«Жизнь моя – опера!»
Под таким названием 3 октября в Киеве состоится вечер, посвященный 50-летию творческой деятельности Марии СтефюкНа сцене Национальной оперы будут выступать ученики выдающейся певицы и педагога Национальной музыкальной академии Украины. Не все почитатели таланта звезды оперы знают, что М.Ю. Стефюк закончила Синятинское музыкально-педагогическое училище как дирижер хора. Голос Марии Юриевны завораживает вокальным мастерством и глубиной трактовки образов в мировой и национальной классике. Ей аплодировали ценители высокого искусства не только в Украине, но и в США, Канаде, Австралии, Японии, странах Европы. Сейчас уже ее ученики покоряют оперный Олимп, выступая на самых престижных сценах мира.
«ВКУС К ПЕНИЮ Я ПОЧУВСТВОВАЛА ТОЛЬКО ПОСЛЕ ВТОРОГО КУРСА КОНСЕРВАТОРИИ»
Наш разговор мы начали с того, как опера появилась в судьбе Стефюк.
— Однажды после выступления на олимпиаде самодеятельного искусства меня заметил профессор Киевской консерватории, заведующий кафедрой сольного пения Дометий Гуриевич Евтушенко и фактически за руку привел в этот вуз, хотя экзамены уже закончились. Не знаю, как ему удалось договориться с руководством консерватории, но меня приняли на вокальный факультет, — вспоминает Мария Юриевна. — Это было чудо! Я училась в классе профессора Наталии Иосифовны Захарченко — прекрасный педагог, ученица знаменитой Елены Александровны Муравьевой, которая вокалу училась у итальянцев. То есть школа у меня была очень хорошая. И не только школа вокала, но и школа жизни. Наталия Иосифовна научила меня всему, начиная с того, как вилкой и ножом пользоваться в быту, до того, как держать себя на сцене. То, что я стала оперной певицей, я обязана именно Захарченко. Царство ей небесное! Знаете, вкус к пению я почувствовала только после второго курса консерватории. Потому что долгое время училась исполнять вокализы ровненько, хорошенько — до, ре, ми... и это так было скучно, а когда начала петь романсы и арии — вот тогда почувствовала вкус будущей профессии. Влюбилась в пение на всю жизнь. Поэтому и свой юбилейный вечер назвала «Жизнь моя — опера!».
— Вы много лет были примой Киевской оперы, работали с разными режиссерами, дирижерами. Кого считаете «своими»?
— Хочу вспомнить тех, кто учил меня быть не только оперной певицей и актрисой, но и принципиальным человеком. Прежде всего это Ирина Молостова — потрясающая была режиссер и личность. Ее постановки до сих пор украшают афишу нашего театра! Из дирижеров больше всего я работала с «солнечным маэстро», как называли Стефана Турчака музыковеды. Интересные спектакли рождались и благодаря сотрудничеству с легендарным Олегом Рябовым. Он много мне помогал лучше раскрыть свой голос на сцене. Это были Мастера с большой буквы! Большую благодарность хочу выразить и Ивану Гамкало (всю жизнь мы вместе выступали с этим маэстро в спектакле «Царская невеста», с партией Марфы я дебютировала на киевской сцене), а еще Владимиру Кожухарю. Мне повезло общаться и выступать со многими зарубежными дирижерами, и это была хорошая творческая школа.
— Сейчас в мире режиссеры диктуют, каким должен быть спектакль, а дирижеры уходят в тень. Это дань моде или уже можно говорить о тенденциях и авангардные постановки вытесняют классику?
— Я считаю, что спектакль выйдет удачным, если «золотой треугольник» работает согласованно: дирижер — режиссер — сценограф. Они должны быть единомышленниками, тогда артистам легче петь на сцене. Я все же тяготею к классике, но интересно посмотреть и авангард, но чтобы это было гармонично.
«ВЫСТУПАТЬ В «ЛА СКАЛА» — ЭТО ПОТРЯСАЮЩИЕ МГНОВЕНИЯ В ЖИЗНИ АРТИСТА!»
