Живопись, мясо и уважение

Когда в близкой тебе художественной среде разгорается раскол, это в действительности не смешно и не забавно.
Когда значительная часть участников столкновения — твои приятели или друзья, то это просто больно. И именно потому, что я им друг, я это и пишу.
Что произошло?
В Центральном доме художника открылась выставка живописца Владислава Шерешевского. Вскоре после открытия появилось письмо к Дирекции выставок Национального союза художников Украины, подписанное группой художниц. Авторы выразили возмущение плакатом экспозиции, который висит на фасаде здания. Плакат содержит репродукцию одной из картин Шерешевского и композиционно выглядит как изображение полуобнаженной молодой женщины, внизу надпись — название экспозиции большими буквами: «Свіжина». Авторы считают, что «такое сочетание является сексистским и оскорбительным для женщин... поскольку женское тело напрямую приравнивается к мясу». Обращаются к Дирекции как к «институции, которая, согласно законодательству Украины, не должна способствовать распространению расистских, сексистских и другого рода унизительных высказываний относительно любых социальных групп». Просят заменить плакат на любой другой.
Острая эмоциональная реакция с другой стороны не промедлила.
Шерешевский (род. в 1964-м, живет и работает в Киеве) — художник заслуженно известный. У него часто получаются немыслимые вещи. Например, быть веселым и грустным одновременно. Писать среди Монбланов абстракции и постмодерную традиционную живопись, одиночные и групповые портреты, натюрморты. Без всякого ограничения прибегать к колористическому гедонизму, не бояться «сделать красиво» — и получается действительно хорошо. Это красота, обозначенная ни на что не похожим авторством, красота смешных на вид и меланхоличных по сути персонажей. Многие его работы — иронические или провокационные, порой даже грубые.
Авторское изображение в открытом городском пространстве, впрочем — не просто картина. Это определенный жест, заявление, хочет того автор или нет. И вышеупомянутый плакат выглядит, к сожалению, не иронически. А достаточно традиционно. Потому что большую часть человеческой истории к женщинам относились как к кушанью для удовлетворения сексуального аппетита мужчин. Выход из этой матрицы притеснения начался относительно недавно, но вовсе не массово, не систематически. Наше общество преимущественно все еще очень консервативно, и средневековой дикости, будем откровенны, в нем масса.
Поэтому кто еще обратит внимание на этот мрак, который до сих пор живет во многих умах, на этот выборочный сон ума, который порождает пренебрежение к женщинам и насилие над ними, как ни те же художники — люди с определенным авторитетом и с намного более тонкими настройками мировосприятия?
Выставка уже завершилась. Шерешевский не стал худшим художником из-за этого инцидента. Но проблема никуда не делась. Уважение к другой/другому — это уважение к себе.
А уважения у нас недостает катастрофически. Эта нехватка вылезает ежедневно — изуродованными или уничтоженными жизнями. Женскими, повторюсь, не меньше, чем мужскими.
Поэтому и нехорошо — вывешивать такой плакат. И не является цензурой просьба заменить его на другой.
Не знаю, как еще объяснить.
Выпуск газеты №:
№74, (2018)Section
Культура