Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Жесткий взгляд, исполненный любви

Ирина ЧУЖИНОВА, театровед
29 января, 16:29
ПЕРСОНАЖИ СПЕКТАКЛЯ «КАЛЕКА С ОСТРОВА ИНИШМААН», НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД, — ЗЛЫЕ И НЕКРАСИВЫЕ СКВЕРНОСЛОВЫ. НО С КАЖДЫМ НОВЫМ ПОВОРОТОМ СЮЖЕТА ЗРИТЕЛИ ОТКРЫВАЮТ ИХ ЧИСТЫЕ ДУШИ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ЧЕРНИГОВСКИМ УКРАИНСКИМ МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИМ ТЕАТРОМ ИМ. Т. ШЕВЧЕНКО

Художественный руководитель Черниговского областного академического украинского музыкально-драматического театре им. Т. Шевченко Андрей Бакиров с выбором материала для спектакля не прогадал. «Подлинная сенсация театральной Европы!», «чудо современной сцены», «главный драматург XXI века», «Тарантино от театра» — так называют современного ирландского драматурга Мартина МакДонаха даже самые строгие критики Старого и Нового света. Постепенно этот автор покоряет и украинский театр. Напомним, широкому зрителю наверняка более известны его киноработы — «Залечь на дно в Брюгге» и недавний фильм «Семь психопатов», в которых МакДонах выступил одновременно в двух ипостасях — сценариста и режиссера. Художественный мир, сконструированный МакДонахом в дюжине пьес и киносценариев, населен полубезумными фриками, чудаками всех мастей, как правило, по-своему, трактующими, казалось бы, аксиоматические категории, например, справедливости, добра или любви.

В «Калеке с острова Инишмаан», одной из ранних пьес трилогии об Аранских островах, МакДонах предлагает множество ребусов, к которым сложно даже подступиться с привычными «лекалами» норм человеческого сосуществования.

В спектакле художник Александр Симоненко визуализировал холод и пустоту малонаселенного ирландского островка — серые камни, серое небо, одинокая лодка на верфи, причал, уходящий вдаль, бедный магазинчик с длинными пыльными полками, заставленными банками с горошком... Более унылое пространство даже сложно себе вообразить! И чем же тут заниматься героям, как не коротать дни в надежде на чудо, нежданное счастье или хотя бы какое-то мало-мальски значимое происшествие, что, впрочем, для них одно и тоже. Однажды, на соседний островок, приезжает съемочная группа из Голливуда снимать фильм о рыбаках, и Джонни Патинмайк (Валентин Судак), местный сплетник и балабол, озвучивает мысль: дескать, надо идти сниматься в ленте, чтобы потом уехать на далекий континент и стать звездой киноиндустрии... Эта авантюрная идея на самом деле мелькнула в голове у многих островитян, но самая большая нелепость: она пришла в голову и местного калеки Билли (филигранная работа актера Сергея Пунтуса), скрученного в судорогах церебрального паралича молодого парня. Правда, этот приключенческий сюжет, на самом деле, не суть важен, куда интереснее наблюдать за извращенными, на первый взгляд, отношениями его странных героев.

Люди как вид, по МакДонаху, брутальны, эгоистичны и, в общем-то, с трудом переносят компанию себе подобных, хотя одиночество для них еще более невыносимо, поэтому они все-таки живут вместе. Но со временем начинаешь замечать, что в их регулярных грубых издевках друг над другом все-таки сквозит нежность. Эти тонкие, сложно объяснимые словами нюансы особенно отчетливо видны в общении двух сестер Кейт (Наталья Максименко) и Айлин (Оксана Гребенюк), с младенчества воспитывающих приемыша калеку Билли.

Кейт — нарочито сурова и замкнута, Айлин и вовсе не от мира сего, впадающая в состояние прострации и разговаривающая с камнями, но когда Билли уплывает в Америку, их жизнь оказывается опустошенной и бессмысленной. Так же нелепы и одновременно трогательны отношения Патинмайка и его древней мамули (блестящее перевоплощение Антонины Баглий). Последняя ни на минуту не прекращает поглощать алкоголь и проклинать своего непутевого сына, в котором она на самом-то деле души не чает. Еще одна парочка: красавица и грубиянка Хелен (Ольга Дущенко), издевающаяся над своим братцем Бартли (Игорь Линовицкий). Их детские «игры» неизменно оканчиваются тумаками и ссадинами — лишь таким варварским способом они умеют проявлять родственную нежность.

Режиссер Андрей Бакиров уделяет много внимание характерности героев, их пластике, интонациям, особенностям поведения, тем мелким чертам и деталям, в которых каждый может разглядеть собственные ужимки и не всегда столь высокие порывы. Драматург, а за ним режиссер начинают рассказ с просто-таки карикатурных зарисовок, вызывающих скорее отвращение к героям, но ближе к финалу, привыкнув к эксцентричности этих субъектов, начинаешь испытывать к ним симпатию. Собственно, для МакДонаха важно научить зрителя в зале не сопливой жалости, а пониманию и возможно сочувствию — поэтому в этом спектакле нет поводов для сентиментальных рыданий. Юмор, ирония и все та же показная толстокожесть нейтрализуют «опасные» моменты. Даже когда Билли неожиданно возвращается из далекой Америки домой, всем как-то удается обойтись без слезоточивых мелодраматических сцен, хотя никто и не скрывает радость встречи...

Именно эта особенность драматургии МакДонаха, требующая и от режиссера и от актеров всячески гасить и внимательно контролировать эмоциональную составляющую спектакля, как по мне, довольно серьезное испытание для любого украинского театра. Ведь уже в генетической памяти нашего искусства заложена тяга к аффектации, которая очень часто оборачивается внешним преувеличенным пафосом, показными чувственностью и пылом. В Черниговском театре отважились на эксперимент по обузданию сценических страстей и, надо сказать, во многом преуспели.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать