Перейти к основному содержанию

Жизнь вызревает надеждой

Премьера Национального театра им. Леси Украинки «Пассажир без багажа» затрагивает вопрос: «Когда люди забывают о войне прошлой — начинается новая»...
10 октября, 16:50
АЛЕКСЕЙ ПОЛИЩУК (ГАСТОН), ОЛЬГА КУЛЬЧИЦКАЯ (ВАЛЕНТИНА РЕНО) И ЕВГЕНИЙ ЩЕРБАНЬ (ГАСТОН В МОЛОДОСТИ) / ФОТО ИРИНЫ СОМОВОЙ

Контузия, которая ведет к потере памяти, легла в основу многих послевоенных литературных произведений и театральных спектаклей... Так, в пьесе Ж. Жироду «Зигфрид» французского пленного, который почти потерял человеческое тело, медсестра-немка «возрождает» как человека, способного стать, по ее пониманию, во главе Германии, которая будет подниматься из пепла. В пьесе К.Ветлингера «Нездешний» — после длительного лечения в госпитале, где врачи, чтобы восстановить память, разыгрывают с больными прожитые когда-то ситуации (такой театр называют «плейбеком»). Главный герой после выздоровления возвращается в родной городок... его имущество жители давно использовали на собственные потребности, а на оставшиеся деньги установили на центральной площади памятник ему погибшему, он же живой становится проблемой.

Премьера Национального академического театра русской драмы им. Леси Украинки по пьесе Жана Ануя «Пассажир без багажа» тоже о военном, который на войне потерял память. Через 17 лет он возвращается к семье и близким, но за порогом радости встречи открывается анфилада «комнат страха» за когда-то содеянное.

Гастон Алексея Полищука после войны и до — (Гастон-молодой) в исполнении Евгения Щербаня внешне очень похожи, возрастная дистанция, которая бы объяснила смысл раздвоения героя, не читается, скорее, наоборот, демонстрирует имманентную истеричность натуры разного качества — романтично-безответственной в юности и глубоко осознанной болью жизни в зрелом возрасте.

В буклете к спектаклю (в Русской драме это всегда художественное послание зрителю) постановщик Михаил Резникович называет спектакль «Люди поступка!». История «багажа», который побуждает к поступкам по крайней мере равнозначна ему самому...

Сегодня украинское общество оказалось перед судьбоносным вопросом о степени компромисса ради мира, который любые человеческие отношения, поступки может свести к разнице между проступком и преступлением.

Во время просмотра спектакля почему-то активно думалось о необходимости художественной подготовки процесса всеукраинского примирения. Обычно в спектакле никаких прямых аналогий или рекламных лозунгов нет, и актуальное искусство всегда возбуждает нерв современности. Да еще и отмечает — рациональная сфера существования современного человека разведена с духовностью, смысл жизни остро индивидуализирован.

Поэтому глубокого осмысления требует парадокс главного героя спектакля, который заключается в том, что тот, кого готовы простить, не может простить себя, тогда прощение потерпевшими из простого христианского обязательства превращается в испытание силы духа.

Для драматурга Ж.Ануя характерен жанр из средневековой литературы debat — спор, таких категорий как добродетель и грех, ум и сердце. Владение этим жанром в совершенстве демонстрируют с добавлением безграничной нежности, Надежда Кондратовская, мать Гастона, и Татьяна Назарова, рассудительная Герцогиня Дюпон-Дюфор, жестокий Жорж Рено — Дмитрия Савченко.

О высоких моментах влюбленности Гастону напоминают возвышенно романтичная Ольга Кульчицкая в роли Валентины Рено, соблазнительные и воздушные: Жюльетта — Елена Силантьева и Мари-Жанна — Любовь Солодова.

Мальчик не в исполнении, а в настоящем детском проиживании роли, Максим Мяус тоже, вероятно, доказывает свою позицию в финальном диалоге с героем, который благодаря ей принимает решение об ответственном поступке в своей новой жизни. Понимаешь — недаром политологи называют наше время эпохой глобальной ответственности.

Раздвоенный персонаж — Метр Юспар устами вышколенных в своем мнении Бориса Вознюка и Евгения Лунченко глубокие размышления прикрывает насмешливой фразой, которая надолго остается в памяти: «Когда люди забывают о войне прежней — начинается новая»!

В спектакле есть много иронических моментов. Такова интонация пластических решений балетмейстера Ольги Голдис и яркая индивидуальность Олега Роенко в роли мсье Жуля.

В сценографии и решении костюмов Марии Левитской, ученицы гениального Даниила Лидера, всегда радует, по выражению Абрама Эфроса «психическая ценность», которая прибавляет тональности спектакля пространственное измерение, создает соответствующее место для расширения мысли, укрупняет фигуру актера.

В спектаклях, поставленных Михаилом Резниковичем с режиссерами театра Леонидом Остропольским «Госпожа министерша», Кириллом Кашликовым «Фальшивая нота», премьерным «Пассажир без багажа» с Ольгой Гаврилюк является неизменным напряжение вневременности, в котором начинает действовать феномен ирреального искусства.

Михаил Юрьевич Резникович, художественный руководитель-генеральный директор Национального театра русской драмы им. Леси Украинки, поддерживая экспериментальные поиски коллег, опирается на традицию, старается передать унаследованный от театральных предков секрет высокого профессионализма. Однако в каждой из названных постановок возникает вопрос природы чувств разных поколений, особенно в моменты их предельных проявлений. «Как докопаться до истоков и прожить эти страсти — исключительные по своей силе и емкости?», — спрашивает режиссер М.Резникович с надеждой на осознание современниками могучей роли театра в становлении, самоосознании личности, в комплектовании жизненного багажа, который делает человека человеком.

Следующие показы спектакля «Пассажир без багажа» состоятся 11 и 17 октября.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать