Перейти к основному содержанию

Цены бьют по ценностям

Эксперт: «Вести продажную редакционную политику — значит быть «беркутовцем» в журналистике»
18 июля, 09:06

Независимая ассоциация телерадиовещателей совместно с Комиссией по журналистской этике провела круглый стол «Между войной и выборами: время договариваться о стандартах работы самим». Представители общенациональных и региональных СМИ обсуждали так называемые неудобные вопросы, вставшие сегодня перед работниками медиа. Дискуссия продолжалась вокруг проблем информационной безопасности, гражданской позиции журналистов, а также зависимости медиа от политических денег. И хотя, казалось бы, после трагических уроков Евромайдана такие вопросы не должны были бы составлять категорию «неудобного», а скорее — очевидного, солидарности в тезисах участников круглого стола мы не услышали. Как и ранее, засилие «джинсы» и политических PR-приседаний на популярных медиа-каналах оправдывается нехваткой средств, мол, эти тенденции — вынужденные. При этом, кажется, представители медиа забывают, что в условиях войны, в которой независимые украинские СМИ оказались впервые, «политика рентабельности» обернется несоизмеримо большими расходами, которые будут исчисляться не размерами гонораров, а количеством погибших украинцев.

Некоторые из участников круглого стола, признавая все трудности борьбы на медиа-рынке, все же призывали коллег искать альтернативные способы «удержаться на плаву». Эксперт Института массовой информации Елена ГОЛУБЬ считает, «лакмусовой бумажкой» честности украинских СМИ стала последняя предвыборная кампания, которая по своей сути мало чем отличалась от промоушен-баталий прошлый лет. Напрашивается мысль, что украинские медиа за двадцать три года коррумпированной независимости так свыклись со старыми схемами работы, что после Революции Достоинства просто растерялись.

«Мы уже не первый год проводим мониторинг использования джинсы украинскими медиа во время предвыборной кампании. Внеочередные выборы в этом году проходили мобильно, в краткий срок, поэтому, возможно, и традиционные PR-щики активизировались только за два месяца до дня волеизъявления. Львиную долю контента «заджинсовали» Петр Порошенко, Юлия Тимошенко и Сергей Тигипко. При этом Тимошенко появлялась в медиа-просторанстве по всей Украине, Порошенко агитировал на Виннитчине и в центральных областях, а Тигипко — в восточных регионах» — сообщила пани Елена.

По ее словам, были и неординарные стратегические ходы, например, Наталия Королевская, которая продолжала тратить деньги на заказные материалы даже после снятия своей кандидатуры на пост президента, или Михаил Добкин и Петр Симоненко, которые почему-то решили особенно «налечь» на собственный промоушен в итернет-СМИ. Но главное, что осталось неизменным, — количество «черного пиара», который прежде всего заказывали представители предвыборных команд Петра Порошенко и Юлии Тимошеко. По данным ИМИ, около 60% от всей украинской джинсы заказали политики, чтобы дискредитировать друг друга накануне выборов, и это в то время когда с экранов звучали обещания о справедливом политическом соревновании.

Особенно циничными, по мнению медиа-экспертов, выступивших на встрече, выглядит использование новейших методов информационной пропаганды. Если раньше откровенно «черные» журналистские материалы среднестатический человек распознавал, просто «сканируя» определенный ресурс, теперь «джинсу» четвертого поколения — скрытую, а потому и особенно опасную — продуцируют целые команды PR-щиков и, к сожалению, не только иностранные, но и отечественные. В частности, популярными на телевидении стали так называемые дебаты, в которых одна сторона выглядит заметно слабее и менее привлекательно, чем другая; распространяется метод спекуляций на судьбах новых украинских героев и другие формы изысканной манипуляции.

Медиа-эксперт Владимир ПАВЛИВ, который также принимал участие во встрече, заметил, что, как бы сложно ни было работать, прибегать к подобным инструментам влияния недопустимо: «Вести продажную редакционную политику — значит быть «беркутовцем» в журналистике», — отметил он. И действительно, общественность требовала от бойцов «Беркута» сложить оружие и игнорировать приказы, и нормальные люди не хотели слышать о том, что снайперы стреляют в украинцев, потому что у них мало денег и большие семьи. Невозможность заработать или карьерные амбиции не могут быть поводом для уничтожения общества как в буквальном, так и в информационном смысле.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать