Перейти к основному содержанию

Женщины в отсутствии любви и свободы

«Путешествие с домашними животными» — лучший фильм ММКФ-2007
05 июля, 19:39

Победа российских картин на Московском кинофоруме, похоже, становится закономерностью — в последние годы гран-при фестиваля получили Дмитрий Месхиев за «Своих» и Алексей Учитель за «Космос как предчувствие». Правда, в прошлом году «Золотого Георгия» забрал шведский режиссер Осман Карим за картину «О Саре», ставшую его полнометражным дебютом. Однако на нынешнем ММКФ все вернулось в свою колею: из двух десятков конкурсных картин лучшим фильмом международное жюри во главе с австралийским режиссером Фредом Скепси признало работу Веры Сторожевой «Путешествие с домашними животными».

Любопытно, что темой картины-победительницы, как и в прошлом году, стало женское одиночество. Но если Сара страдала в Швеции из-за своей чрезмерной эмансипированности, то героиня Ксении Кутеповой Наталья мается в России оттого, что пришлось жить с мужем на заброшенном полустанке в условиях домостроя. Когда же нелюбимый супруг внезапно умер, Наталья, чуть ли не впервые за долгие годы, посмотрела на себя в зеркало и поняла, что является женщиной, со всеми вытекающими отсюда последствиями: нарядами, иллюстрированными журналами, телепередачами и даже со свалившимся на голову любовником. И хотя последний готов был взять молодую вдову замуж, она, учуяв перспективу новой эксплуатации, мужу предпочла усыновленного из родного детдома мальчугана...

О страшной женской судьбе рабыни-эмигрантки повествует итальянская лента «Незнакомка» Джузеппе Торнаторе, который вполне заслуженно получил «Серебряного Георгия» за лучшую режиссерскую работу. Этот фильм является образцом того, как даже из мелодраматического сюжета о поиске матерью своего ребенка, можно сделать вполне приличное кино. Умело замаскировав мелодраму под триллер, режиссер снял, что называется, «большое» кино. «Незнакомку» стоило бы показать в Украине, поскольку главная героиня, хоть ее и играет российская актриса Ксения Раппопорт, является киевлянкой, и нашему зрителю было бы небезынтересно узнать, какая роль нам отводится в Европе. Из программы ММКФ следует, что украинцы в мировом кинематографе пока что фигурируют, главным образом, в качестве эмигрантов... Из внеконкурсной картины Ульриха Зайдля «Импорт-экспорт» зрители узнают еще одну историю наших в зарубежье: на заработки из Донецка в Австрию уезжает медсестра. О своей киевской жизни ностальгируют и герои израильской конкурсной картины «Дети СССР». Хоть это слабое утешение, но украинцев сегодня в мире уже знают и различают на карте бывшей советской империи, пусть даже мы пока выступаем в незавидной роли кочующих по миру беженцев.

Впрочем, иногда иностранные режиссеры испытают нужду не только в прототипах несчастных, изломанных человеческих судеб, которые с избытком обнаруживают среди наших земляков, но и в наших актерах. Как, например, грузинский режиссер Алеко Цабадзе, снявший «Русский треугольник» в Киеве. Кроме Петра Миронова, актера Театра на Левом берегу Днепра, сыгравшего одну из главных ролей в этой конкурсной ленте, в ней заняты Остап Ступка и Валерия Чайковская. В главной же роли в этой, политически спекулятивной, поверхностно трактующей тему Чеченской войны картине (именно тема обеспечила «Русскому треугольнику» Специальный приз жюри), выступили фоном киевские улицы, и даже виртуальное путешествие по которым мне доставило удовольствие.

Вручив приз «За лучшее исполнение женской роли» Кирсти Стубо, сыгравшей в венгерской картине «Опиум» одержимую дьяволом женщину, члены жюри справедливо отдали дань жертвенной самоотверженности актерской профессии (актриса настолько вжилась в роль умалишенной, что кажется, будто в фильме снялась настоящая пациентка психиатрической клиники).

Напротив, Фабрис Лукини, получивший приз «За лучшее исполнение мужской роли», сыграл во французской комедии «Мольер» легкомысленно, фирменного жуира — кому еще, как не французам, представлять миру образцы амплуа различных любовников: от романтических героев до комических альфонсов...

Закрыли 29-й Московский международный кинофестиваль лентой «Железнодорожный роман» Клода Лелюша, который до сих пор пожинает плоды славы за своих «Мужчину и женщину». В последней ленте Лелюша идея конфликта полов разворачивает в детективной истории противостояния знаменитой писательницы (Фанни Ардан) и ее литературного негра (Доминик Пинон). Между тем, сюжетная интрига, обеспеченная сложным детективным механизмом, не окупает схематичности и банальности рассказанной французским киноклассиком истории, которая заканчивается — хуже не придумаешь, — поцелуем влюбленных не первой свежести.

Не отличались свежестью и оригинальностью высказывания режиссера на пресс-конференции: «Брак убивает любовь», «Бог — самый главный серийный убийца». На вопрос, не продиктована ли его неприязнь к Творцу обыкновенной человеческой завистью, Лелюш без тени смущения признался, что завидует Богу, поскольку тот сумел разыграть вселенский спектакль с 6 миллиардами статистов, каждый из которых мнит себя главным героем. Международный кинофестиваль, на котором каждый старается доказать свое первенство, свое профессиональное и человеческое превосходство — хорошее тому подтверждение.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать