Перейти к основному содержанию

Золото жанра

В этом году жюри пошло вразрез с негласными традициями Берлинале
18 февраля, 11:21
ГЛАВНУЮ НАГРАДУ 64-го МЕЖДУНАРОДНОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ В БЕРЛИНЕ — «ЗОЛОТОГО МЕДВЕДЯ» — ПОЛУЧИЛ ТРИЛЛЕР «ЧЕРНЫЙ УГОЛЬ, ТОНКИЙ ЛЕД» КИТАЙСКОГО РЕЖИССЕРА ЙИНАНЯ ДЯО / ФОТО РЕЙТЕР

Ни для кого в кинематографическом мире не секрет, что Берлинский фестиваль одержим политической и/или социальной злободневностью. Как при отборе фильмов на конкурс, так и при их награждении острая тематика легко берет верх над формой, над художественными качествами, над оригинальностью авторских поисков.

Тем не менее основное жюри, которое возглавлял продюсер Джеймс Шамус, наградило два жанровых фильма, в которых развлекательный элемент оставлял далеко позади любую актуальность: китайскую стилизацию под голливудский фильм-нуар с примесью триллера «Черный уголь, тонкий лед» («Золотой медведь» за лучшую полнометражную картину, режиссер — Инань Дяо; также — «Серебряный медведь» за  лучшую мужскую роль Ляо Фаню) и американский иронический детектив «Гранд-отель «Будапешт» (Гран-при жюри, режиссер — Уэс Андерсон).

Если бы дело обошлось одним только «Черным углем», то можно было бы говорить о жесте поддержки китайской кинематографии. Но Гран-при для Андерсона не оставляет сомнений: такое распределение главных призов — программное заявление жюри в пользу именно жанрового, развлекательного кино. С учетом того, что речь идет об одном из самых политизированных фестивалей мира, это выглядит в некотором роде даже как вызов. О причинах можно лишь гадать, но, похоже, такую коллизию закладывали уже при формировании конкурса — о чем стоит поговорить отдельно.

Безусловным фаворитом критиков было «Отрочество» — новая работа американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера, результат    уникального эксперимента: режиссер в 2002 году нашел семилетнего мальчика по имени Мейсон и снимал игровые (не документальные!) сцены с ним, а также с Итаном Хоуком и Патрисией Аркетт  в ролях родителей главного героя на протяжении почти 12 лет. В итоге — дали «Серебряного медведя» за режиссуру, как говорится, и  на том спасибо. Любимец немецкой публики — громоздкая антиклерикальная драма «Крестный путь» (Дитрих Брюггеманн), вопреки опасениям, обошлась призом за сценарий, и не более.

Еще одна сенсация: приз Альфреда Бауэра за открытие новых перспектив в кино и награда от международной прессы ФИПРЕССИ достались  92-летнему французскому патриарху Алену Рене за выполненную в манере телеспектакля «Жизнь Рейли». Здесь можно предположить, что новая картина создателя легендарной «Хиросимы, любви моей» по своей стилистике настолько — на грани скандала — анахронична, что уже, пожалуй, действительно выглядит как новое слово.

Наконец, лучшей актрисой признали Хару Куроки («Маленький дом», режиссер — Йодзи Ямада, Япония), а лучшим оператором — Чжана Зенга (фильма «Массаж вслепую»).

Более подробный анализ итогов Берлинале читайте в ближайших номерах нашей газеты.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать