По дороге над лиманом
«День» проехал по юго-западному побережью Херсонщины — по бывшей территории ОльвииОдна из самых старых дорог Херсонщины лежит на территории юго-запада когда-то могучего древнегреческого города-государства — Ольвии. Выходя к Черному морю, тут Днепр сливается с Бугом и образует широкий лиман. Своим плодородием и богатством рыбы эти места издавна привлекали кочевые племена. После себя они оставили оригинальные следы культуры и быта. А в следующие века земли над лиманом заселяли казаки, помещики и обычные трудовики.
Через Шуменский район Херсона и поселок Комышаны мы попадаем на автомобильную дорогу Т 1501. Ею мы двигаемся несколько километров к ближайшей остановке — пгт Белозерка. Это районный центр, основателем которого есть один из родоначальников Херсона — Иван Ганнибал. В на вид обычном райцентре есть привлекательное для туристов место — музей им. Д. Багалия. Кроме традиционных выставок по истории края, с недавних пор здесь действует интерактивная экспозиция о жизни и творчестве слепого работника-дефектолога Ольги Скороходовой. Посетитель здесь может «осмотреть» разные предметы руками, научиться письму шрифтом Брайля и познакомиться с наработками Ольги Скороходовой.
Следующие остановки связаны с остатками античных городищ. Первое из них — Глубокая Пристань — можно заметить в селе Софиевка. По мнению историков, в V в. до н.э. здесь было поселение скифо-эллинов. «Поселение имело каменные укрепления и две цитадели. Люди жили в полуземлянках и наземных домах с фундаментом. Здесь археологами были найдены оригинальные зернотерки, ткацкие и рыболовецкие орудия, орнаментированная посуда, статуэтка Силена с Дионисом на руках», — отмечает краевед Сергей Дяченко. — В конце XVIII в. урочище Глубокая Пристань едва не стало местом строительства Херсонской крепости. Однако из-за контролируемого турками Очакова от этого проекта отказались». Сама Софиевка, как и все села, над лиманом выходит прямо к воде. На земляных валах городища нас встретил одинокий белый конь и... турист из России. Спрашивал, что находится на противоположном берегу. Но ответ на украинском языке, похоже, понял плохо.
Мы возвращаемся на трассу и вскоре проезжаем село Широкая Балка. На его обрывистых побережьях находится урочище Золотой Мыс — остатки античного городища с одноименным названием. Оно входило в состав Ольвийского государства, а во ІІ в. было разрушено кочевниками.
СОФИЕВКА, КАК И ВСЕ СЕЛА НАД ЛИМАНОМ, ВЫХОДИТ ПРЯМО К ВОДЕ. НА ЗЕМЛЯНЫХ ВАЛАХ ГОРОДИЩА НАС ВСТРЕТИЛ ОДИНОКИЙ БЕЛЫЙ КОНЬ
Более длительную остановку мы делаем в Станиславе. Это село с населением свыше 5 тысяч человек. Станислав встречает гостей достаточно большим количеством государственных флагов — на стеле при въезде, на домах, заборах, авто, государственных учреждениях. Эти земли помнят не только древнегреческий период, но и казацкий. Как отмечено в «Летописи Самовидца», в 1647 — начале 1648 года на лимане находился временный лагерь Богдана Хмельницкого, который выгонял отсюда польский гарнизон. Собственно зимовник запорожцев, который существовал с тех времен, и разросся впоследствии в село. О казацкой эпохе в селе напомнят характерные кресты на местном кладбище, сохранившиеся здесь с конца XVIII в. В центре Станислава своей архитектурой привлекает здание бывшего банка, возведенное в 1908 году. Сейчас здесь — сельская рада. Идем вглубь села. Встречаем еще одно старенькое здание. Это — библиотека. Открыто, заходим, здороваемся. Разговорились о Станиславе с бывшей учительницей начальных классов Надеждой Смудченко. «Село всегда было большим, богатым, известным. Люди умели и работать, и отдыхать. Устраивали фестивали, концерты, праздники улиц. Правда, и сейчас эта традиция сохранилась: действует Народный хор, проходит ежегодный фестиваль «Станіславські зорі», — говорит женщина. — Досадно, что с каждым годом село пустеет, молодежь едет в города...» Кстати, в Станиславской библиотеке читают «Маршрут №1». На полках мы заметили несколько экземпляров. Глянцы попали сюда от местного читателя как подарок.
За библиотекой заходим во двор школы. Мы хотим найти бюст Тараса Шевченко, который раньше стоял в центре села, а в 1980 году был перенесен сюда. Станиславский памятник известен тем, что был одним из первых в селах Херсонщины, установленным в честь Кобзаря. Деньги на него, вернее, зерно, за которое заказали работу скульптора (имя автора неизвестно и в настоящее время) собирали всем селом. И это — в голодный 1922 год.
Дальше двигаемся на лиман. Замечательные пейзажи, которые открывающиеся на весь залив и соседние села, — поражают. Скалы, склоны, каменистая порода, теплая вода.
Отправляемся дальше, проезжаем еще одно село на лимане — Александровка. За ним тянется старая дорога к Николаеву. Через несколько километров — последнее место нашей остановки — Верхний Хабловский маяк, возведенный в 1952 году. Одинокая каменная башня, среди «золотого» хлебного поля — неплохое место для отдыха перед дорогой домой.
Выпуск газеты №:
№109, (2014)