«Золушка» украинской сцены
Недавно из столицы Швейцарии вернулась Оксана Яровая, которая с триумфом дала сольный концерт в Женеве
В первом отделении изысканную европейскую публику молодая исполнительница Оксана Яровая поразила исполнением виртуозных моцартовских арий из репертуара колоратурного сопрано. А во втором — звучали лирико-драматические арии из опер Верди. Редко кто даже из опытных мастеров пения позволяет себе такое рискованное сочетание. Ведь колоратурный репертуар написан для подвижного голоса с высокими верхами. Так, в известной арии Царицы Ночи из «Волшебной флейты» (ее Оксана включила в женевскую программу) нужно взять высокое «фа». Певиц, которые способны на это, не только у нас, но и в мире — немного. А, скажем, за арию Эльвиры из «Эрнани» Верди нечего и браться, если нет густых чувственных нот в нижнем регистре. Это словно два полюса сопранового репертуара, взаимоисключающих друг друга. Но Оксана, в голосе которой объединяются колоратурная легкость и драматическая страстность, не из пугливых. Она взялась за сложную задачу и достойно выполнила ее. Артистка рассказывала, что овации были такими бурными после исполнения каждого вокального номера, что от неожиданности ей было тяжело сосредоточиться на пении.
Предыстория этого выступления, завершившего тернистый путь певицы к признанию, интересная и грустная. В апреле 2003 года сбылась мечта ученицы знаменитого Евгения Мирошниченко Оксаны Яровой — она была принята в стажерскую группу Национальной оперы Украины. Но, как говорят, ее там не ждали. Время идет, а на сцену не выпускают. Повторилась старая история. Еще одна стажерка, Стефания Довгань, которая за год так и не удостоилась чести спеть ни одного спектакля, поехала работать в Германию (о ней в театре вспомнили только тогда, когда она уже полтора года была солисткой Нюрнбергской оперы). Поэтому Яровая решила петь как можно больше, чтобы не потерять форму, участвовала в различных благотворительных творческих акциях, записывалась на радио. И вот прошлым летом, после сольного концерта в Андреевской церкви к ней в толпе взволнованных поклонников подошел глава Моцартовской ассоциации Женевы, редактор популярного журнала «PRESTIGE DE L’OPERA» господин Эугенио Каннарса и пригласил выступить с концертом в Женеве вместе с концертмейстером Анастасией Титович. О том, что намерения господина Каннарси серьезные, свидетельствовал и предложенный им гонорар, и присланный вскоре из Женевы журнал с анонсом концерта. На обложке — большая фотография здания Национальной оперы Украины и портрет Николая Витальевича Лысенко. Несколько разворотов посвящены истории и географии нашей страны, отечественному оперному искусству. Читатели журнала смогут увидеть живописные пейзажи украинской природы, городские пейзажи Киева, Львова, Одессы, фотографии сцен из спектаклей «Аида», «Тарас Бульба» на сцене Национальной оперы Украины. Анонс концерта Оксаны Яровой и Анастасии Титович включает портреты исполнительниц и их короткие биографии. А еще, в конце журнала в рубрику «Артисты большого таланта» — рядом с портретами Лучано Паваротти, Хосе Каррераса, Пласидо Доминго, Чечилии Бартолли, Мирелли Френи и наших Николая Шопшы, Сусанны Чахоян, Ольги Басистюк попала и Оксана Яровая.
Афиши о концерте Оксаны были расклеены по всей Женеве. Билеты стоили 40—50 долларов. После концерта, когда Оксана Яровая и Анастасия Титович вошли в банкетный зал, все присутствующие встретили их бурными аплодисментами, девушки даже смутились. Что и говорить, не привыкли наши артисты у себя на родине к такому вниманию. Рудольф Ангельмюллер, президент 14 ассоциаций Моцарта (одна из них — в Женеве) подарил виновницам праздника красивые настольные часы в хрустале с высеченным фонтаном — символом Женевы — и пригласил Яровую на десятимесячную стажировку в Верону...
Окрыленная молодая певица вернулась домой, где ее, к сожалению, ждут суровые будни и непростые отношения с администрацией Национальной оперы Украины. Дело в том, что накануне отъезда в Женеву молодую артистку, которая уже успела завоевать внимание ценителей пения, уволили из состава стажерской группы театра. «Это было сделано в нарушение закона, — рассказывает Оксана Яровая. — Меня должны были предупредить об увольнении, во всяком случае за две недели. А на самом деле 3 июля на художественной коллегии уже было решено, что я театру не нужна, а 6 июля меня заставили «сдать», то есть, спеть дирижеру Николаю Дядюре партию Лючии из оперы «Лючия ди Ламмермур». Это же просто издевательство... Но с помощью генерального директора Национальной оперы Петра Чуприны мне удалось восстановиться в труппе театра. Но не всем это нравиться. Большинство солистов оперной труппы теперь со мной не здороваются... Но я оптимистка и надеюсь, что нынешний сезон будет ко меня более ласков, нежели предыдущий, и мне удастся спеть новые роли и порадовать ими своих поклонников».
Действительно, прошлый сезон был сложным для молодой исполнительницы. Как-то ей пришлось выступать на сцене даже будучи больной, чтобы не подводить своих коллег. А после перенесенной ветрянки определенное время Оксана петь вообще не могла. Но, как говорит Яровая, некоторые здоровые в театре поют хуже, чем она больная, но это сходит им с рук, потому что имеют хорошую поддержку. Оксана же может рассчитывать только на поддержку своих поклонников...
Об Оксане некоторые коллеги говорят, что ее голос не «озвучивает» зал. Но ведь специалисты знают, что акустика в Национальной опере такая плохая, что артистам, чтобы их хорошо слышали, приходится форсировать звук, то есть кричать. Не всем это под силу, и не каждый певец на это согласится, потому что так и голос потерять можно. И, кстати, мощное звучание нужно не в каждой опере. Музыка Россини, Доницетти и Беллини нуждается именно в легких голосах таких, как у Оксаны Яровой. Ее не споют обладательницы малоподвижных драматических сопрано. Но, как говорят, «Ты виноват в том, что я хочу есть», был бы человек, а дело на него найти можно. Вспомним, что первые шаги в театре сегодня известной сестры Оксаны, Ольги Микитенко, также были нелегкими и сопровождались громкими скандалами. Сейчас, когда она получила признание в Европе, к певице и отношение совсем другое. Неужели Оксане Яровой нужно, как и ее старшей сестре, уехать работать за границу, чтобы стали уважать дома?
Выпуск газеты №:
№171, (2005)Section
Культура