Петлюра и Facebook: новые шансы для исторической справедливости
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20120525/488-6-1_0.jpg)
...А тридцать лет назад за приверженность к имени Петлюры сажали. Еще несколькими десятками лет ранее — убивали.
25 мая 1926 года в центре столицы Франции, прицельным выстрелом в упор был убит Главный Атаман Украинской Народной Республики Симон Васильевич Петлюра. Речь шла об умышленном террористическом уничтожении (потому что, как давно уже было доказано, убийца бывший, и вообще лицо весьма неблагонадежных и нестабильных взглядов, Самуил Шварубард, был негласным агентом ГПУ — версия, что он якобы, стреляя, мстил за еврейские погромы, к которым будто бы был причастен персонально Петлюра, предназначена для крайне наивных людей) символа украинской национально-освободительной борьбы 1918—1921 годов. Показательно, что ни тщательно спланированное «медицинско-лечебное» убийство председателя Центральной Рады Михаила Грушевского (1934 год), ни смерть другого выдающегося руководителя УНР, Владимира Винниченко (1951 год) не вызвали в Европе или в Украине того резонанса, какой был вызван убийством Петлюры.
Потому что большевистская власть и ее послушное орудие — ГПУ — понимали, что прежде всего нужно уничтожить «мотор», организационный центр международного антиоккупационного украинского сопротивления. Таким мотором, бесспорно, был Петлюра (невзирая на утверждение тогдашних советских газет о том, что он якобы политически «обанкротился», «деградировал», «никого, кроме себя, не представляет» и тому подобное). Чекисты хорошо усвоили установки Ленина и Дзержинского: целиться нужно в голову врага — и действовали соответственно. Но и сейчас, спустя 86 лет после парижской трагедии мая 1926-го, для современных украинцев (да и не только для них) больше весит Петлюра-символ, Петлюра-икона (или же от обратного, Петлюра-людоед, Петлюра-«сатанинский националист»), чем реальный Петлюра-политик, Петлюра-организатор, военный деятель со всеми его достижениями и фатальными поражениями.
Эту особенность современного массового сознания украинцев, когда реальные лидеры независимого движения (например, и гетман Иван Мазепа, который, как и Петлюра, до сих пор остается для верующих «Русского Мира» символом проклятого украинского «самостійництва») воспринимаются исключительно в черно-белых тонах, в системе координат «аллилуйя» или «проклятие» — безусловно, стоит принимать во внимание. Надеемся, что свое дело медленно, однако уверенно сделает просветительская работа; так, только что в «Фейсбуке» была открыта персональная страница Симона Петлюры, где все желающие могут ознакомиться с ранее «закрытыми» документами: перепиской, публицистическими статьями нашего героя, воспоминаниями современников, дневниками, которые касаются биографии Главного Атамана. Все это очень интересно и весьма полезно (кстати, всего одна деталь: оказывается, в своих статьях и переписке последних лет жизни Петлюра, мягко говоря, крайне скептически относился тогда к «украинизации» — в отличие от некоторых других лидеров УНР!). Однако следует трезво понимать, что массовое сознание наших соотечественников является таким (точнее, его преднамеренно сохраняют таким), что значительная часть людей — пусть не большинство — искренне доверяют грубой антиукраинской пропаганде пропутинских СМИ, в России и в Украине сущих, наподобие пресловутого московского сериала «Белая гвардия», якобы по Булгакову, где петлюровские офицеры (как правило, пьяные, истеричные и обязательно полусумасшедшие) истязают людей, рубят головы налево и направо, а при словах «Москва» или «Россия» немедленно выхватывают револьвер. Еще одно красноречивое свидетельство «антипетлюровских» суеверий в обществе — то, как трудно, буквально в муках происходит переименование столичной улицы Коминтерна в улицу Петлюры (очевидно, многим чиновникам «духовно ближе» старое название!).
И еще одно. Вполне объективному, беспристрастному восприятию фигуры Симона Петлюры мешают как минимум два обстоятельства. Во-первых, Главный Атаман потерпел поражение (временное, но многие ли современные «рядовые» украинцы понимают, что персональное поражение Петлюры не было поражением его дела, невзирая на то, что должны были произойти необходимые мировоззренческие изменения?). А тех, кто потерпел поражение, «обыватели» («люди улицы») не любят; недаром саркастичный и мудрый Самуил Маршак написал так (между прочим, сразу после смерти Сталина):
Мятеж не может кончиться
удачей —
В противном случае
он называется иначе!
Этот психологический «нюанс», похоже, накладывает свой отпечаток на отношение к Петлюре.
Кроме того, создание пропетлюровской «иконографии», создание образа легендарного «лицаря без страху й догани», который никогда не ошибался — тоже не наилучший, откровенно говоря, путь к настоящему познанию лидера Украинской Революции. Спросим себя: ошибался ли Петлюра? Бесспорно, да, и многократно: здесь и неспособность точно определить конкретную (полностью конкретную, невзирая на неудачные призывы к «единению всех и вся») социальную опору вновь созданного независимого государства; здесь и, деликатно высказываясь, не всегда удачные политические и внешнеполитические союзы, соглашения и договоры; и чрезмерный временами (при всей его трезвости) политический романтизм. Однако главная причина поражения Украинской национально-освободительной революции начала XX века — не личные ошибки Петлюры, а трагически незрелое, дезориентированное, «бездержавницкое» состояние общества, которое и порождало безудержную социальную зависть с одной стороны, и не менее отвратительную социальную спесь с другой. Стоит добавить к этому денационализацию общества (и в первую очередь его элиты, что имело пагубные последствия), для достаточно большой части которого большевики с их призывами уравнительного распределения («отобрать землю у богатых») казались «меньшим злом» (но большевистский террор не заставил себя долго ждать!). Дальнейший ход истории страшным образом показал, кто же был прав...
Но как именно (насколько эффективно) завоевывал Симон Петлюра независимость Украины — это все же отдельный вопрос. Но он — не на словах, а реально! — завоевывал ее в борьбе. Делал это настолько убеждено, что остался в истории мощным символом борьбы за государственную самостоятельность нашего народа.
«НЫНЕШНИЙ ПРЕЗИДЕНТ ДОЛЖЕН БЫТЬ БЛАГОДАРЕН ПЕТЛЮРЕ»
Владислав ГРИНЕВИЧ, старший научный сотрудник Института политических и этнонациональных исследований имени И. Ф. Кураса НАН Украины, кандидат исторических наук:
— Нельзя сказать, что за двадцать лет мы не имеем источников для изучения личности Петлюры. Об украинской революции стали писать сразу после провозглашения независимости. И то, что Петлюра был одним из лидеров украинской революции, указано и в учебниках, и во всех масс-медиа мы об этом говорим. Другой вопрос — нехватка политической воли наших власть предержащих сделать то, что давно должно быть сделано, — поставить памятник Петлюре в Киеве. При помаранчевой власти не удосужились это сделать, а при этой — тем более. Но как бы мы ни относились к Петлюре, это одна из ведущих персон украинской революции, на что мы не можем закрывать глаза. Информации очень много, причем вы не найдете сплошного негатива — даже если бы хотелось обвинять его во всех смертных грехах (например, относительно обвинений в еврейских погромах — есть множество документов, по которым Петлюра карает виновных и издает отзывы об их прекращении, но относительно организации им погромов и причастности к ним материалов никто никогда нигде не печатал). Но мифология в обществе существует. Мы можем найти в Интернете что угодно, и это наше преимущество, но информации настолько много и она может быть настолько противоречивой, что нужно уметь ею пользоваться. Для этого должны быть определенные «указатели». Ими для общества является так называемая официальная память. Это государство — его постановления, почитание памяти — памятники, монументы, годовщины, упоминания о деятелях. Также это учебники и робота академического сообщества — профессиональных историков. На уровне академической науки мы имеем уже несколько монографий о Петлюре, проводятся конференции, он вписан в контекст истории украинской революции.
Существует, скорее, проблема не с личностью, а с ее оценками. Кто-то считает его недостаточно сильной личностью, но здесь речь и о том, насколько украинское общество было готово к этому. Мы четко осознаем, что при всех наших оценках Петлюры — это выдающаяся личность. Подтверждением этому также является то, что его увековечили не друзья и сторонники, а враги. Ведь его фамилия стала именем нарицательным — термин «петлюровщина», использовавшийся при Советском Союзе, употребляли по отношению к тем, кто стремился к украинской независимости, к национально сознательным. Его убийство также свидетельствует о том, что советская власть считала его личность опасной для себя. В этом понимании история свой приговор уже сделала. Слово за властью.
Общество не знает необходимого минимума не только о Петлюре. Для информирования общества нужна государственная политика. Скажем, Ющенко хотел снять определенные предубеждения и мифы вокруг УПА. Соответственно, печатались материалы, проводились выставки и тому подобное, то есть проводились целеустремленные мероприятия. И за последних два года помаранчевой власти на 10—12 % возросло число тех, кто не относится враждебно к бандеровскому движению. То есть в результате целеустремленной политики эти вопросы снимаются.
В случае Петлюры вопрос стоит не о героизации, а об объективной оценке. Потому что человек, посвятивший свою жизнь созданию независимого украинского государства и находившийся постоянно на пике основных проблем, заслуживает того, чтобы его память была почтена, кто бы и что бы об этом ни думал. Эта личность входит в условную топ-10 украинских национальных исторических личностей. Стоит напомнить некоторым господам в Верховной Раде, что мы имеем в настоящий момент независимое украинское государство, и Петлюра был одним из тех, кто его создавал. Не было бы почвы, не было бы никакого независимого государства. Нынешний президент должен быть благодарен и Петлюре, и Бандере, и УПА, потому что они сформировали сознание украинского общества, которое кристаллизировалась в создание независимого государства. Мы должны помнить их и чтить память о них, признавать их негативные и позитивные стороны. Негативные —прежде всего чтобы понять, почему они тогда не создали государства. Виноват ли в этом Петлюра, есть ли вина и общества, которое не смогло подняться. Эта личность вызывает вопросы, важные в плане того, как строить государство сегодня. Безусловно, важнее всего было бы, чтобы этим проектом занималось государство. Оно этого не делает и пытается выработать свою официальную память. На официальную память всегда будет контрпамять — независимые ученые, масс-медиа, творческие работники — творящие свою модель.
«ХОТЕЛОСЬ БЫ, ЧТОБЫ ЛЮДИ ВИДЕЛИ РАЗНОГО ПЕТЛЮРУ — НАПРИМЕР, ТЕАТРАЛЬНОГО И ЛИТЕРАТУРНОГО КРИТИКА»
Юрий ШАПОВАЛ, доктор исторических наук, профессор, руководитель Центра исторической политологии Института политических и этнонациональных исследований им. И.Ф. Кураса НАН Украины:
— Имя Симона Петлюры употребляли все время на протяжении 74-летнего господства коммунистов, но абсолютно с негативной окраской. И прежде всего он представал националистом, хотя в действительности был социалистом. В начале 90-х стала всплывать вся правда, наконец мы дожили до начала 2000-х годов и узнали, что все-таки его убили по заданию ОГПУ, то есть он представлял определенную опасность для того советского государства, и это было заказное политическое убийство. И это еще больше героизировало образ Петлюры, предавало ему ореол. Да, в настоящее время материалы действительно доступны, хотя не все — подчеркиваю, но есть возможность разобраться в этом персонаже. Здесь есть два аспекта: личностный, когда каждый человек — пользователь интернета может зайти и попытаться разобраться (например, в вопросе, был ли Симон Петлюра погромщиком евреев, или это все-таки ложь); и второй, следует разобраться в том, что он был социалистом. Это очень важный фактор. На самом деле он был украинским социал-демократом, пережившим довольно сложную эволюцию. Мне бы очень хотелось, чтобы люди видели разного Петлюру — например, театрального и литературного критика: он писал блестящие эссе, основал журнал «Украинская жизнь» в Москве; — а не только Петлюру периода социального противостояния 1917—1920 годов и эмиграции. Это важнейшая задача, которая уже зависит от государства и той политики памяти, которую оно, создав Институт национальной памяти, вынуждено проводить. Этого нам еще недостает. Но это произойдет: я довольно часто бываю в Париже и никогда не забываю прийти на кладбище Монпарнас и возложить цветы на его могилу, и я вижу, что люди уважают его, там есть цветы. В Полтаве, где родился Петлюра, много лет существует семинар петлюроведения — очень интересное мероприятие, где до деталей изучаются его биография, трагическая судьба семьи, пострадавшей ни за что. Это заслуживает внимания. Нужно уважать своих героев.
«МАЗЕПИНЦЫ», «ПЕТЛЮРОВЦЫ», «БАНДЕРОВЦЫ».
