Застрелиться не хватает времени
Переход на контрактную систему по закону, разработанному Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам культуры, не выдерживает испытания актуальным театром
Принимать несовершенные законы абсолютно нормально. Практика их должна совершенствовать. Вопрос заключается лишь в способности законодателя оперативно констатировать, диагностировать и прогнозировать результаты действия норм закона. Мощный хор возмущенных голосов, беспрекословность аргументов, которые доказывают несовершенство закона и монументальное молчание его авторов в купе с методическим продвижением к утверждению в неприлично сыром виде осознать невозможно — хоть застрелись.
По-геростратовски навредить театру детски наивно. Посеять конфликты, раздор и возвеличить диктатуру по-советски тупо. Словом, кто друзья, а кто враги, кто герои, а кто негодяи — хоть застрелись второй раз, все равно не поймешь.
Точно не порадовало, но все же как-то легче стало, что с контрактной системой активно борются наши коллеги в Германии. Строго придерживаются принципов ротации художественных единиц театра и в то же время абсолюта художественного авторитета личности. Поэтому руководитель Берлинер-ансамбля, который ныне называется «Театр на Шиффбауердамм», Клаус Пейманн уже 22 год остается бессменным. Незаменимым — и точка.
Контрактная система соткана из множества испытаний тела театра. Они могут натренировать его мышцы, могут загнать сердце. До какой степени нужно каждому в нем существующему приноравливать себя? Что дает право отзывать обещания? Как научиться неревнивой радости? Что в театре действительно животворное? Где мера между отрицанием приобретенного и утверждением нового? Когда приходит время реформатора? Когда победа будет за реформистом?
Главный режиссер городского государственного театра Ганновера Эдн Арнарсон в финале своей каденции поставил шекспировского «Гамлета» как итог приобретенного с этим коллективом и как заявку на участие в конкурсах на руководство другими театрами. До премьеры мне выпало посмотреть другие спектакли, поставленные во время выстраивания им концепта своего театра.
Выражение К.Станиславского: «Театр начинается с вешалки» в большей степени касается вешалки для сценического костюма. В ганноверском театре обычного гардероба вообще нет.
Его замещают ряды шкафов, в которые каждый может поместить свою верхнюю одежду или что-то ненужное. Чтобы не забыли вернуть ключ, нужно к замку положить одно евро и его забрать, идя одетым.
То, что увидел на малой и основной сцене театра, показалось тканью, сотканной из органических пуповин.
«МОЩНОСТЬ И СОПРОТИВЛЕНИЕ»
Спектакль «Мощность и сопротивление» (автор текста И. Троянов) разыгрывается на большой сцене, посредине которой находится каркас куба. Актеры Семюэль Финци, Сара Франке, Марк Джон, которые демонстрируют искусное владение техникой школ переживания и представления, обозначают его стены приемом, который в пантомиме называется «стена». Когда бьются головой, телом, ногами, звук имеет признаки фактуры стекла, металла, бетона. В конечном итоге преграды разрушаются, куб перестает быть тюрьмой, препятствием для свободы действий, слова, движения и дум.
Видишь, чувствуешь, понимаешь — действительно только безграничное упирается в границы. Мне кажется все сложнее рассказывать об ужасе сталинизма поколению с мобилками, интернетом, которое имеет возможность оперативно сгруппироваться, сопротивляться, защищаться. И тем важнее становится вопрос — вокруг кого, ради чего, на каких идеалах?
Два героя в спектакле «Аристократы» С. — М. Зальцман ищут корень или верхушку взаимопонимания под прибой невыразительной интуиции. Любовь из мира бесплодного трения из-за ссоры идеалов, драки принципов, утопания в пене дискуссий (есть и настоящая драка, и купание в ванне, раздевание, целование) — проторяет путь к пониманию сути человека.
Смертным жареное мясо, бессмертным его аромат. Выберите свое!
Отношение к немецкой классике в Германии воспитано всем массивом ее истории. Можно только удивляться, как на густой раствор рацио выкладываются кирпичики романтических смыслов.
«МАРИЯ СТЮАРТ»
Шиллеровская «Мария Стюарт» сведена к квартету Элизабет — Б. Фрей, Мария Стюарт — С. Франке, Лестер — М. Джон, Мортимер — Х. Хартманн.
Вечную интригу элитных игр разрывает такая милая мелочь, как привлекательность человечности. Не как имманентная черта Homo sapiens, а именно как что-то возможно и излишнее, но такая желаемая.
