Знакомьтесь: наши предки
В Музее книги открылась выставка известного украинского археолога и историка Михаила Брайчевского, отмечающего свое 75-летие![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19990929/4179-7-1_0.jpg)
Экспозиция примечательна, в первую очередь, тем, что сам юбиляр и организаторы выставки решили заострить внимание не на научной деятельности выдающегося историка, а на малоизвестной, но яркой грани его дарования — живописной. Правда, и здесь нельзя отбрасывать научную подоплеку.
Кисти Михаила Брайчевского принадлежит немало портретов исторических деятелей периода Киевской Руси. Эти работы в своем роде уникальны. Автор создает портреты реальных персонажей на основе научного анализа и документальных свидетельств. И, вероятно, поэтому, созданные им образы зачастую идут вразрез с нашими устоявшимися представлениями об этих деятелях и эпохе Киевской Руси в целом, которая ассоциируется у нас с эпичностью и величавостью, чему в немалой степени способствовала и сложившаяся художественная традиция в их изображении. Михаил Брайчевский разрушает эти стереотипы.
Признаться, некоторые созданные им портреты просто шокируют. Какой обычно изображается княгиня Ольга? Величественной, стройной, в общем, воплощением женской красоты. Вспомните хотя бы фильм «Легенда о княгине Ольге» с Людмилой Ефименко в главной роли. И вдруг... морщинистая, с землистым цветом лица и крючковатым носом старуха, с жестким взглядом и внушительными габаритами. Ольга Брайчевского далека от идеала славянской женщины. Это уж народная молва наградила княгиню красотой и молодостью. Вероятно, в благодарность и память за ее деяния. А между тем, когда Ольга взяла дела государства в свои властные руки, ей было уже 52 года. И правила она до 77 лет. Так что, похоже, именно версия Михаила Брайчевского соответствует действительности, нежели наши расхожие представления. К тому же, повторяю, работы Михаила Юлиановича навеяны не столько эмоциями и интуицией, сколько конкретным научным материалом, разбирая который, художник, словно мозаику воссоздает все нюансы внешности и поведения своих, давно канувших в Лету, героев. Вот почему трактовку образов исторических деятелей Брайчевским, несмотря на их оригинальность, можно считать чуть ли не самой объективной.
Показательным с этой точки зрения может служить портрет Нестора Летописца, которого наше воображение рисует почтенным старцем. А на рисунке Брайчевского — ему от силы лет сорок. Или портрет неизвестного автора «Слова о полку Игоревом». Детально анализируя саму повесть, ученый пришел к выводу, что воссоздать подлинный образ автора можно с большой долей вероятности.
Итак, благодаря Михаилу Брайчевскому перед нами ожила давняя наша история так, как смог увидеть ее только этот «монах в своей келье, рисующий исторические портреты», как образно назвал художника (действительно, очень похожего на своих персонажей-священнослужителей), его давний сподвижник Петр Толочко на открытии выставки. Выставки, которая для Михаила Юлиановича, натерпевшегося за свои оригинальные научные и просто человеческие взгляды от Советской власти, значит, без сомнения, очень много.
СПРАВКА «Дня»
Михаил Юлианович Брайчевский — выдающийся украинский ученый, историк, плодотворная творческая деятельность которого продолжается вот уже полвека. Круг его интересов — история Украины с эпохи меди-бронзы, происхождения Руси, древняя культура нашей Родины. Им была разработана концепция социально-экономического, политического и этнического развития славян Восточной Европы, принципиально новая концепция истории отечественного православия, ряд других весомых тем. Доктор исторических наук М. Брайчевский является профессором Киево-Могилянской академии, действительным членом Свободной украинской академии (США); действительным членом НТШ (Львов); членом Украинского исторического общества (США); лауреат многих премий. Автор около 500 печатных трудов.
Выпуск газеты №:
№179, (1999)Section
Культура