Станислав КУЛЬЧИЦКИЙ, доктор исторических наук, профессор, заведующий отделом истории Украины 20—30-х гг. ХХ века Института истории Украины НАН Украины:
— Сегодня есть очень много материала о Петлюре — и книги, и монографии, переиздания материалов, опубликованных диаспорой на Западе и т.д., в том числе и в Интернете, в частности в Facebook. И проблематика научно-исследовательских институтов, в частности Института истории Украины, в значительной степени связана с личностью Петлюры, с тем, что даже можно назвать термином «петлюриана». Есть все возможности, чтобы изучать его деятельность вполне объективно и довольно полно. Если взять школьные учебники по истории Украины для 10—11 классов, там личность Петлюры отражена в необходимом объеме — и его неудачи, и его достижения. Если смотреть на эту личность с ХХІ века, то можно сказать, что в истории украинского освободительного движения были три личности — Грушевский, Винниченко и Петлюра. О каждом из них есть сотни статей, много книг с различными оценками, сборники документов.
Наша национальная историческая память (речь идет о памяти целых слоев населения) очень неравномерна. Ведь те люди, которые закончили школу до 1991 года, истории Украины практически не знали. Потому что история СССР, которая преподавалась в школе, на 95 % была историей России, и на 5 % — Украины, Беларуси, Грузии и др. Следовательно, там вообще не было места для Петлюры. Петлюра фигурировал там лишь как символ — очень негативный. Но даже в советские времена было несколько идеограмм, раскрывавших историческое значение определенных личностей, то есть происходила персонализация истории — ясное дело, в негативном плане. Но тем самым признавался масштаб личности. Были «мазепинцы» — последователи Мазепы, националисты, их так клеймили и преследовали; в период освободительного движения, межвоенные и послевоенные годы вплоть до конца существования Советского Союза были «петлюровцы»; также появились «бандеровцы» в послевоенный период. Вот эти три личности, и я не думаю, что кто-то другой, четвертый, был бы среди этих клеймяительных неологизмов. Даже самая харизматичная личность периода гражданской войны Нестор Махно не достигает уровня государственнического характера.
Вірші, присвячені Симону ПЕТЛЮРІ
(зі сторінки, присвяченої Симону Петлюрі у Facebook)
Євген МАЛАНЮК
25 травня 1926 року
(на вбивство Симона Петлюри)
Ще мить тому-весна і цвіт,
Чужинний май в співучім сонці.
...І вже щось чорне криє світ,
І де ж ви, друзі, оборонці?
Наївний рух крилатих рук-
Ні, свисту куль не заперечить!
І тіло падає на брук,
І ось тріпочуть груди й плечі,
І очі гасить смертна мла...
Сім хижих куль.
Сім стрілів зла.
Зміряли в дух-влучили в тіло:
Знялись над мертвим тілом крила,
І дійсність легко попливла,
Як марний, як минулий вияв,—
Бо за повіками тремтів
Співучий степ, пшеничний спів,
Полтава, прапори і Київ.
1936 р.
Наталя ЛІВИЦЬКА-ХОЛОДНА
Зі збірки «Сім літер» (1937)
2. ЗАХІД
ІІІ Монпарнас
Уклонилась кісткам коханим,
Що лягли під чужий Монпарнас,
Розцвітають над ними тюльпани
І проходить над ними час.
Недаремно я чуда ждала,
Недаремно так вітер ридав:
Україною Франція стала
І Софією Нотр-Дам.
І тюльпани були не тюльпани,
Тільки кров, що лягла над Збручем.
Ой, устанеш ще ти, Отамане,
І пройдеш над степами з мечем.
Сорока міліонами грудей
Знов зітхне Україна твоя
І зідтханням тим, знаю, буде
Єдине
Твоє
Ім’я.
VI На могилі
Схилилася над іменем Твоїм,
Що на сіризні мармуровій сяє,
І серце повне келехом дзвінким
Розбилось враз і пролилось до краю.
Далеко десь, у вересневій млі,
Шумить чуже і негостинне місто,
А в думці оживає давніх літ
Історія велична і барвиста.
І чудо раптом зацвітає знов:
Замість бульварів і мостів Парижу
Палають золотом хрести церков,
І небо одягає синю ризу.
Шумлять прапори на розстаннях площ,
Ідуть бойців густі і дужі лави,
І древній Київ, ціль змагань і прощ,
Встає відроджений у сяйві слави.
Леонід ПОЛТАВА
ВОЖДЬ
На кладовищі Монпарнас у Парижі —
заквітчана могила св. п. Симона Петлюри
Гробниці і хрести в мутній затоці ночі,
Неначе кораблі, що збилися в пітьмі —
Вони іще пливти, вони ще жити хочуть,
Ще дихати, бодай камінними грудьми.
Ще руху, ще! Дарма — ніщо не окриля,
Ніхто не кине їх в блакитну висоту.
Вони не попливуть. Вони у тім порту.
Де вічним, якорем тримає все земля.
Мовчить останній порт,
хрестами переп’ятий,
Замислений, німий. Ледь устає трава
Біля посмертних плит.
І плити з нею — встати
Бажають теж! Бодай одна, жива,
Мала порушена! ...Які ще сили тут
Причаїлись, причавлені навік!
Прислухайтесь вночі, як нароста в порту
Підземний гуркіт і надземний крик...
І з гурту кораблів — один вбере ту силу,
Ту спрагу жити знов,
той поклик встати, йти.
Не руки, не хрести —
над ним замають крила,
Щоб вище неба міг над всесвітом пливти! —
Вождь стане на містку. У поросі й диму,
На тілі — знаки ран, неначе ордени,
Тугий зелений френч, і зброя при йому,
І фронтових ночей непогамовні сни...
Він зрине, наче смерч. Він вріжеться набоєм
В поблідлі небеса сполоханих країн;
Він викличе юрбу — і стане над юрбою,
Державу викличе — і встане із руїн!
Прощай, останній порт —
холодний Монпарнас!
Дороги і вітри вже стеляться на Схід,
Де аж гримить земля, і небо, і нарід:
— Безсмертний поміж нас —
Петлюра поміж нас!
Дмитро ПАВЛИЧКО
На могилі Симона Петлюри
Скидаю шапку, наслухаю тиш,
Дивлюся в небеса на білі хмари,
Полтаву чую, хоч навкруг — Париж,
Полтаву, де співають яничари.
Там, під крильми двоглавого орла,
Збираються перевертні співучі,
А співи правовірного хахла
Отруєні, як вишивані онучі.
Є вже народ, а нації нема,
Держава є, але нема вітчизни.
Є храм — перебудована тюрма —
Де б’ють поклони Богу московизни.
Я знаю, Симоне, що ти не спиш,
І не заснеш в чужій землі ніколи.
Вставай та одягайся в золотаву спиж,
Вертайся на прабатьківські околи.
Вертайся в Київ, там твої віки!
Твої ... болі й перемоги.
З твоєї там залізної руки
Зійдуть нові козацькії полки,
А покручі впадуть тобі під ноги.
Париж 17.10.2008
Василь ЦИБУЛЬСЬКИЙ
РИНКОВА ВОЛЯ
Пане отамане, відшумлять майдани,
Віддзенять кайдани з тюрем, з карних місць.
Пане отамане, як тебе не стане,
Хто за волю стане?
Пам’ять, помста, злість.
Ти пройшов крізь страту,
непідвладний кату,
Крізь роки, століття марно, марно йдеш.
Пане отамане, товариство п’яне,
Серед нього війська ти не набереш.
П’яних половина — це не вся країна,
Є ще тут тверезі, ще тут волі ждуть.
Пане отамане, глянеш — серце стане:
Он оті тверезі п’яних продають!
Пане отамане, відцвіли жупани,
Падають кайдани. Тільки з мертвих рук.
Пане отамане, січовий гетьмане,
Наша самостійність — ще порожній звук.
Ігор ЖУК
— Хлопці чи чули, як сурма по нас голосила?
Сила ворожа закрила до волі нам шлях...
— Пане хорунжий,
якби ж то була просто сила,
Ми б тою силу давно вже тримали в руках.
— Плакали верби над долею нашою злою,
Тільки й було того щастя на мент,
на ковток...
— Пане хорунжий, ми йшли не намарне до бою;
Щось таки, бачите,
виросло з наших кісток!..
— Щось таки виросло, кажете?..
Так, правда ваша, —
Але ж дивіться, як глушить те зілля осот!..
— Пане Симоне,
то коникам завтрашнім паша,
А хто на коників сяде — досягне висот!
— Хлопці, то що ж:
вам не шкода й життя молодого? —
Ваші кохані вже правнуків няньчать своїх...
— Пане Симоне,
ми з тим нині ближче до Бога,
Щоб не за себе молитись Йому, а за них.
— Що ж, Україні не вік вікувати сумною,
Ми ще народимось в наших онуках не раз!
Хлопці, я дякую вам,
що були ви зі мною, |
Хлопці, я дякую долі, що був біля вас!
Выпуск газеты №:
№88, (2012)Section
Личность