— Вы первая украинка, после легендарной Соломии Крушельницкой, которая выступала в театре «Ла Скала». Это была харизматичная Парася в «Сорочинской ярмарке». Чья это была постановка? Какие у вас впечатления от спектакля и самой Миланской оперной «жемчужины»?
— Я очень верю в судьбу. Соломия Крушельницкая была звездой — это вершина, к которой нужно стремиться оперным мастерам. «Сорочинскую ярмарку» М.Мусоргского в театре «Ла Скала» в 1981 г. поставил знаменитый итальянский режиссер Сильвано Буссотти. Но мне казалось, что он не читал Гоголя, и именно это было проблемой. Дирижером выступил Риккардо Шайи — знаменитый музыкант, с тонким вкусом, который старался придерживаться традиций славянской оперы, и спектакль имел успех во многом благодаря этому маэстро. То, что я попала в ту постановку, — везенье, потому что на прослушивание приходили разные сопрано, а выбрали меня.
В театре «Ла Скала» работают напряженно все — и технические службы, и творческий состав. Репетиции шли с утра до вечера, и когда они заканчивались, я чувствовала себя, как выжатый лимон. Показали шесть спектаклей. Я пела в четырех партию Параси. Знаете, «Ла Скала» постоянно в творческом процессе, и на постановки приглашают солистов из разных стран. Здание театра, на первый взгляд, очень простое, а внутри — такая роскошь! Для каждого артиста выступать на этой легендарной сцене очень трепетно, радостно и ответственно. Я чувствовала счастье, что пою в знаменитом театре «Ла Скала», даже сидела в кресле, где гримировалась легендарная Мария Каллас.
— И что это за «кресло Марии Каллас»?
— Ничего особенного — очень удобное кресло, не трон. Нужно отметить, что сотрудники театра очень любезны, ухаживают за реликвией примы оперы, а также очень внимательно относятся ко всем солистам. Там чувствуется любовь и уважение к мастеру. Выступать в «Ла Скала» — это потрясающие мгновения в жизни артиста!
— Голос — Божий дар. Как вам удавалось его не просто сохранить, а в каждой партии добавлять разные оттенки?
— Главное то, что у меня хорошая генетика. Моя мать замечательно пела, а у отца был замечательный драматический тенор, хотя они не стали певцами. Иногда думаю, что если бы их судьбы сложились иначе, то это были бы выдающиеся вокалисты! Так что за голос — большая благодарность родителям. А еще я получила хорошую школу. Моя учительница подчеркивала, что нельзя переступать «вокальные границы», которые она мне намечала. И предупреждала, если буду петь те арии, которые она не позволяет, то на занятия могу не приходить. То есть меня педагог постепенно готовила к профессиональной сцене. Я пела лирический, колоратурный репертуар мировой и украинской классики, камерные произведения, народные песни и романсы, а потому выступала долго — 43 года на оперной сцене. Не каждый вокалист может этим похвастаться. А еще мне повезло работать с прекрасными дирижерами и режиссерами, которые помогали найти тот или иной тон к ролям, и каждый выход на сцену был для меня праздником.
Я боготворила партию Виолетты в «Травиате» Дж. Верди. Помню, как Ирина Молостова заставила прочитать «Даму с камелиями» А. Дюма-сына, пойти в театральный музей, в библиотеку и прочитать о разных постановках этого драматического произведения, проанализировать воспоминания знаменитых актрис, которые играли трагический образ Виолетты. Хотя все роли, словно дети, и каждая требовала частицу души, а потому все, что я пела, для меня дорого. Считаю, что действие на сцене помогает открыть талант голоса. Публика приходит на оперные спектакли не только послушать красоту голоса, но и чтобы кусочек своего сердца артист еще отдал. Очень важно быть искренним и откровенным на сцене — тогда будет успех.
— Вы давно преподаете вокал. У вас немало талантливых и уже известных учеников. Сколько студентов сейчас учится в вашем классе?
— Сейчас учится семь студентов. Стараюсь каждому уделять внимание и заниматься не час, а полтора, потому что пока они распеваются... Многое зависит от индивидуальности вокалиста. Есть такие, с которыми легко, а есть и такие, с которыми трудно работать.
— Кого считаете своей творческой последовательницей, на кого любителям оперного искусства стоит обратить внимание?
— Моей первой ученицей стала Оксана Дика. Сейчас известная в мире оперная певица, которой я очень горжусь. Сейчас она выступает в Гонконге, а потому не смогла прилететь на мой юбилейный вечер. Другая моя ученица Ольга Кульчинская уже покорила Национальную оперу в Париже и в Мюнхене Bayerische Staatsoper, ее приглашают в разные театры Европы. Руслана Коваль — финалистка двух престижных вокальных конкурсов: Operalia 2017 и Queen Sonja Vocal Contest 2017. В прошлом году она успешно дебютировала в роли Джильды в «Риголетто» в Оперном театре Вупперталя, а недавно прекрасно выступала в Швеции в партии Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта». Кстати, ее голос услышит публика, которая придет на вечер 3 октября. Именно эти три мои ученицы — моя гордость.
«КАЖДЫЙ МАСТЕР ДОЛЖЕН БЫТЬ ЧЕСТНЫМ ПЕРЕД СОБОЙ»
— Как вы относитесь к тому, что некоторые ваши коллеги, несмотря на войну на востоке, продолжают выступать в России?
— Это позор и на их совести! Разговоры, что деятели культуры выше политики и музыка не имеет границ, когда на твоей родной земле больше четырех лет ежедневно льется кровь, оккупирован Крым, — не могут быть оправданием. Меня несколько раз звали в Москву провести мастер-классы для вокалистов, но я отказалась, и руководство Большого театра поняло мою принципиальную позицию. Каждый мастер должен быть честным перед собой. Не надо бить себя в грудь и рассказывать, что ты патриот, одев вышиванку, а надо любить свою Родину всем сердцем, и тогда будет у нас успех и в искусстве, и в политике — везде...
СПРАВКА «Дня»
Мария Юриевна Стефюк родилась 16 июля 1948 г. в гуцульском с. Рожнов, Косовского района Ивано-Франковской области. Училась в Киевской консерватории (1967—1973 гг.) в классе профессора Наталии Захарченко.
С 1974 г. — солистка (лирико-колоратурное сопрано) Киевского театра оперы и балета им. Т. Г. Шевченко. Дебютировала в партии Марфы в опере М.А. Римского-Корсакова «Царская невеста».
С 2000 г. — преподаватель Киевской консерватории (на кафедре сольного пения).
С блестящей виртуозностью М. Стефюк исполняла партии Марильцы («Тарас Бульба» Н. Лысенко), Новой русалки («На русалкину Пасху» М. Леонтовича), Милуши («Ярослав Мудрый» Г. Майбороды), Антониды («Иван Сусанин» Н. Глинки), Марфы («Царская невеста» М. Римского-Корсакова), Виолетты, Джильды («Травиата», «Риголетто» Дж. Верди), Розины («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Мюзетты («Богема» Дж. Пуччини), Эрота («Орфей и Эвридика» X. Глюка), Маргариты Валуа («Гугеноты» Дж. Мейербера), Манон в одноименной опере Ж. Массне, Лючии («Лючия ди Ламмермур». Доницетти), Лейлы («Искатели жемчужин» Ж. Бизе) и др.
Особое место в творчестве певицы принадлежит украинской народной песне, в которой Мария Юриевна воплощает лучшие национальные исполнительские традиции, раскрывая внутреннюю силу и красоту народной музыки, ее духовную силу. Стефюк успешно представляла украинскую вокальную школу за рубежом. Гастролировала в Австралии, Англии, Франции, Японии, Аргентине, США, Канаде, Германии, Швейцарии и других странах.
Выпуск газеты №:
№178, (2018)Section
Культура