Перейти к основному содержанию

Мария ЧУМАРНАЯ: «Мои дети пойдут в мир просветленными»

Львовская поэтесса основала единственную у нас авторскую украиноведческую школу
29 августа, 00:00
Человек поставил интеллект выше духовного — и утратил связь с природой. Потому что интеллект — это только первая планка восприятия

 «Бог создавал день из ночи, что-то из ничего, все из ничего, МИР и СВЕТ из тьмы». (Спутник букваря «На белом свете», 1997 г.)«Давным-давно со звезды на звезду перелетала огромная разноцветная птица. Кто-то ее напугал, и она снесла огромное яйцо. Вокруг было холодно, яйцо потемнело и затвердело. И миллионы лет оно притягивало пыль из Космоса. Так из яйца образовался мир, в котором мы сейчас живем» (Андрей Дитчук, 9 лет). 

Итак, все началось. Космосом, птицей, семью днями... Торжественно, на «многая лета». И силу свою закодировало в числах. «Единица — сакральное — значит, единое, неделимое, которое вмещает в себе всю бесконечность. Единое несет в себе парность: два — материнское и отцовское начало, вода и огонь. Число три: триединство строения мира, творца, трехмерность нашего мира. Число четыре замыкает квадрат, и в нашей символике отмечается перекрещенным ромбом, который означает одновременно засеянное поле и бытие — семью. Пять — знак земли — это замкнутость биологического пространства. Шесть — выход в небесное измерение. Семь — замыкает целостность мироздания, это полная гармония (семь цветов радуги, семь дней недели). Восемь — измерение космическое, число Богоматери (восьмиугольная рождественская звезда). Девять — наиболее сильное число (девять архангелов). В сказочном тридевятом царстве трехмерность мира увеличивается втрое — и мир становится девятимерным. Это своеобразный сказочный рай, мечта человечества. Наконец, десять — абсолют, замкнутость, полноценность.

В природе действуют определенные законы и закономерности, которые человек должен знать. И когда-то он знал их и эту систему знаний называл оберегами. Человек защищал себя знаниями: вышивал их на полотенцах, рисовал в избе на пороге...» Итак...

ОДИН

Десять с лишним тысяч лет назад здесь жил удивительный народ. Он говорил с землей, воздухом, водой. Поклонялся огню. Говорил с ними своим удивительным языком, от которого нам остались лишь частички. РА: кРАсота — РАдуга — РАй. Солнечные слова; скажешь — душа смеется.

Разглядываю уникальный спутник букваря. Авторский. С нестандартными рисунками. С древней символикой трипольцев, которая до сих пор живет в наших сельских хатах — на полотенцах, украшающих потемневшие иконы. И опять же необычный подход к структуре слова. МАМА не моет РАМУ; а Бог создает ДЕНЬ из НОЧИ, МИР и СВЕТ — из тьмы.

Рядом со мной сидит соавтор букваря, украинская поэтесса Мария Чумарная. Основательница единственной в своем роде авторской украиноведческой школы Марии Чумарной во Львове. Рассказывает мне о символике чисел. Слушаю о украинском языке, а в голове пульсирует чужеродное, однако удивительно созвучное: Один — «Вот дом, который построил Джек», два — «а это синица, которая...», и так далее. В конце концов: десять —«...в доме, который построил Джек», то есть в авторской школе, которую построила госпожа Мария; в государстве, которое построили мы, в мире, который построил Бог...

ЕСЛИ ИСЧЕЗНЕТ СЛОВО «ВОДА»

— Мы теперь очень далеки от природы, так как человек поставил на первое место не ощущение, а разум. В этом — суть грехопадения: не слушай, что тебе говорят, возьми плод познания. Но под познанием мы понимаем только логическое осмысление, забывая о сфере чувств и ощущений. Человек поставил интеллект выше духовного — и утратил связь с природой. Потому что интеллект — это только первая планка восприятия. А кодировка сферы знаний происходит на подсознательном уровне, поэтому этим сейчас умело пользуются враги человечества: например, когда детям дается 25-й кадр... Вот вы смотрели этот букварик и видели, что здесь все продумано. Он весь проиллюстрирован древней трипольской символикой. И слова здесь подобраны так, чтобы развивать в ребенке корневую структуру языка. Ведь никто точно не знает, как развивается язык. А можно предположить, что он развивается так, как создавался.

Человек в своем развитии проходит эволюцию человечества. Все знания закодированы в нем от рождения.

— Это словно так, как говорил Платон: мы приходим в мир с определенным запасом знаний, а потом всю жизнь только вспоминаем...

