Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Украинец по имени Джеймс

19 февраля, 00:00

В это время Соединенные Штаты вели войну во Вьетнаме. Правду об этой войне Мейс узнавал от своих собратьев-студентов, которые вернулись с этой бойни. Его протест принял довольно традиционную для того времени форму — Мейс стал хиппи. Он начал курить марихуану, участвовал в антивоенном движении. Что, впрочем, не мешало ему успешно заниматься в университете, увлекаться музыкой «Битлов», обожать Пресли и кружить головы молоденьким девушкам.

Страсть к серьезному чтению и желание разобраться в причинах возникновения исторических конфликтов определила его дальнейший путь в науку. Джеймс, получив степень бакалавра российсковедения, поступает в магистратуру Мичиганского университета, защищает докторскую диссертацию по теме «Коммунизм и дилеммы национального освобождения. Национальный коммунизм в советской Украине 1918 — 1933 годов». Гарвардский университет публикует ее в 1983 году и приглашает молодого ученого принять участие в проекте по изучению искусственного голода в Украине в 30-х годах. Все больше и больше ужасающих подробностей узнает Джеймс о жестокости и цинизме сталинской политики по отношению к Украине. Желание приоткрыть запретную и всячески замаскированную страничку истории украинского народа, которая оказалась еще более страшной, чем вьетнамские страницы истории его родины, втягивало его во все более детальное расследование. В 1986 году его назначили исполнительным директором американской Комиссии президента Конгресса США по изучению голода в Украине. Его имя мелькает на страницах советской прессы — «буржуазный фальсификатор», «патентованый украинолюб», «носитель человеконенавистнической идеологии»… А его работы тем временем издаются на английском, немецком, испанском, голландском, русском, украинском языках, иврите.

Сегодня мы практически каждый день встречаемся с Джеймсом в редакции, общаемся с ним на украинском языке и поражаемся, как он классно им владеет. Десять лет назад, когда его пригласили в Украину впервые, он и не предполагал, что останется в нашей стране. На душе было тяжело от недоверия коллег-ученых, проблем в личной жизни. Встреча с известной украинской поэтессой и писательницей Наталией Дзюбенко наполнила его жизнь новым смыслом. Джеймс считает эту встречу главной удачей своей жизни, самым важным событием. Не так давно он продал свой дом в Штатах, чтобы проспонсировать издание книги своей жены «Андрій Первозванний», сделал подарок победителю конкурса знатоков украинского языка, организованного Лигой украинских меценатов, а себе купил скромную квартирку на Троещине. Все комнаты нового жилища они с женой превратили в библиотеку. Джеймс очень любит Шекспира, Скотта, Дарвина. Когда он был аспирантом, чтобы заработать на жизнь, подрабатывал в магазине старинной книги кассиром, что позволяло еще и много читать. Когда-то увидел на книжном базаре собрание сочинений Сталина, и сбегав домой за тележкой, пополнил «новинками» библиотеку. Он продолжает раскапывать наше прошлое, чтобы помогать нам жить лучше. Свободного времени у него почти не остается. В качестве разрядки во время своих многочасовых домашних занятий он танцует или напевает что-то из любимых рок- н-ролльных мелодий молодости. А еще он очень любит с женой гулять по Киеву, любит пройтись по Крещатику, заглянуть на Андреевский спуск. И любит «День». Как и «День» его.

ВОПРОС ЮБИЛЯРУ

Как вы пришли в «День» и чем он стал в вашей жизни?

— Несколько лет назад ко мне пришел Юрий Скляр, переводчик газеты «День», и сказал, что есть проект сделать англоязычный дайджест газеты. Я подумал, что это даст возможность Украине интегрироваться в мировой дискурс, и что это очень важно. Тогда Украина была изолирована от интеллектуального, культурного дискурса западного мира. Очень важным моментом интеграции в него является издание англоязычной газеты, написанной именно украинскими журналистами. И вот уже не только у нас прямой доступ в Интернет, но и за границей есть прямой доступ к нам, к нашим мыслям, к тому, как мы видим мир — через газету «День».

Начинать любой новый проект очень трудно. Мы работали в выходные, заканчивали газету в десять часов вечера. Но когда мы окончательно освоили специфику дела, все стало проще, легче. Могу сегодня сказать, что данный англоязычный еженедельник для меня, как собственный ребенок.

Журналистские стандарты «Дня» очень высокие, а моя задача заключается в том, чтобы все читалось нормально на английском языке. Я вижу, как развивается газета: она стала более объективной, профессиональной. Я горжусь тем, что моя жизнь связана с газетой «День».

P.S. Сегодня в 15.30 в Киевском городском доме учителя (в Большой Гостиной) состоится встреча с Джеймсом Мейсом, на которую приглашаются все желающие.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать