Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Зашифрованная в кружеве магия

Львовская мастерица с винницким корнем Дария АЛЕШКИНА — о незаслуженно забытой вытынанке и поиске новых форм для ее возрождения
04 декабря, 19:03

МАСТЕРСКАЯ

«Вытынанка живет во всех, кто родом из Винничины. Я вырезала ее с детства, но профессионально — с 2008 года. Тогда проходила большая выставка бумажного кружева во Львове. На презентации украинский искусствовед Михаил Станкевич заметил, что вытынанка вымирает. Меня это так задело, что я решила приложить максимум усилий, чтобы не только сохранить это искусство, но и придать ему новых форм для выражения. Вот уже свыше 10 лет я пытаюсь объяснить людям, что вытынанку  можно и нужно ценить, как и живопись. Если ее правильно хранить,  она не хуже будет украшать ваш интерьер, чем живопись на стене. Причем вытынанку можно использовать с разной целью. Например, как занавеску, логотип, изображение можно наносить на одежду, вещи, сувениры — просто дайте вытынанке пространство для реализации, и она отблагодарит», — эти слова Дария Алешкина сказала в Виннице почти два года тому назад, когда открывала свою персональную выставку в центре народного творчества. В настоящее время она и сама активно пользуется своим советом. Ее вытынанки украшают современные интерьеры общественных заведений, библиотек, театров. Бумажные кружева используют для обложек книжек. Они уже покорили Польшу, Францию и даже Южную Корею. Сейчас демонстрируются в Национальном музее Голодомора в Киеве и одновременно в штаб-квартире ООН в Женеве. А вскоре (подержим кулачки) будут презентованы на Венецианской биеннале от фонда Микеланджело.

СОЗДАВАТЬ ПО ЗАКОНАМ ТРАДИЦИЙ

Дария Алешкина — дочка талантливых скульпторов-каменотесов Алексея и Людмилы Алешкиных, которые проживают на Винничине. В своем селе Букатинка они создали музей под открытым небом, разрисовали в стиле народных мотивов несколько домов, а собственный двор превратили в постоянную выставку каменных скульптур. Собственно, как говорит Дария, именно родители заложили в ней своеобразный фундамент, любовь к народному искусству. Вспоминает, как в детстве мечтала стать учительницей украинского языка и литературы, потому что любила читать. Но в 14 лет отец убедил ее, что искусство вечно, — для свободных, людей свободолюбцев, и отвез учиться в Вижницкий колледж прикладного искусства, где Дария получала свое первое образование художник-ковровщик. Само ткачество, ковровое дело, гобелены научили мастерицу просторному воображению образов. А смелости взяться за большой формат прибавило образование скульптурного монументалиста, которое женщина получила во Львовской национальной академии искусств.

«В детстве вытынанка была как хобби, которому меня научили мои родители. Мама всегда говорила: «Не нужно ограничиваться снежинками», ведь в народном искусстве есть немало других интересных образов, — рассказывает мисткиня. — Она научила меня делать тематические, сюжетные композиции. Это та же графика, но на бумаге. Благодаря своим родителям я придерживаюсь всех законов традиционной техники, то есть складываю бумагу вдвое, чтобы вытынанка имела зеркальное симметричное изображение. В этом есть своя магия, потому что ты до последнего не знаешь, что получится, какой, собственно, будет вытынанка. Уже потом, когда бумага согнута, переношу эскиз и начинаю вырезать.

Кое-кто удивляется, как можно создавать такие масштабные работы. Открою тайну: большие работы делать  легче, чем миниатюры, потому что в маленьких дырку сложнее вырезать, а в монументальных —  легче. Возможно, мне помогает то, что я окончила отделение монументального искусства и не боюсь больших объемов, а наоборот ловлю от них кайф. Наибольшие рекордные вытынанки делала для нашего оперного театра — ко дню рождения Тараса Шевченко. К этому событию вырезала два панно, размером 4 на 2 метра. Заняли полквартиры».

ПРИВЕЛИ К ВЫТЫНАНКЕ ДЕТИ

Дарию Алешкину смело можно назвать человеком-оркестром. В свое время она как режиссер ставила удивительные представления и руководила Театром теней. Ее нередко можно увидеть на фестивале ледовых скульптур в центре Львова или на курорте Буковель. Она лихо орудует электропилой и вырезает из льда шедевры. И при такой творческой активности вместе с мужем воспитывает троих детей — Росаву, Вакулу и Энея. Собственно они и побуждали Дарию к поиску самовыражения в стенах квартиры, потому что оставить их было не на кого.

«Я трижды мама. В день имею тысячу и одно дело. Поэтому понятно, что совмещать скульптуру и материнство стало нереально. А вот вытынанку намного проще было творчески реализовать в домашних стенах, совмещая обязанности мамы, потому что можно и творить, и за детьми ухаживать, — продолжает Дария. — Создают вытынанку тремя способами — руками, ножницами и ножом. Руками — называется вырыванка. Ее больше всего любят делать дети, потому что это будто разминка. Я же работаю ножом. Инструмент похож на скальпель со сменными лезвиями. Иногда во время изготовления одной работы приходится сменять 5—6 лезвий. На изготовление одной работы стандартным размером 2,5 и 1,1 метра нужно три — пять дней, это если с утра и до вечера. Но если «вмешиваются» дети, а они для меня — главное, то процесс, бывает, затягивается».

ОТКРЫТЬ БУМАГУ ПО-НОВОМУ

В творческой наработке львовской мастерицы — два десятка персональных экспозиций, три десятка скульптурных симпозиумов на территории Украины и немало международных выставок. Ее работы уже экспонировались в Германии, Польше, Франции и Южной Корее. Создавая их, мастерица использует украинские традиционные символы в сочетании с собственной творческой фантазией. Каждая из вытынанок имеет особенное значение. Главные образы — это дерево жизни, что символизирует прочность семьи и рода, а также образы женщины-берегини, чародейки, святой, что переносят нас в мир творческой фантазии мастерицы.

«Меня часто тянет на современные проекты, но я не могу отказаться от народных символов. Они настолько глубоко во мне сидят, что даже когда я хочу сделать что-то суперабстрактное, то все равно появляется мотив — украинский, родной. Все орнаменты переплетаются. Одни и те же встречаются на писанках, коврах, вышивке. Так и в вытынанке. Просматриваются вазоны, дерево жизни, цветы и женщина, она у меня доминирует в большинстве работ, — отмечает мастерица. — Когда-то, когда у людей нечем было прикрыть окно, то занавески делали из бумаги. В настоящее время нашли замену — тюль и шторы на окнах. Хотя бумага, будто живая, а сама вытынанка очень универсальная — знаковая, магическая, рукотворная и она заслуживает на ценность в нашей стране.

Кое-кто может упрекнуть: это же бумага — недолговечный материал. Как и все! Я работаю с твердой бумагой, почти картоном. Сложно вырезать, но вытынанки прекрасно транспортируются с одной выставки на другую. Более того, ее можно вырезать из синтетических материалов. Такие вытынанки выдерживают и снег, и дождь. Мой отец создает вытынанки из всевозможных материалов. Трипольцы, например, вырезали их из кожи. То почему бы и нам не вернуть их в свой быт?! Зачем покупать китайский «ширпотреб», если у нас есть свое, переданное от дедов-прадедов. Очень радуюсь, что нашла себя в этом искусстве. Отец говорил, что я должна ставить цель, идти к ней и реализовывать. Каждый раз, когда получается подняться на ступень, я чувствую себя счастливой».

РАССКАЗАТЬ СВОЮ ИСТОРИЮ

Ко дню памяти жертв Голодомора Дария Алешкина презентовала в Национальном музее Голодомора-геноцида новый выставочный проект «Кружево памяти». Он рассказывает не только об образах народной культуры, но и о травматической истории нашего народа, в частности и лично Дарии. Ее прадед по матери Михаил Степанович Сафонов был председателем колхоза в селе Вила-Яругские, что на Винничине. Во время Голодомора раздавал людям семенной фонд, чтобы выжили. За это его репрессировали...

«У нас во дворе, в Букатинке, росло дерево — боярышник. Его нельзя было ломать или рубить, потому что считалось священным. Мать рассказывала, что именно эти плоды спасали людей во время голода. В детстве я слышала много историй о Голодоморе, грустных и трагических, которые не воспринимало до конца мое детское воображение, не верилось, что такое могло быть, — рассказывает художница. — До сих пор на сельском кладбище есть памятник с надписью «Нет более страшной смерти, чем от голода». Тема Голодомора болезненна для моей семьи, личная, а выставка знаковая. Посмотреть ее можно до 10 января. Думаю, что в настоящее время — только начало громкого звучания этой всенародной боли, потому что только сейчас осмеливаются говорить. Надеюсь, что с каждым годом к теме Голодомора будет все больше внимания, как и памяти невинных жертв».

ОСУЩЕСТВИТЬ ДАВНЮЮ МЕЧТУ

Вытынанка Дарии Алешкиной давно вышла за сугубо художественные рамки. Она изображена на обложке украинского перевода книги бразильского писателя Жоржа Амаду «Дона Флор и двое ее мужей», бумажные кружева использовали в качестве инсталляции для бренда Cartier в Украине. Теперь экспозиция Дарии (да и всех Алешкиных) представлена в Женеве. И это при том, что мастерица самостоятельно занимается продвижением своего творчества, активно используя для этого социальные сети. Говорит, что они для нее стали спасителями, потому что за ее творчеством начали следить люди по всему миру.

«Это очень прикольно, что есть такая возможность — выставить свою свежую работу и услышать отзывы. Практически все мои поездки за границу происходили благодаря Facebook. Увидели работы, написали, пригласили — и я поехала. Вообще за последние 10 лет я вижу большую динамику в плане возрождения народного искусства, в частности и вытынанки. Надеюсь, что это только начало, — говорит Дария. — Каждый раз на всех выставках, когда я презентую свои работы,  все сразу говорят: «вау!», «вот так красота!», но только в Сеуле, где бумага обыденный материал, у меня раскупили всю выставку. Это был приятный шок. В Украине такого еще не было. Что огорчает и раздражает больше всего? Наверное, активный плагиат. Никто вокруг, кроме некоторых профессиональных художников, этого не видит. Больно, когда твой труд нагло крадут и используют без разрешения. И это проблема не только в Украине, такая же и у моих коллег из Беларуси».

Несмотря на то, что вытынанки Дарии Алешкиной украшают холл Львовского городского совета и фактически прославляют Львов на весь мир, она до сих пор вынуждена создавать их в маленькой квартире, причем арендованной. Ее муж Гордей активно лоббирует вопрос выделения художнице помещения, чтобы она имела больше пространства для творчества. Между тем Дария надеется, что когда ее дети вырастут, она опять сможет вернуться к  каменным скульптурам. И кто знает, к чему может привести микс хрупкой бумаги и крепкого камня в ее удивительных руках.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать