Защитим свой очаг!
В Музее Булгакова собрали деньги и передали в Главный военный госпиталь для помощи пострадавшим в зоне АТО![](/sites/default/files/main/articles/23092014/11_kor5600.jpg)
Кстати, именно в этом госпитале во время І Мировой войны служил врачом-добровольцем юный доктор Михаил Булгаков...
На прошлой неделе открылся девятый сезон традиционных музыкальных вечеров — журфиксов в Киевском литературно-мемориальном музее Михаила Булгакова. У входа гостей встречала сестра милосердия в белом халате и шапочке с красным крестом (в ее роли выступила друг музея Татьяна Хорошун), предлагая принять участие в благотворительной беспроигрышной лотерее. И люди, узнав, куда будут направлены их взносы, мгновенно отзывались, приобретая сразу по несколько билетов!
• Музыкальная программа журфикса — романсы и фортепианные циклы Модеста Мусоргского — отчетливо резонировала с сюжетами сегодняшнего дня Украины и века минувшего, когда в доме № 13 по Андреевскому спуску жила семья Булгаковых.
О созвучности музыки Модеста Мусоргского творчеству Михаила Булгакова рассказала во вступительном слове старший научный сотрудник музея Ирина Сиренко: «Излюбленный прием обоих авторов — гротеск, буффонада, оба преклоняются перед Гоголем и Пушкиным. Так, Мусоргский написал две оперы по Гоголю — «Сорочинская ярмарка» и «Женитьба» (последнюю автор не окончил, увлекшись работой над пушкинским «Борисом Годуновым»). Ссылку на «Бориса Годунова» мы встречаем и в ряде булгаковских произведений, например, в «Белой гвардии» демонический Михаил Семенович Шполянский похож на Лжедмитрия. Мусоргский отдал дань и инфернальной тематике: вспомним симфоническую фантазию «Ночь на Лысой горе» или «фаустовский сюжет» — «Песенку Мефистофеля в погребке Ауэрбаха».
Общая тема двух творцов — противопоставление жизни и смерти, вечная их борьба между собой — лежит в основе фортепианного цикла Мусоргского «Песни и пляски смерти». Парадоксальность, закодированная в названии, подчеркивает неожиданность и нелепость вторжения Смерти. А Булгаковский роман «Белая гвардия» — это, по сути, те же «Песни и пляски смерти», уже на киевской сцене»...
• Детальный рассказ о времени действия романа (период 1918 — начала 1919 гг.) впечатлил насыщенностью событий и калейдоскопической скоростью переворотов: роспуск Центральной Рады, поочередный приход к власти правительства гетмана Скоропадского, Директории во главе с Петлюрой, а затем большевиков.
«Газета «Киевская мысль» писала в день падения Гетманщины в декабре 1918 г.: «Гетманство началось на Украине как оперетка немецко-венского изделия. Кончилась она как тяжелая драма». Действительно, вначале события напоминают буффонаду, в которую постепенно вплетаются драматические и трагические мелодии. Оперетка становится кровавой: «карнавал» превращается в настоящий шабаш, а в жизни людей начинает происходить «Дьяволиада». Неслучайно в тяжелом пророческом сне Алексея Турбина появится сотканный из жирного киевского воздуха «вертлявый клетчатый кошмар». Этот «вертлявый клетчатый» обнаружится позднее в свите Воланда — бывший регент Фагот — Коровьев-Клетчатый. А впервые он возникает в этом доме как предтеча Воланда.
• В «Белой гвардии» есть еще один параллельный слой — мистический. К роману об исторической оперетке стоит эпиграф из Апокалипсиса Апостола Иоанна: «И судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими». Евангельские темы лейтмотивом пронизывают все произведение. Ярчайшие мистические моменты — явление «благостного и босого» Христа в молитве Елены Турбиной и чудо воскрешения ее умирающего брата Алексея»...
• Трагически-просветленные послания Модеста Мусоргского доносили до слушателей лауреаты международных конкурсов Наталья Максимчук (меццо-сопрано) и Анна Хмара (фортепиано). Открыл вечер вокальный цикл «Без солнца», написанный композитором в тяжкий для него период. Печальные элегические стихи Арсения Голенищева-Кутузова — дань молодого поэта романтизму — полны для композитора глубокого смысла. «В четырех стенах», «Меня ты в толпе не узнала», «Окончен праздный шумный день», «Скучай», «Элегия», «Над рекой» — в песнях, вдумчиво и артистично исполненных певицей, парили сумеречные авангардные мотивы.
• Фрагменты жизни космоса в миниатюре, пока длилось звучание голоса и рояля — такое ощущение подарили и очень нежный романс «По-над Доном» на стихи Алексея Кольцова, и великолепный «Гопак» (стихи Тараса Шевченко в переводе Льва Мея). Проникновенная интонация вечности дышала в романсе «Горними тихо летела душа небесами» на стихи Алексея Толстого. А «Колыбельная Еремушки» (стихи Николая Некрасова) погрузила в атмосферу детства, и столь естественным оказался переход к редкому для Мусоргского циклу для фортепиано «Няня и я. Из воспоминаний детства» в искренней и эмоциональной трактовке Анны Хмары.
Исполняя вокальный цикл на стихи Арсения Голенищева-Кутузова «Песни и пляски смерти», Наталья Максимчук преобразилась, сменив не только наряд, но и образ, — и сумела одухотворить чистым и глубоким голосом таинство скорби («Колыбельная», «Серенада», «Трепак», «Полководец»).
А когда стихли аплодисменты, участники лотереи получили свои выигрыши — книги, сувениры и удивительные пряники, расписанные булгаковскими сюжетами. К гостям обратилась директор музея Людмила Губианури: «Сто лет назад, во время I Мировой войны, вся семья Булгаковых во главе с мамой помогала фронту, принимала участие в благотворительных лотереях, а сестры шили и вязали для солдат и раненых, служили медсестрами Красного Креста в лазаретах. Михаил Булгаков вступает в Красный Крест Киева и служит добровольцем-врачом в том самом госпитале на Печерске, где сейчас лечатся наши бойцы из зоны АТО. Как часто в жизни повторяются сюжеты, и это неутешительно, потому что каждая война — всегда подлая и циничная. Мы подхватили инициативу других киевских музеев: очень мощно работают в нынешней ситуации Национальный художественный музей с благотворительной программой «Леви своїх не лишають!» (вырученные средства направляют на помощь раненым воинам и пострадавшим музеям в Луганске и Донецке), Музей Ивана Гончара. В нашем камерном музее сложно собрать много людей, но когда мы объединяем свои усилия, это всегда приносит хороший результат».
• Михаил Булгаков в «Белой гвардии» писал: «Часовые ходили и охраняли, ибо башни, тревоги и оружие человек воздвиг, сам того не зная, для одной лишь цели — охранять человеческий покой и очаг. Из-за него он воюет, и, в сущности говоря, ни из-за чего другого воевать ни в коем случае не следует».
Для тех, кто пошел «охранять человеческий покой и очаг», сотрудники музея доставили в Киевский Главный военный госпиталь корзинку с подарками от музея и средства, собранные на журфиксе и во время благотворительной лотереи, в которой смогли принять участие также те, кто пришли в музей и на следующий день.
Выпуск газеты №:
№176, (2014)Section
Культура