Перейти к основному содержанию

Жар-птица в плену одиночества

11 мая, 00:00

Ныне национальное изобразительное искусство претерпевает период жесткой коммерциализации. Сколько талантливых художников, лишившись работы по заказам, в том числе и государственным, превратились в простых ремесленников или уличных торговцев. Но справедливо ли осуждать их за то, что они сегодня больше думают о хлебе насущном, нежели о высоком искусстве? В Киеве, кроме государственных, существуют частные галереи, которые покупают картины, скульптуру, произведения прикладного искусства. В провинции такой возможности нет. Есть художественные салоны, но они, как правило, популярностью не пользуются ни у самих авторов, ни у публики. Торговля большей частью наблюдается на стихийно возникших рынках, где художник хоть и недорого, все же может продать пару-тройку своих произведений. А уж рассчитывать на то, что кто-то из нынешних состоятельных украинцев решится вложить в художника определенную сумму, не приходится.

Эти невеселые рассуждения появились после знакомства с луганской художницей Татьяной Ктитаревой — едва ли не единственной на Донбассе, кто профессионально владеет мастерством мстеры — лаковой росписи по дереву. Ее произведения поражают разнообразием сюжетов, сочными красками и изяществом. Три российские деревни — Палех, Мстера и Холуй — на протяжении десятков лет готовили мастеров миниатюрного искусства. Как правило, после обучения они оставались там жить. Татьяна оказалась одной из немногих, кто покинул пределы Мстеры, поплатившись за это снижением разряда. Так в ту пору наказывали тех, кто не оставался работать на промышленных площадях знаменитой школы художеств.

Картины Татьяны Ктитаревой сегодня спрятаны далеко от людских глаз, поскольку на провинциальном рынке они вряд ли найдут потребителя, достойного оценить их подлинную стоимость. Именно по этой причине Татьяна, как и десятки луганских художников, вынуждена принять условия нынешнего времени, зажать свое творческое самолюбие и не брезговать тиражированием своих произведений, дабы не превращаться в постоянного просителя и материально ни от кого не зависеть. Но даже при таких обстоятельствах каждое ее творение старательно выписано и прочувствовано. Так ее учили. Да и характер по- иному работать не позволяет. Школа мстеры, изящный стиль автора узнаваем среди многих подделок, выставленных в луганском художественном салоне, несмотря на то, что Татьяна уже давно пишет свои миниатюры масляными красками, а не специальными — темперой, приберегая остатки былой роскоши для особых работ. А в том, что она напишет еще много хороших картин, таких, как «Поход князя Игоря», художница не сомневается. Вот только бы продать одну-две свои самые сильные работы, чтобы, имея средства, отойти от суеты и полностью погрузиться в подлинное творчество.

Все эти годы Татьяна жила надеждой на перемены к лучшему. И в стране, и в своей жизни. Более десяти лет она с трудом передвигается, и болезнь, к сожалению, прогрессирует. Но работать отказываются только ноги. Руки все так же не знают усталости, приняв на себя двойную физическую нагрузку. Сегодня Татьяна Ктитарева задумала грандиозный проект, который удивляет не столько своей масштабностью, сколько верой художницы в то, что она сможет его осуществить, пробив брешь в стене равнодушия. Она хочет создать свою частную школу, в которой будет учить одаренных людей мастерству мстеры, а еще — создать серию работ, темой которых станет ее родной край — Слобожанщина. Родом художница из Воронежской области, но судьба забросила ее на Донбасс, в Луганск. И хотя сегодня две области относятся к разным государствам — российскому и украинскому, их объединяет одна историческая территория — Слобожанщина. Воспеть этот край, передать его колорит, особенность — такую задачу ставит перед собой художница.

Создание школы будет трудным делом. Для начала Татьяне нужно выкупить однокомнатную квартиру, расположенную по соседству, оборудовать ее всем необходимым для занятий. Татьяна планирует, что, кроме 12 учеников, которые будут составлять постоянную группу, двух-трех одаренных людей, но имеющих разные степени инвалидности, она будет учить бесплатно. Параллельно хочет создать мастерскую по изготовлению продукции из дерева. Словом, речь идет об открытии производства, которое будет заниматься сувенирным промыслом. На осуществление своей идеи Татьяна отводит два года. Она торопится, суеверно полагая: если к 42 годам не добьется поставленной цели, то на своей карьере художника можно поставить крест. Но к такому настроению, думается, серьезно относиться не стоит, потому что Ктитарева никогда не была пессимисткой. В этом легко убедиться, ознакомившись с жизнеутверждающими сюжетами ее работ.

Но даже оптимист вынужден признать, что сегодня без финансовой поддержки ни один отечественный и тем более провинциальный художник «раскрутиться» не сможет. Где-то уже появляются частные картинные галереи, которые содержат банкиры и бизнесмены. Небольшую коллекцию, по слухам, имеет Первый международный банк в Донецке, который, кстати, оказывает помощь творчески одаренным людям и коллективам. Но это скорее исключение, нежели правило. Опрос, проведенный в Луганске среди руководителей коммерческих банков и бизнесменов, показал, что имущие люди оказались не готовыми определить свое отношение к творчеству местных художников и, следовательно, поддержать их финансами. Кто же поможет Татьяне Ктитаревой, десяткам других талантливых авторов? Вопрос остается открытым.

 

***

Одна из последних работ Татьяны Ктитаревой называется так: «Птица моего одиночества». Это название наиболее точно определяет место художника в нашем обществе.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать