Жан МЕЛЬНИКОВ: «Если за маской и костюмом нет индивидуальности, то такой актер — не интересен!»
С 18 по 20 апреля в Киеве состоятся гастроли Днепропетровского академического театра русской драмы им. М. Горького![](/sites/default/files/main/articles/16042013/10teatr.jpg)
Накануне гастролей «День» побеседовал с художественным руководителем прославленного коллектива, народным артистом Украины Жаном Мельниковым. Его можно назвать «играющим тренером». Жан Александрович и худрук, и ведущий актер, и режиссер Днепропетровского театра русской драмы им. М. Горького. В этом году театр отмечает свой 85-летний юбилей. Дата солидная. Репертуар разнообразный. А главное — их спектакли пользуются успехом у днепропетровцев. С 18 по 20 апреля с мастерством Мельникова и Ко познакомятся киевляне. Гастроли пройдут на сцене Национального театра русской драмы им. Леси Украинки. О том, что покажут днепропетровцы в столице, о репертуарной политике, кто сегодня составляет славу и костяк труппы, рассказывает Жан Александрович Мельников:
— Я не считаю, что 85 лет — солидный возраст для театра! Важно, насколько творчески работает коллектив. Мы стараемся представлять публике высокую драматургию. Поэтому в нашей афише приоритетной является классика. Я за интересные эксперименты, но против авангарда, если это просто дешевый популизм на угождение прихотям публики. К сожалению, сегодня очень мало современных пьес с сильным стержнем: захватывающим сюжетом, яркими характерами, написанные хорошим языком, а не сленгом или суржиком, когда шутки граничат с пошлостью. На мой взгляд, наш театр сегодня на пути зрелости, и поэтому к репертуару подходим взвешенно. Выбирая пьесу, ищу зерно, чтобы в ней поднимались высокие человеческие и духовные темы. Убежден, что театр имеет высокую миссию, не поучать, а направлять, расставлять акценты, заставлять зрителей думать и сопереживать. Очень важно, чтобы магия театра захватила молодежь.
У нашего театра были разные периоды. Мы помним свое прошлое, но и думаем о будущем. Для меня отправная точка в театре — это суждение Гете о том, чтобы воздействовать на окружающий мир, надо знать культуру не только свою, которую должны знать досконально, но еще и другие культуры, тогда наш театр будет богаче. Разумеется, о прошлом театре нужно знать и на его основе формировать новый. Это все приходит со временем, не нужно зацикливаться на какой-то достигнутой цели, а ставить новые планки и достигать их. Приоритет афиши — классика! Она воспитывает не только зрителей, но и актеров, помогает сохранить человека в человеке.
— Расскажите о вашей труппе. С какими проблемами вам сегодня приходится сталкиваться?
— Мы пополняем коллектив выпускниками из «кулька» (Днепропетровского факультета Киевского национального университета культуры и искусств) и Днепропетровского театрального-художественного колледжа. А поэтому варимся в собственном «соку»... Сегодня в труппе работает 42 артиста. Но дело не в количестве, а в том, что у нас, как и у многих периферийных театров (областного подчинения), «проседает середняк». Есть молодежь, которая только начинает свою профессиональную деятельность и взрослые, умудренные опытом мастера, а вот середины (в возрастном цензе от 45 до 60 лет) — нет. А это для артиста возраст расцвета! Знаете, жаль, что сегодня в театре нет амплуа: герой-любовник, лирический герой, социальный герой, характерный артист, комик, резонер и т. п. Лет 50 назад артистов в труппу подбирали в соответствии с амплуа: и было два Ромео, два Ричарда, два Мамаева, два Сатина или Барона и др. Сегодня у нас нет полноценных составов и приходится идти на компромиссы, назначая на роль актера, который, например, чуть не дотягивает до социального героя или чистого трагика. Ну, нет у нас Отелло! Вот поэтому и не ставим эту драму Шекспира. Я против, когда женщины играют мужчин, и наоборот, как порой поступают режиссеры новомодных и, так сказать, в авангардных и экспериментальных постановках. Да, есть многовековые традиции японского театра «Кабуки», когда используют сложный грим и костюмы с большой символической нагрузкой, а все роли исполняют мужчины. Но это восточная экзотика, а не психологический театр, которым славится наша славянская культура. Хотя можно вспомнить прекрасную кинороль Александра Калягина в фильме «Здравствуйте, я ваша тетя» с переодеванием (снятая по пьесе «Тетка Чарли» — комедию-фарс Б. Томаса) или харизмачный Олег Табаков в ленте «Мэри Поппинс, до свидания», но это скорее исключения. Давайте говорить откровенно, кого мы обманываем? Ныне появилась мода, когда мужчины играют женские образы. В комедиях положений, в бурлеске, фарсе это может быть, но если за маской и костюмом нет индивидуальности, то такой актер не интересен. В театре три главных жанра — трагедия, драма и комедия, а все остальное — «гарнир» (лирическая комедия, трагикомедия и т. д.). Если посмотреть на нашу жизнь сегодня, то в ней перемешалось все — грустное и смешное.
— Жан Александрович, расскажите о спектаклях, которые собираетесь показать в Киеве.
— Гастроли откроем спектаклем «Мир дому твоему» («Возвращение Тевье») — это новая сценическая версия по мотивам повести «Письма Тевье-молочника» Шолом-Алейхема. Идея поставить этот спектакль возникла у меня после прочтения шеститомника Собрания сочинений Шолом-Алейхема. Там я обнаружил письма реального человека — Тевье, которые он писал писателю. Столько в них мудрости, глубины и простоты! Именно это легло в основу нового замысла постановки — проблема вечно гонимого человека, независимо от происхождения и вероисповедания. Тевель пишет: «Когда книжка будет готова, и вы вздумаете выслать мне немного денег, будьте добры отправить их в Анатовку на имя тамошнего резника. У меня зимой два поминальных дня: один осенью, незадолго до Покрова, а другой поближе к Новому году, — так что эти дни я провожу в городе. А просто письма можете посылать прямо в Бойберик на мое имя. Пишите так: «Передать господину Тевлу, молочного еврей» (1895 г.). В этой простоте чувствуются удивительные земные корни. Для меня как артиста было важно передать колорит и мудрость простого человека. В инсценизации, я также использовал фрагменты пьесы Г. Горина, а спектакль назвал «Мир дому твоему» потому, что герой обрел свое место. Он никуда не бегал. В прологе Тевье говорит о том, что никакие деньги Родину не заменят, и толкал при этом свою телегу. У нас в спектакле он словно возвращается из-за «бугра»...
19 апреля мы пригласим зрителей посмотреть классику — «На всякого мудреца довольно простоты» Александра Островского. Напомню, что наш театр — детище Малого театра. В 1927 году труппа москвичей осела у нас, и именно их мы считаем своими прапрадедами. Поэтому афиши гласят, что Днепропетровский театр русской драмы им. М. Горького основан Малым театром (Москва) в 1927-м. Руководителем постановки «На всякого мудреца...» выступил артист Малого театра Борис Клюев. Он создал замысел, мизансцены, но съемки помешали закончить работу, а то, что он сделал, я довел до финальной точки, взвалив на себя режиссуру, сценографию и музыкальное оформление. По ходу репетиций многое изменилось, но, на наш взгляд, в лучшую сторону. Текст у Островского великолепный, и актерам есть где разгуляться, играя колоритных персонажей пьесы. Напомним, комедия написана в 1868 году. Многое поменялось в укладе нашей жизни, в одежде, в прическах, но человек в своей сути остался прежним! И сегодня найдутся «Глумовы», пытающиеся обвести вокруг пальца любого мудреца... Так что классика всегда сохраняет свою актуальность и злободневность.
Под занавес гастролей, 20 апреля, мы представим спектакль-бенефис ведущей актрисы нашего театра Людмилы Вершининой — «Афинские вечера». Это современная семейная комедия, поставленная по пьесе Петра Гладилина Григорием Богомазом-Бабием (он же автор музыкального оформления). Людмила Ивановна — легенда не только Театра им. М. Горького, служению которому она отдала более полувека своей жизни, но и всего театрального Днепропетровска. Недавно актриса отметила свой 85-летний юбилей. В «Афинских вечерах» она играет роль Анны Ростопчиной. Актриса потрясающая! Кстати, в «Мире дому твоему» она выступает моей партнершей и исполняет роль Голды, а в «На всякого мудреца довольно простоты» — Манефу. В нашем театре Вершинина сыграла свыше двухсот(!) ролей. И хотя сегодня эту актрису можно увидеть на сцене нечасто, каждое ее появление перед публикой — это событие, а каждая роль — на вес золота! Людмила Ивановна — потрясающая партнерша и я счастлив, что эта звезда работает в нашем коллективе. Во многом благодаря такому мастеру сцены, как Людмила Ивановна, днепропетровцы стали театралами. Уверен, что и киевляне поддадутся обаянию этой удивительной актрисы.
— Актер и режиссер — две разные профессии. Когда вы занимаетесь режиссурой, то в себе «душите» актера?
— С годами, овладевая профессией, начал понимать, что в некоторый момент мне как актеру тесно в заданных режиссером рамках. Например, «Король Лир». Я нашел новый замысел сценической редакции. Мне было мало того, что предложил режиссер (Вадим Пинский. — Т. П.), хотя критики и зрители очень хорошо приняли наш спектакль, но каждый раз, играя Лира, я испытывал потребность понять: во имя чего король поступил так со своими дочерьми и подданными? В новом, уже своем варианте, созданном из шести разных переводов Шекспира (от Гнедича до Пастернака и Сороки) я отобрал те нюансы, которые наиболее точно передавали мысли: боль из-за раздела государства, отступничество и предательство близких людей, напрасные жертвы межклановых распрей... Спектакль назвал «Трагедия о Короле Лире» — вот ключ решения нового замысла. Шекспир рассказывает трагедию властелина, разделившего свое государство на три части. Пусть между дочерьми, из-за внутренних распрей, вместо того, что объединять, а не «разделяй и властвуй»! И сам же пострадал, а еще пострадал народ, дочери Лира... Также пошел в постановке «Иван и Мадонна», когда сделал пролог и эпилог спектакля, оставив героя живым, изменив пьесу Анатолия Кудрявцева, автор был недоволен (ведь, кто спорит, на Иванах мир держится!). Для того чтобы совмещать в себе две ипостаси актера и режиссера, нужно творческое вдохновение. Я не могу объяснить, как это совмещается, но оно просто живет во мне...
— Для вас театр — это дом или коллектив единомышленников?
— Мечтаю, чтобы наш театр стал национальным (по статусу) и интернациональным по составу труппы. Чтобы театральный дом был уютным для тех, кто в нем работает, и привлекательным для зрителей, которые приходят на наши постановки. Важна этика отношений в коллективе — производственная и творческая дисциплина, панибратство неуместно, и никто не заставляет вас пить чай друг с другом. В театре нельзя сделать спектакль и успокоиться. Это вечное движение и путь к совершенству. Мой принцип — я кланяюсь дню сегодняшнему, не отрицая дня вчерашнего, и с большой надеждой жду завтра...
Выпуск газеты №:
№70, (2013)Section
Культура