Сценограф К. Поливкова помещает действие в коробку, собранную из шведских стенок. Лестницы от пола до потолка воспринимаются решетками на окнах тюрьмы или царских палат, или библиотечными полками.
Столики для грима у порталов сцены становятся оазисами становления королевских персон. Парики, корсеты, многослойный грим, блеск украшений, волнение английских воротничков, зыбкий песок унаследованного величия переплавляют в сверхтвердое и в то же время хрупкое стекло избранности.
Перед восхождением на эшафот по воле королевы — сестры Элизабет прощается с жизнью. Она идет в зал, обнимается, целуется со зрителями. Приказывает всех угостить пивом. И зрители с наслаждением пьют за ее казнь. Такой горький интерактив завершает размышления о сладкой жизни власть предержащих.
Металлический каркас тоннеля с осыпающейся штукатуркой, густо засоренный коммуникационными кабелями, проводами, жилами разного цвета, размера и фактуры, которые тянутся ниоткуда и в никуда, выбран сценографом местом действия трагедии Шекспира «Гамлет». Юный наследник трона прерывает учебу за рубежом, спешно возвращается домой, узнав о смерти отца-короля. В интерпретации режиссера он попадает на церемонию коронации дяди. Тот вместе с королевой-вдовой в тронных креслах, которые установлены на гробу, выезжает на авансцену к зрителю-народу. Королевство-тоннель утопает в грязи. Белый костюм Гамлета (актер Даниель Нерлич) быстро становится черным, как у всех подданных.
Поскольку в отличие от драматургического замысла автора из трактовки режиссера сразу понятно, что мать Гамлета пособница в убийстве короля, то сцена в ее спальне становится местом неслучайной казни Полония, а стартом кровавой мести Гамлета. И в этой части спектакля костюмы всех персонажей постепенно, из черных меняются на красные.
Сцена «мышеловки» не столько разоблачает преступление дяди, сколько доказывает обычность убийства в жизни королевства.
Друзья Гамлета — Розенкранц — она (Сусана Фемандес) и Гильденстерн — он (Андреас Щлагер) торгуют дружбой, колеблются в самоопределении между мужеством и слабостью, откровенностью и хитростью, честью и беспринципностью.
Офелия (Ванесса Лойбль) для этого мира нежностью своей безнадежно безумная. И брат ее Лаерт (Деннис Портнер) такой же, только наоборот — потому что убил бы всех, чтобы самому стать королем. Все персонажи разговаривают с болью в горле, которая напоминает о кинжале действительности, который они проглотили.
Всем своим возбуждением, всем напряжением души они вмешиваются в слова, в мелодии, в пение с шумовым ансамблем. Гамлет все больше играет исключительно о себе, и все больше и больше о том, чего не знает в себе. Спектакль задуман не просто как театр в театре. Это театр в театре в квадрате, кубе, в бесконечности приумножений. В финале рабочие сцены разбирают тоннель на части и развозят по кулисам. Гамлет пытается сохранить цельность своего наследства и едва ли не дерется с рабочими, как со своими подданными. Он взывает на помощь все королевство поименно. Оказывается, все были актерами. Кто-то уже разгримировался, переоделся в халат, но радостно выходит с поклоном к зрителям. Зал аплодирует и Гамлету хотелось бы застрелиться, но гильотина занавеса опускается на его шею.
Невозможно описать все находки постановщиков спектакля, все яркие образы созданные актерами. Трактовка драматического материала может быть неприемлемой, увлекательной, странной и даже грубой. Спектакли такой концентрации осмыслений, изобретений, вызовов мне удавалось видеть только в программах самых мощных театральных фестивалей Авиньона, Эдинбурга, Берлина. И дай Бог увидеть его в будущем театральном фестивале в Киеве. Хотел застрелиться, когда уничтожили международный фестиваль «Київ травневий», которым руководил десять лет и который подарил киевлянам встречи с Анни Жирардо, Софико Чиаурели, Марселем Марсо, театрами Ю. Любимова, Г. Туминаса, с всемирно знаменитым итальянским уличным театром Silence Teatro и еще многими театральными VIР-ами. Нет времени! Нужно мыслить действиями. Паскаль говорил: «Все наше достоинство — в способности мыслить. Только мысль возвышает нас, а не пространство и время, в которых мы — ничто!»
Выпуск газеты №:
№64, (2017)Section
Культура