Звук Европы
Фестиваль новой музыки, который длился четыре дня во время второго «Книжного арсенала», — нетипичное мероприятие
Обычно большие книжные ярмарки сопровождаются музыкальной программой; однако это в большинстве случаев более-менее массовые жанры — рок или джаз. Здесь же программа была целиком посвящена академическому авангарду — музыке, которая не входит даже в репертуар Национальной филармонии и вообще звучит в Киеве нечасто, преимущественно на фестивальных обзорах, которые проводят официальные композиторские организации. В настоящее время агентство «Ухо» сделало чрезвычайно важное дополнение к обычному исполнительскому календарю.
Открыл фестиваль англо-французский камерный ансамбль Octandre (Джозеф Хьюстон — фортепиано, Корентин Шассар — виолончель Ноэми Гьори — флейта). Подборка «Другие голоса» имела выразительно метафизический или даже медитативный характер: Секвенция I для соло флейты Лучано Берио (1958), «Перерыв 6» Мортона Фельдмана (1953), «Белый жар» Кристиана Мейсона (2011), знаменитые «4’33 тишины» авторства американского мастера-провокатора Джона Кейджа, «Небесные куранты бьют медленно» Кристиана Мейсона (2010) «Зеркала» Кайи Саариахо (1997), «Vox Balaenae» Джорджа Крама (1971).
Акцент на технологическую экзотику отличал выступление Лидии Кавиной (Россия — Великобритания). Лидия играла на терменвоксе — едва ли не первом в мире электромузыкальном инструменте, изобретенном в 1918 году знаменитым русским ученым Львом Терменом. Уже сам бесконтактный способ игры превращает концерт терменвокса на особое зрелище; тем более сам звук этого странного инструмента может по-своему очаровывать.
Выступления Романа Юсипея (Украина) всегда интересны в первую очередь тем, что этот музыкант показывает настоящие возможности своего инструмента — баяна, составляя репертуар концертов из самых отборных опусов современных композиторов. На этот раз в концерте под названием «Re-pulse» Роман исполнил Секвенцию XIII Лучано Берио (1995); яркую, экспрессивную пьесу Максима Коломийца «Re-pulse» для гобоя и баяна (2012, премьера); меланхоличную «И как моряки, утешаясь видом земли» Богдана Сегина (2011, по мотивам «Илиады» Гомера), глубокую драматическую работу великой Софии Губайдулиной «De profundis» (1978), изысканное сплетение замкнутых структур «Null» известного киевского композитора Виктории Полевой (2005); «Мелодии» Джона Кейджа (1950), острохарактерную «Игра теней» берлинского автора Александры Филоненко (2011), и, наконец, легкую и юмористическую Сюиту из музыки для театра и кино Гии Канчели (2012, премьера). Колоссальное внимание привлек вечер Марьяны Садовской (Украина — Германия), которая исполнила русский, в том числе лагерный, репертуар, песни Александра Вертинского и Дианы Верни.
Украшением «Новой музыки» стали два концерта, которые в определенном смысле можно назвать юбилейными. Живой классик отечественного академизма Валентин Сильвестров, чье 75-летие отмечают в этом году, представил свою знаменитую «Лестницу» (1989-82/1997) — вокальный цикл по мотивам стихотворений А. Блока, О. Мандельштама, Ф. Сологуба, Ф. Тютчева, Е. Баратинского, Дж. Китса и А. Пушкина в исполнении Ольги Засадной (сопрано), Владимира Лавриненко, Кирилла Звегинцова (фортепиано). Необычная, но достойная импреза получилась у одаренной наследницы Валентина Васильевича — Виктории Полевой (недавно отмечали 50-летие со дня ее рождения): зрители увидели буто-перфоманс Тадаши Эндо (Япония) по мотивам балета Полевой «Гагаку». Именно контрастная, трагическая музыка Виктории независимо от визуального ряда стала настоящим событием.
Всего лишь за четыре дня энтузиасты из агентства «Ухо» представили публике достойный обзор современной музыки во всех ее проявлениях — от трагических до экстравагантных, нарушив монополию государственных структур. На каждом концерте в зале был аншлаг, а иногда зал был переполнен — и это притом, что продавали билеты — на концерты официальных союзов вход в основном был свободным. Поэтому в Киеве есть и те, кто способен хорошо организовать концерты «академии», и те, кому интересно слушать эту музыку. О европеизме по крайней мере нашей столицы это говорит больше, чем все декларации и социальные исследования.