Российско-украинская информационная война 2013–2014 годов: уроки для журналистов
Участники XII Летней школы «Дня» — о современном положении в государстве и отношениях между Украиной и Россией![](/sites/default/files/main/articles/03072014/16shkola.jpg)
Конкурсный период Летней школы журналистики имеет свои особенности. С первого дня объявления конкурса и до дня получения первой анкеты проходит почти неделя. И причина вовсе не в том, что студенты сомневаются, а в предложенных темах эссе. Для того чтобы тысячи электронных знаков имели интеллектуальный вес, были подкреплены меткими аргументами и интересными ссылками, нужно прочитать ни одну книгу «Библиотеки «Дня». Редакционной команде приходилось неоднократно перечитывать конкурсные работы, чтобы отобрать самых талантливых авторов. Каждый из них представляет себя всесторонне развитым интеллектуалом, с ярко выраженной гражданской позицией. Для того чтобы показать, как реагирует молодежь из разных уголков Украины на события последнего времени, с сегодняшнего дня мы будем публиковать наиболее интересные отрывки из конкурсных эссе участников Летней школы журналистики-2014.
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ БОЙЦЫ УКРАИНЫ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ СВОЮ ЧЕТКУЮ ПОЗИЦИЮ»
Наталия МАРЧЕНКО, Киевский международный университет:
— «Журналистская этика — курс лекций в университете или жизненная парадигма каждого человека, претендующего на звание журналиста. Очевидно, каждый журналист воспринимает понятие «журналистская этика» в меру своей либо образованности, либо продажности. Последний фактор является достаточно распространенным явлением в журналистике не только ХХІ века. Нашумевший скандал относительно Пулитцеровской премии 1932 года, которая была присуждена Уолтеру Дюранти, за репортажи из Советского Союза времен голодомора... Репортажи, по словам Дюранти, «отображали официальные взгляды советского правительства», но не его собственные, и конечно не правдивое освещение действительности. А журналист, который осмелился сказать правду об ужасе голодомора — Гарет Джонс — был профессионально уничтожен. Таким образом, один был наказан за правду, другой — вознагражден за ложь.
Подобное происходит и в 2013 — 2014 годах, но сейчас идет уже информационное противостояние между украинскими и российскими СМИ. Фундаментальная концепция каждого журналиста — это освещение объективной точки зрения на ту или иную проблему. Это единственное и главное правило журналиста. Им и только им он должен руководствоваться. Конечно, журналисты, должны защищать интересы своего государства, всеми силами удерживать в нем спокойствие, не разжигать междунациональные, религиозные конфликты, обеспечивать людей информацией, они должны осознавать то, что несут ответственность за целостность своей страны. Если журналист руководствуется этими догмами, тогда нет сомнения в том, что он поступает правильно.
Всем известно, что журналистика — это четвертая власть, именно она формирует общественное мнение. Всегда нужно обдумывать свои действия, взгляды — вначале обдумывать свои высказывания, а затем озвучивать их. В противном случае, несоблюдение этих требований может обернуться угрозой для безопасности целой нации. Это как раз тот критический перелом в журналистике, который мы имеем сегодня. Я не думаю, что взгляды украинских и российских журналистов на определенные вещи являются такими диаметрально противоположными, как их отображают. Одно дело, когда журналист и в самом деле принимает «такую» информацию за чистую монету и так же ее освещает, другое дело, когда «такое» освещение событий является ничем иным как приказом «сверху». Когда появляются специально смонтированные видео, фейки, троллинг — этих людей уже нельзя назвать журналистами, это люди с моральными дефектами, лишенные чувства собственного достоинства и уважения к другим. Именно из-за них и начинаются непровозглашенные информационные войны. Российские журналисты в основном освещают односторонне информацию и создают имидж врагу в образе Украины. Они пользуются таким методом: пожалейте наших, потому что их там обижают и возненавидьте всех украинцев, отсюда и миф о кровожадных бандеровцах, русофобах. Чтобы противостоять таким упрекам, интеллектуальные бойцы Украины должны иметь свою четкую позицию, защищать свои интересы и объективно освещать информацию. Создавать такие организации, которые разоблачали бы фейки и опровергали «работу северных журналистов». В Украине уже есть два таких источника: http://fakecontrol.org и www.stopfake.org.
Но, к счастью, не вся российская журналистика запятнана кремлевскими приказами, есть и такие издания, которые пытаются если не поддержать украинцев, то хоть бы правдиво осветить события, связанные с нами. Но и на них, как ни печально, находится управа — их то закрывают, то увольняют... Снова чувствуется советское большевистское послевкусие. Думаю, что в эти годы вся украинская журналистика приобретет более профессиональное качество, сделает для себя выводы, ведь это очень дорогой для нас опыт. Эту информационную войну мы не проиграем, мы просто не имеем на это права. Мы в ответе за дальнейшую судьбу нашей страны!
«МОЩНАЯ МАШИНА СМИ МОЖЕТ КАК РАЗРУШИТЬ, ТАК И ПОДНЯТЬ С КОЛЕН»
Виктория ТКАЧЕНКО, Днепропетровский национальный университет им. О. Гончара:
— Непонятные, на мой взгляд, вещи происходят сегодня в нашей стране, когда почти во всем мире господствует демократия. Прошло много долгих лет страданий, угнетений нашего народа. И вот, 1991 год — провозглашение Независимости Украины. Это долгожданное время наконец наступило — настоящие украинцы, так долго боровшиеся за свободную страну, отмечают это событие. Ведь для них это большой праздник. Трудно представить себе, сколько нашей стране пришлось вытерпеть до этого момента. У украинцев было очень много попыток, чтобы сделать свободной свою страну. И все напрасно. 1649 — Основание Гетманщины. Ликвидирована Российской империей. 22 января 1918 — Провозглашение независимости Украинской Народной Республики. Ликвидирована большевистской Россией. 19 октября 1918 — Провозглашение независимости Западно-Украинской Народной Республики. Ликвидирована Польской республикой. 15 марта 1939 — Провозглашение независимости Карпатской Украины. Ликвидирована королевством Венгрия. 30 июня 1941 — Провозглашение возобновления независимости Украинского государства. Ликвидирована немецким Третьим Рейхом.
Неужели наша страна никогда не будет свободной? Почему все попытки на пути к ее освобождению остаются напрасными? Неужели этот, 2014 год является следующим идентичным витком в истории нашей страны?
Прошло 23 года с того момента, как государство стало независимым. За эти годы мы просто наслаждались жизнью и не интересовались историей, не прививали должным образом любовь к стране. Вместо этого целая нация продолжала находиться под прицелом пропаганды своих соседей. Нас подсадили на российские сериалы, русский язык. В чем же наша проблема? — Нет внутреннего стержня у каждого украинца. Мы сами до сих пор не знаем, что для нас роднее, ближе. Мы до сих пор не можем определиться. И вот, теперь, под давлением всех этих событий, наконец начинаем копать историю, интересоваться фактами. Сегодня, как никогда, просыпается патриотизм. Но речь идет, конечно, не о повальном патриотизме.
Если бы наше родное телевидение и пресса могли нести в общество хотя бы частичку патриотизма, то, возможно, сегодня не было бы такой проблемы, как сепаратизм. Признак нашей поверхностности — это то, что мы идем туда, где лучше. Отсутствие патриотизма приводит к тому, что очень многие украинцы сегодня ищут лучшей судьбы где-либо. Мы хотим жить там, где у людей есть хорошее будущее. Мы не понимаем, что это «лучшее» зависит от каждого из нас. Ведь правительство страны не сможет за один день видоизменить ее. Потому что в течение веков она находилась под гнетом разных захватчиков.
Можно понять тех политических беглецов нашей страны, которые скрылись от советского режима. Но и тогда для европейцев было довольно странным то, что украинцы убегают из страны, где существует социальное равноправие, мир, надлежащее социальное обеспечение. Потому что из-за пропаганды СССР никто не знал, что происходит у нас на самом деле.
Багряный в своем памфлете «Почему я не хочу возвращаться в СССР» писал: «Для европейцев и граждан всех частей света (кроме СССР) странно и непонятно, как это может человек убегать от своей Отчизны и не хотеть возвращаться к ней. Это, по-видимому, большие преступники, которые боятся наказания за свои большие грехи перед своей Отчизной». Вот какая тогда велась пропаганда. Видимо, потому и не было помощи украинцам со стороны таких стран, как Европа и США. Ведь сила пропаганды — это мощные рычаги в создании необходимой цели.
В университете преподаватели журналистики рассказывают нам свои истории из практики, когда им приходилось прятать глубоко свои принципы и идти на компромиссы. И в то же время они говорят: «Но вам выбирать, будущее СМИ страны зависит только от вас». Нам читают кодекс журналиста и, действительно, честными журналистами мы будем или продажными, зависит только от нас. А наше решение очень важно для будущего целой нации, ведь на многих примерах из истории можно убедиться, насколько большая и мощная эта машина — машина СМИ. Она может как разрушить, так и поднять с колен...
Очень важно сейчас для нас, украинских журналистов, сделать для себя правильные выводы. А эти выводы такие: нужно идти на поводу только у настоящей истины. Речь идет не о том случае, когда говорят, что «истин бывает много и у каждого своя».
«МОЖНО ДОСТИЧЬ НАСТОЯЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ЖУРНАЛИСТИКЕ, НО БЫТЬ НЕПРАВДИВЫМ»
Константин ЦЕНЦУРА, Запорожский национальный университет:
— Переносясь в настоящее и говоря непосредственно об информационной войне 2013-2014 гг., стоит отметить, что волеизъявление украинского народа, которое рано или поздно должно было проявиться, российское государство воспринимает как искусственный гормон патриотизма, так называемый «стероид новой жизни». Никто не может с уверенностью сказать об участии внешних сил в известных зимних событиях, но факт остается фактом: когда в России происходили теракты в Москве и Волгограде — украинцы поддерживали их и соболезновали, когда в России стихия затопила Дальний Восток — украинцы тоже сопереживали, а когда в Украине на баррикадах расстреляли «протестантов» и продолжают расстреливать украинских солдат в Донецкой области — Россия насмехается и продолжает радоваться украинскому горю. Именно такие «братские отношения» мы имеем, и что самое интересное, абсолютно ничего не изменилось с советских времен. Еще в 1923 году, когда большевики начали кампанию украинизации, доброжелательные украинцы рассматривали ее как действенную помощь в развитии украинской государственности, но никто даже и подумать не мог, что это не было выгодно «красным», и никто не мог заподозрить их в подобной подлости. Поэтому, вне всяких сомнений, советская модель абсолютно и полностью отражается в современной Российской Федерации, а гонения украинцев будут продолжаться до тех пор, пока существует это государство. И так же, как Василь Стус устраивал голодомор для самого себя, чтобы партия позволила ему похоронить родного отца, мы все время будем бороться за свои самые простые и самые банальные права.
Возвращаясь к теме информационной войны и уроков для журналистов, у Василя Стуса было очень хорошее высказывание по этому поводу в «Лагерной тетради»: «проза колхозных подростков» — только так можно назвать работу современных российских масс-медиа. Ни в коем случае нельзя защищать украинские средства массовой информации, и никто не будет противоречить тому, что большинство представителей отечественной журналистики также грешат диффамацией, но, друзья, о какой правдивости и объективности со стороны российских журналистов можно говорить, если все ведущие российские средства массовой информации принадлежат Российскому Информационному Агентству (РИА), а оно, уже в свою очередь, принадлежит сами знаете кому (достаточно интересная параллель с серией романов Джоан Роулинг: имя господина В. — в нашем случае это не Воландеморт, хотя и очень похоже по характеру — также нельзя называть вслух). Не партийная ли это политика? Разве это не похоже на то, как было в СССР? Что могут писать журналисты, если они целиком и полностью принадлежат власти? Как знать, возможно, это их беда, и уровень подачи информации на российских телеканалах, действительно, достиг европейского, но совсем другое дело, какая информация подается и в какой интерпретации. Уровень подготовки также на абсолютной мировой высоте. Вспомним Константина Эрнста, креативного директора открытия и закрытия церемоний олимпиады в Сочи, разве это не настоящий профессиональный класс? Вероятно, это и есть очень хороший урок для журналиста — можно достичь настоящего профессионализма в журналистском творчестве, но быть неправдивым и нести ту информацию, которую тебе позволят, как в похожем случае Уолтера Дюранти. Но настоящий профессиональный журналист — тот, кто открывает людям правду и поднимает на поверхность тайные вопросы, не так ли? Поэтому здесь некоторое противоречие: можно ли быть профессионалом, не говоря правду? Скорее всего, ответить на этот вопрос пока слишком сложно, но одну вещь нужно знать обязательно: быть абсолютно независимым журналистом, не зависимо от того, в какой политический ситуации вы находитесь, — невозможно, так как человеческая свобода, равно как и свобода журналиста, заканчивается там, где начинается свобода другого человека. И вывод из этого такой: существуя в обществе и живя с другими людьми, быть абсолютно свободным и независимым априори невозможно, тем более для журналиста, который в любом случае имеет над собой определенные силы, редакционную политику и все прочее, а повторить судьбу Гарета Джонса, получив «пулитцера» посмертно, захочет далеко не каждый, даже начинающий и амбициозный журналист...
«ГЛАВНОЕ В ЭТОЙ БИТВЕ — ПРОБУДИТЬ ВСЕХ ТЕХ, КТО ДО СИХ ПОР СПИТ»
Анна КАЛАУР, Национальный университет «Острожская академия»:
— 21 год блудили украинцы в кисло-сладком тумане «независимости». На 22-й год поняли, что идут в пропасть. Идут между стен перерожденного большевизма и его псевдобратства, что некоторых до сих пор греет. Сейчас украинцы воюют в первую очередь с тем, что позволили с собой сделать. Это война на улице и в головах. И слишком тяжелым в ней является каждый шаг, потому что не все понимают, что пришло время по кирпичику уничтожать империю!
Я не знаю, что такое СССР из собственного опыта, но я наблюдаю за теми, кто до сих пор тоскует за советщиной и в чьих глазах вижу блеск, когда раздаются воспоминания о ней. Представляю только, что если бы я родилась хотя бы на 20 лет раньше, возможно, я сегодня думала бы совсем по-другому. Возможно, и мой мозг, как умы не всех, но многих моих соотечественников, был бы отравлен той большевистской идеологией, которая, по моему мнению, убивает в человеке национальное и индивидуальное, насаждая коллективное и искусственное. Мне, безусловно, повезло! Я появилась на свет не в государстве, где заводы строили на костях моих героев, не в государстве «едко-красном» на цвет и вкус. Вначале красном от революции, потом от крови, а затем от стыда. Тем, кто родился в СССР, было тяжелее, потому что они вынуждены были выводить эти красные пятна, чтобы осознать себя как отдельный народ. Мне же повезло.
Это «большевистское» государство, кажется, уже давно развалилось, как старое шаткое сооружение, и рассыпалось на мелкие кирпичики по республикам. Прошло 22 года, но до сих пор перед нами, как будто привидение, стоит дух «советщины» и не позволяет двигаться дальше. Особенно это заметно сейчас, когда на Востоке Украины война, а «братья-россияне» забрали Крым. Параллели проводятся сами собой, потому что виден, как никогда, тот старый неразрушенный фундамент большевизма, на котором стоит современная «родина Рассия».
Как-то я натолкнулась на такую цитату русского классика: «Украйнофильство Линтваревых — это любовь к теплу, к костюму, к языку, к родной земле. Оно симпатично и трогательно. Я же имел в виду тех глубокомысленных идиотов, которые бранят Гоголя за то, что он писал не по-хохлацки, которые, будучи деревянными, бездарными и бледными бездельниками, ничего не имея ни в голове, ни в сердце, тем не менее стараются казаться выше среднего уровня и играть роль, для чего и нацепляют на свои лбы ярлыки». (А.П. Чехов. Из письма к А.Н. Плещееву 9 октября 1888 г. Москва)». Тогда я поняла, что первые «битвы» мы проиграли еще задолго до этой непровозглашенной войны, потому что в Украине не было как и кому полемизировать. Пришло понимание, что все, что свалилось на нас сегодня, возникло не только из-за плохой власти, но и по причине нехватки национальной интеллигенции. Восток и Запад не были едиными, потому что их никто не объединял. Были газеты и издания, которые писали и пишут высококачественную публицистику для украинцев, но в тех регионах, где больше всего нужно воспитать украинца, почему-то транслируют российское телевидение, и за 22 года независимого существования некоторые мои соотечественники не умеют и слова сказать по-украински! «Маємо, що маємо» — ненавижу эту фразу потому, что она для нас как диагноз. Но, действительно, мы имеем в данный момент войну и у нас самым наглым образом отобрали Крым, потому что мы позволили в период независимого существования на собственных землях популяризировать то, что убивает украинское сознание!...
«Досаднее всего, что в информационной войне всегда проигрывает тот, кто освещает правду. Он ограничен правдой. Лгун же может говорить все что угодно», — отмечает американский фантаст Роберт Шекли. Выходит, чтобы выйти победителем в этой битве, нужно врать? Я думаю, что мы имеем слишком убийственные факты, слишком сильную историю и нацию, чтобы врать. На мой взгляд, чтобы победить, украинским журналистам нужно осознавать, что именно они сейчас выполняют сверхважную функцию — информируют и объединяют.
Во время, когда часть Украины живет под взрывы и выстрелы, все журналисты должны стать украинцами и работать для украинцев! Они не должны подпевать сепаратизму, потому что за каждую такую «песню» Украина платит жизнями своих сыновей и дочерей. Журналисты должны объединить большую, разноцветную и сильную украинскую семью, показать украинцам, за что борются их соотечественники, объяснить, что мы — едины, и никто не имеет права нас разъединять, украсть нашу историю, убить культуру! Главное в этой битве — не «спать» и пробудить всех тех, кто до сих пор спит, чтобы слышали все — от Чернигова до Симферополя, от Львова до Донецка — громкий призыв, который пережил уже не одну войну и несет победу: «Слава Україні! Героям слава!»
Выпуск газеты №:
№120, (2014)