИ И ОТКРЫТИЯ
Одной из задач проекта было открыть новые имена и найти новации на поприщах народного декоративного искусства. Таким открытием стали произведения Татьяны Власенко, которая работает главным художником Запорожского театра юного зрителя.
«Она работает в технике квилт — это лоскутное шитье», — рассказывает один из кураторов проекта Ольга Новодережкина. — Ее панно отличаются тем, что художница использует не только традиционные материалы, такие, как бисер, шелк, кружево, но и современные, в частности, джинс. Она совмещает разные техники — батик, печворк, аппликацию, вышивку. Кроме того, ее ручные работы имеют оригинальные дизайнерские решения. Художники, которые работают как живописцы, используют и природные материалы. Интересно в этом плане выглядят произведения Татьяны Дружиной, ее расписная деревянная пластика.
В Запорожье работают целые династии художников. Одна из них — талантливая семья керамистов Бережненко — Сергей, Лилия и дочка Марта. В творчестве Марты можно проследить современный взгляд на жизнь. Ее скульптурные композиции — это произведения ассоциативного ряда, которые требуют от зрителя сопереживания».
ДАЛЬШЕ БУДЕТ...
Искусство Запорожского края — это только начало долговременного арт-проекта Национального музея украинского народного декоративного искусства, цель которого — представлять творчество лучших художников разных регионов нашей страны.
«За несколько последних десятилетий отрасль народных художественных промыслов фактически исчезла. Но никуда не исчезает декоративное искусство, народное творчество. Художники творят, потому что не могут не творить и мощно работают во всех регионах Украины. Мы хотим исследовать состояние развития традиционных центров народного искусства и определить новейшие направления в творчестве современных художников. Но в нынешних экономических условиях народным мастерам, художникам необходима поддержка государства», — отмечает сокуратор выставки Ирина Бекетова.
Выставка открыта до 14 июля.
Выпуск газеты №:
№82, (2019)Section
Культура