Смелость не чураться своего
Григорий Крук одним из первых внес сельский сюжет (будничную украинскую действительность) в мировое искусствоУкраинские искусствоведческие исследования открывают немало имен, явлений и произведений мирового уровня, еще так недавно «закрытых» для культурно-художественных, учебных и музейных заведений. Своей очереди дождался и скульптор Григорий Крук. По случаю 100-летнего юбилея в Украинском Свободном Университете в Мюнхене (где Крук прожил большую часть жизни) состоялась презентация большого художественного наследия украинского скульптора.
В канун выставки автору удалось ближе познакомиться с личностью Григория Крука через его масштабное творчество, пообщавшись с его коллегами и друзьями. Но самый полный информационный источник — это архивные документы, периодические издания довоенных и послевоенных времен, литература диаспоры, монографии, фотоальбомы, которые сосредоточены в Украинском Свободном Университете — оазисе украинской культуры в Баварии.
Корни известного скульптора Григория Крука — в Галичине. По окончании Станиславской школы он вступает во Львовский колледж декоративного искусства, на отделение скульптуры, к профессорам Нальборчику и Стажинскому. Именно здесь Григорий познакомился с С. Литвиненко, который из Парижа «привез» новейшие западноевропейские тенденции, воплотив их в памятнике Ивану Франко (на Лычаковском кладбище), к работе над которым был причастен и Григорий Крук.
По протекции учителя Лукашевича в 1934 г. Крук вступил в Краковскую академию искусств к профессору Ляшко (где учился и С. Литвиненко). В тандеме с учителем молодой студент выполнял резьбу бокового алтаря для украинской церкви Св. Норберта в Кракове (1947). Этот храм польская власть отобрала у украинцев, а иконостас и предметы богослужения восточного обряда уничтожила.
В 1937 г., окончив с отличием Краковскую академию, по инициативе писателя Б. Лепкого Крук вступает в Берлинскую академию искусств — к профессорам Отто Гитцбергеру, Альфреду Фоку и Августу Кранцу.
Профессор О. Гитцбергер высоко оценил творческий потенциал украинского мастера, увидев в нем умение стилизованно передавать идентичность своего народа. В Берлинской академии искусств состоялась одна из самых важных в жизни Григория Крука встреч — с профессором-скульптором Ф. Емцем, который долгое время оказывал исключительное творческо-эмоциональное влияние на коллегу. Через два года, по окончании академии в 1942-м, Крук впервые экспонирует свои работы на академической выставке как единственный участник иностранного происхождения.
В 1945 г. Крук вместе с братом Иваном переезжает в Мюнхен, где проживает в мансардной мастерской-ателье. Его скромная обитель была центром общения украинско-немецкой богемы. В этом же году по инициативе французского писателя Жана Кассу, директора Музея современного искусства в Париже, при поддержке немецкого дипломатического представительства во Франции, которое возглавлял известный немецкий искусствовед д-р Вильгельм Гаузенштайн, была организована первая персональная выставка скульптуры Г. Крука.
В Германии впервые свои произведения Крук представил на масштабной выставке украинского изобразительного искусства в Мюнхене в 1947 г. Позже своими впечатлениями поделится Жан Кассу: «Произведения свидетельствуют о стремлении автора к упрощению формы и передаче выразительности движения». Доминантой выставки была композиция «Бандурист». Искусствовед замечает: «Он хотел вырвать из человека невозможное, бесконечное, отважившись на бессмысленную, преисполненную противоречий попытку отразить в произведении связь духовного с телесным, извечного с временным».
При жизни Григория Крука его работы экспонировались на 52-х выставках — в Мюнхене (1952), Париже (1945; 1954), Лондоне, Эдинбурге (1954), Бонне (1955), Нью-Йорке, Филадельфии (1961), Вене (1962), Дубровнике (1970)...
Как известно, в начале ХХ в., во времена митрополита Андрея Шептицкого, галицкий духовный клир опекал художественную богему. Вслед за Шептицким священнослужители брали под духовное и материальное покровительство талантливых «нуждающихся» мастеров. Духовным наставником Г. Крука был епископ Иван Бучко — апостольский визитатор для украинцев в Западной Европе. При его поддержке скульптор получил стипендию на обучение в течение года в Италии. Именно на Римских студиях (1950), обогатившись уроками искусства Римской империи, обследовав музейные коллекции, мастер вырабатывает оригинальный пластичный стиль. Доминантой творчества Григория Крука остается национальная тематика.
Г. Крук создал галерею портретов выдающихся украинских деятелей, которые вошли в нашу историю как знаковые фигуры времени: это Владимир Великий, княгиня Ольга, Анна Ярославна, Тарас Шевченко, Павел Скоропадский, Симон Петлюра...
Мастер воплотил в скульптуре и образы современников. Важным событием была работа над скульптурами патриарха Греко-католической церкви Иосифа Слепого и папы Павла VI. Эти работы получили первую премию на конкурсе в Риме и медаль от Папы Римского.
Немало сил отдал Крук созданию портретов детей. Мастер сформировал собственный образ человека с четко выраженной психологической сущностью — индивидуальными приметами души. Терпение, усталость, тяжелый труд — содержание творчества Крука.
В его скульптурах заложен суровый кодекс морали украинского села, которое в тяжелом ежедневном труде проходит земной путь. Он один из первых внес сельский сюжет (будничную украинскую действительность) в мировое искусство.
Еще в молодые годы, странствуя по художественным столицам Европы, Крук изучал искусство ведущих школ, обогащая творческий опыт прогрессивными веяниями. Наблюдая за достижениями коллег и новейшими художественными процессами, постигал культурный контекст. Заявлял: «Мне достаточно насытиться всем чужим, знать все противоречия «высокого» искусства, исследовать «за и против» в перспективах художественного развития, чтобы в который раз убедиться в собственном «призвании».
Он стремился утвердить национальную идентичность, отразив колорит и неповторимость нации в образе трудолюбивой украинки.
Григорий Крук не стремился к подражанию — он имел немало учителей, «авторитетов», которые пытались оставить зарубку своего письма на его произведениях. Однако, в отличие от них и других коллег, мастер не шагал вслед завещанным тенденциям, не синтезировал европейские стили в собственной творческой манере. Он нашел иной источник вдохновения. Это — реалистическое воссоздание правдивого образа украинского крестьянина, без гиперболизации форм и деталей, в обобщенно-монументализированном формате, однако с сохранением «подвижной статики» и эмоциональности.
Эстетическая составляющая творчества Г. Крука обнаруживает в нем европейца. Он придерживался открытых им самим норм в искусстве, однако мировые тенденции так или иначе отражались на его скульптуре.
У европейских школ скульптор почерпнул смелость не чураться своего, руководствоваться стремлением реализовать подлинную эмоцию, выраженную не внешне, а содержащуюся в душе образа.
С юных лет Григорий интересовался деревянной народной скульптурой, а также каменными стелами, его восхищали «бабы-стелы» обобщенных массивных форм, однако с глубоким отражением внутреннего мира. В эмиграции мастер увлекся скульптурой древних восточных и европейских цивилизаций. В Париже отдал должное искусству импрессиониста Родена и экспрессиониста Дега. Можно сказать, что Крук заимствовал позу и динамику из произведений Дега, приспосабливая их к своим массивным женским силуэтам.
Некое подобие усматриваем между работами Крука и творчеством испанского скульптора Антонио Кампильо: фигуры испанских галисиянок напоминают наших галичанок. Есть аналогии в подходе скульпторов к выбору темы и в технике исполнения. Вероятно, это не случайно: во время пребывания в Риме мастера могли встречаться в Римской академии искусств.
Концептуальное родство обнаруживает сравнение работ Крука и колумбийского мастера Франческо Боттеро. В Мюнхене Крук имел возможность ознакомиться с творчеством колумбийца.
Самобытность и оригинальность украинского скульптора — несомненны. Он в который раз подтвердил результативность «рутинного» труда, акцентируя в нем не праздничность, а бытийную составляющую порабощенного своего народа. Если В. Стефаник словом создает «твердые», «грубоватые» характеры, то Григорий Крук запечатлевает в скульптуре образы сильных украинцев.
Вместе с тем, образы Г. Крука никогда не теряли иронично-патриотического настроения, которое нивелировало бытовую суетность. Во многих произведениях мастера чувство юмора помогает сохранить украинцам несокрушимый дух и высокое достоинство.
Украинских крестьян Григорий Крук воспринимал как целостный духовный организм, имеющий неповторимый облик. По ступенькам родовой памяти художник восходил к общечеловеческому этическому и эстетическому идеалу.
Сегодня как никогда остра потребность, особенно в художественных кругах, вживую ознакомиться с творческим наследием Григория Крука. Эпизодически мы уже имели возможность увидеть образцы скульптуры Григория Крука (весной 2010 года во время Скульптурного салона, небольшой выставки работ Крука во Львове). Пора организовать персональные, ретроспективные, масштабные выставки украинского скульптора мирового уровня в эпицентрах нашей художественной жизни, там, где сосредоточены крупнейшие художественные учебные заведения, — в Киеве, во Львове, Харькове, Одессе. Только так мы сможем, наконец, возвратить художника Украине.
Выпуск газеты №:
№8, (2012)Section
Личность