— И потому фундаментальная теософская формула гласит: познай самого себя. Не того, каким ты являешься сейчас, а того, каким ты записан от начала мира. Недаром возникает проблема клонирования, когда из одной клеточки можно создать биоробот. Но он не будет иметь души, потому что пришел в мир не по воле Бога. Его генетический запас несет в себе всю генетическую информацию — и он будет двойником человека, из которого взята клетка.

Если представить себе, что языково-мыслительное древо ребенка вырастает согласно законам творения, то основой его должна быть лексика, которая будет определять круг понятий, по которым создавался мир. Именно понятий. Мы не можем представить, что из нашего языка исчезнет слово «вода», ибо, если исчезнет слово, исчезнет и понятие. В то же время без таких слов, как «интеллект», «компьютер» в раннем возрасте ребенок может обойтись. И как раз эта работа с языком у нас не продумана. Что дается ребенку в первые годы жизни? Бытовая лексика — набор слов. А архетипы лексики влияют непосредственно на подсознание и раскрывает духовный потенциал ребенка. И чем раньше это произошло, тем большие возможности открываются для маленького человека.

ЗЕМЛЮ, КАК И РЕБЕНКА, НЕ ОБМАНЕШЬ

Слушая Марию Чумарную, не могу удержаться от аналогии: такая судьба всех «альбиносов» в Украине. То есть школ, где создается не культ учителя, а культ ученика. Даже не ученика, а маленького человека. Вспоминаю свои, не такие уже и далекие, школьные годы в Херсонском лицее журналистики и бизнеса. Так уже случилось, что учителя наши относились к нам как к людям. Что, в общем, необычно для нормальных средних школ. И мы к чему-то стремились, и нам это нравилось. А на многочисленных олимпиадах и форумах одаренных детей (где мы занимали призовые места) черной завистью завидовали завучи других школ: «канешно, у вас одаренные дети...»

— Мне часто говорят: вам хорошо — у вас одаренные дети. У меня обычные дети! Главное в работе с ними — раскрытие внутреннего потенциала. Затем — атмосфера, в которой они развиваются... К сожалению, родители не знают, как работать с детьми. У ребенка преобладает образное мышление. Он воспринимает мир ощущениями. И в общении с ним очень важно, чтобы не было фальши. Ребенка не обманешь, он все ощущает сердцем. Один председатель колхоза на Полтавщине очень красиво об этом сказал: землю, как и ребенка, не обманешь. Поэтому атмосфера, в которой он растет, должна быть благожелательной.

Наиболее важное в педагогике (и директора школ на одной из конференций в Киеве согласились со мной) — это создать условия, чтобы ребенок хотел учиться. Это 90% успеха. Так уже устроен человек, что он хочет делать все по собственной воле. И он от природы хочет учиться. Главное — не погубить в нем это желание.

«СОЧИНЕНИЕ» В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

— Это, собственно, ваш метод работы, или он взят из западных аналогов?

— Никаких аналогов не было. Я просто шла по логике основ общения человека с миром. Как писатель я просто не могла мириться с тем, что в школе на первый план выдвигают только грамматику. Что именно понятие творчества деформировано до неузнаваемости... Вы же знаете, во что ныне превратились сочинения, когда уже печатаются книги с ними. Разве так можно?! А все это от того, что преобладает не глубинное осмысленное изучение языка как духовной сущности народа, а как сугубо грамматических форм, которые никому не нужны. У детей с раннего возраста убивают интерес к языку. Сухие правила, примеры, их принудительное вдалбливание...

— Страшнее всего, что и в университетах так делают...

— Действительно. Казалось бы, для чего учить детей десять лет этой грамматике, если они идут на филологический факультет и продолжают изучать то же самое, что учили с пятого класса? Это нецелесообразно.

МЭРИ ПОППИНС: «НЕ СОРИТЕ СЛОВАМИ!»

В нашей школе изучается такой предмет как живое слово. Он объединяет изучение грамматики с литературой как творческим процессом. На такие занятия отбираются высокохудожественные тексты, чтобы ребенок жил в радости от мира. И не писать эти безконечные гектары, не конструировать искусственное предложение... Слово — это божество, и обращаться с ним, как с мусором, нельзя. Так же и с поэзией: теперь идет игра в слова, а она сама по себе очень опасна. Не напрасно в Евангелии сказано: каждым словом будешь оправдан и каждым словом будешь осужден.

Мы объясняем детям, что слово имеет триединую структуру: слово мыслимое, слово сказанное и слово-действие. Если ты подумал одно, а сказал другое, то очень тяжко согрешил, ибо у слова есть душа.

Глубинное религиозное воспитание, связь человека с Богом через знания природы и через изучение языка — это все у нас связано в единый процесс. Поэтому школа и называется авторской. В Украине на нынешний день зарегистрированы две авторские школы: моя и школа Гузика в Одесской области.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА ГОСУДАРСТВЕННОГО УРОВНЯ

— Мы возникли вместе с украинским государством в 1991 году, а полный цикл (выпуск одиннадцатиклассников) будет завершен в 2000 году — и это для нас символично. Авторская украиноведческая программа «Мир маленького украинца» утверждена Министерством образования и рекомендована к использованию в государственных школах. Это программа целостных знаний. Предметные потоки: украинская сказка, живое слово, образ мира.

Последний — чрезвычайно важен. Образ мира — своеобразный календарь обычаев. У нас сейчас пошло бездумное, ультрапатриотическое возрождение национальных праздников — без понимания их сущности. А это очень плохо. Но в таком случае не понимание настоящего значения праздников — это профанация их и святотатство.

Например, празднование в детских садах Ивана Купалы. Это же праздник спаривания, своеобразный свадебный обряд! Фактически мы снижаем порог сексуального развития детей, толкаем их в страшный грех. А венки на Купала! Их надевали только девушки — в знак своей чистоты. В летописи зафиксировано, что чешская княгиня была сожжена за то, что на каком-то карнавале она надела на голову венок. И когда мне однажды старшие дамы рассказывали, как они воскрешали для солдат праздник Купала и венки надевали... Женщина не имеет права одевать венок. А у нас этот символ превращен в бутафорию, ибо мы утратили понимание своих традиций.

«МОИ ДЕТИ НЕ ИЗНАСИЛУЮТ!»

— Наша задача — сделать все, чтобы в экстремальных ситуациях, когда ребенок будет стоять перед выбором, склонился в лучшую сторону. Чтобы мы дали ему миллион советов на тот случай, когда он воспользуется одним. А проблема нынешней молодежи заключается в том, что она не имеет выбора. Она не знает, куда и к чему ей идти.

— И нужно ли куда-то идти?

— И нужно ли... Все происходит от незнания. Детям нужно давать как можно более полный спектр ощущений мира, а выбирать они будут уже сами.

— А вы уверены, что ваши дети не убьют, не изнасилуют?..

— В этом уже уверена. Чтобы человек этого не совершил, ему следует доверять. А не программировать его на преступление. Украина больна тотально: массовая зависть, недоверие друг к другу. У нас уже нет живого взгляда среди людей. Люди уже не могут улыбаться друг другу. Вот вы едете в трамвае, а вам кто-то улыбнулся и уступил место — и вы едете счастливая, даже не зная почему. Между вами установилась внутренняя связь. Ведь все мы — дети Божьи, у всех нас есть свет, которым следует делиться. А если видеть в каждом преступника, мы тем самым провоцируем друг друга на преступление. Я большой оптимист и верю, что мои дети пойдут в мир лучшими, просветленными...

БЕЛОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ

Этот стишок — из альманаха детских произведений «Волшебная рукавичка» — написала десятилетняя Марта Гурин, ученица авторской школы Марии Чумарной:

Я хочу встретиться со звездой, которая блуждает по самым темным закоулкам прозрачного неба.

— Недавно вышла кассета «Украинские колыбельные», украшенная стихотворениями наших детей. Альбом их творчества экспонировался в Киеве на выставке для директоров международного банка реконструкции.

Прекрасно понимаю, что школа опережает этот мир. От этого — непонимание, попытки нас закрыть. Мы лишены государственного финансирования и существуем только благодаря Международной программе поддержки... Потому что, оказывается, весь престиж для украинцев сегодня состоит в изучении английского языка. Но нигде в мире такого нет! Это наша рабская, колониальная заангажированность проектируется и на наших детей. Так презирать родной язык...

Мы должны быть ответственными за то, что мы украинцы. А не гордиться этим. Гордость — это глупое тщеславие, которое на митингах откричало и захлебнулось в своем крике.

— И голословности...

— Опять же... Я, член Союза писателей, думала, что меня с моей идеей сразу поддержат. Теперь хочу только, чтобы не мешали. Чтобы выжила наша экспериментальная площадка государственного уровня, на которой — и детсад, и начальная, и теперь уже средняя школы. На которой — по шесть-десять, максимум 15 человек в классе. На которой в младших классах нет звонков и оценок, и уроков как таковых нет. Чтобы существовать, чтобы дети могли здесь учиться (или жить?) с девяти утра до шести вечера, мы вынуждены брать деньги. Однако всякий раз мы ходим с протянутой рукой. Наверное, еще не выросли украинские бизнесмены с национальной идеей...

А возможно (это я мысленно), как раз в этой школе они сейчас и растут...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать