Переяслав-Хмельницкий: воссоединение Украины с... Украиной
разных времен, регионов и культур![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20050324/452-18-1.jpg)
Малые — Великие города Украины — название новой рубрики «Дня». Как только у главного редактора Ларисы Ившиной появилась эта идея, мы задумались над тем, как ее будем воплощать. Интервью с фотографом-путешественником Дмитрием Клочко «Чтобы понять украинцев, надо увидеть Украину....» (См. №39 за 4.03.) ускорило события. И прежде всего, куда мы поехали, был Переяслав-Хмельницкий Киевской области. А поводом стало присуждение директору Национального историко-этнографического заповедника «Переяслав» Михаилу Сикорскому звания Героя Украины. Это второй такой знак отличия при президентстве Виктора Ющенко. По информации Службы государственных наград и геральдики Секретариата Президента, первым стал советник при дирекции Института биохимии им. А.В. Палладина НАН Украины Максим Гулый.
ЧЕЛОВЕК-ЛЕГЕНДА
Из Киева до Переяслава-Хмельницкого немного более часа езды. Мы приехали, когда городок только проснулся. Где-то по соседству перекликались петухи. У ворот умывались коты. Переяславцы суетились на своих дворах: кормили птицу и скот, носили воду из колодца, отбрасывали остатки снега. Почти у каждого — собственный дом. Несколько многоэтажек скучены в центре Переяслава. Ближе к 9 часам на улицах появились прохожие: одни отводили детей в детский садик или сопровождали их в школу, другие на велосипедах спешили на работу. Вот и первые работники заповедника. Приглашают нас посмотреть Музей Трипольской культуры, пока подойдет Михаил Сикорский.
«Мы читаем «День». Чаще всего материалы «Украина Incognita», «История и «Я». О нашем директоре также будете писать? — интересуются. — Напишите, что это только благодаря ему здесь созданы 26 тематических музеев! Такого не то, что ни в одном украинском городе нет, но и во всей Европе!» Потом рассказывают о его судьбе. Михаил Сикорский — человек-легенда. Родился в знаменитом Чигирине на Черкасщине. Вскоре после смерти отца умерла и мать во время голодомора 1933-го. Он вместе с сестрой и братом попал в детский дом, где все и выросли. В послевоенные годы Михаил Иванович поступил в Киевский университет имени Тараса Шевченко на исторический факультет по специальности — музейное дело. Сразу после окончания вуза поехал в Переяслав, где в то время действовал единственный музей. А уже через несколько лет по его инициативе появился еще один, потом — два, а там еще и еще: Исторический музей, Музей кобзарского искусства, Музей Григория Сковороды и Тараса Шевченко, Этнографический музей под открытым небом... Он приглашал на археологические раскопки известных ученых из Киева и Москвы, сам ездил по Украине в поисках предметов старины: по большей части покупал их за собственные деньги, выменивал... Директор полжизни прожил в одном из музеев. Свою новую квартиру отдал одинокой женщине с ребенком — ей некуда было деться. Все отшучивался, мол, не нужно тратить попусту времени на дорогу. Его буквально заставили переселиться в квартиру, предоставленную уже во второй раз. Ныне там живет с котом Тимофеем, который повсюду ходит за хозяином. «Генеральный кот Тимофей Иванович» — уважительно называют работники своего любимца.
«Только Михаила Ивановича отметят званием или же премией, так он эти деньги передает в детские дома, — говорит заведующая отделом экскурсионно-массовой работы Галина Глушко. — Мол, без материнской любви ребенок одинаково обделен то ли в голод послевоенных времен, то ли в наши дни».
Кто-то из соседней комнаты сказал, что уже пришел директор. Тут вошел и сам Михаил Сикорский. Великан. И ростом тоже. Это чувствовалось с первой минуты знакомства, как только своими большими проницательными глазами он взглянул куда-то вглубь тебя, как будто узнавая твою человеческую сущность. Говорит быстро. И трудно поверить, что ему 81 год! Очевидно, дело в наследственности — в Чигирине, бывшей резиденции Богдана Хмельницкого, все — потомки казаков. Спрашивает, осмотрели ли мы экспонаты. «Действительно, они до сих пор хранят дух эпохи. С ними связаны человеческие судьбы, судьбы поколений, целого народа», — говорит Михаил Иванович и ведет в Музей Трипольской культуры, созданный несколько лет назад. Эта культура открыта в XIX веке и получила название от городка Триполье Киевской области, где впервые были исследованы находки той эпохи. Она простерлась от западных границ Украины и до Днепра в VI— III тысячелетиях до нашей эры, а также на территории современных Молдовы и Румынии. Где-то в начале III тысячелетия до н. э. трипольцы переправлялись через Днепр на Левый берег. По словам директора, произошло это именно в районе Переяслава. За последние десятилетия в городе и его окрестностях найдены несколько поселений. Трипольцы считаются одним из наиболее развитых тогдашних земледельческих общин. До наших дней сохранились их орудия труда: роговые (изготовленные из рога оленя) мотыги, каменные серпы, так называемые зерновики — большая вместительная посуда, в которой хранилось зерно, женские и мужские керамические фигурки — символы плодородия... На одной из таких изображено дерево жизни: от ствола сверху донизу отходят ветви. Хотя ученые не могут утверждать точно, что мы являемся прямыми наследниками трипольцев, ведь на одной Переяславщине за всю историю изменилось семь археологических культур, но определенные элементы и символы той эпохи дошли до наших дней. Ныне дерево жизни встречается в этнокультуре многих регионов Украины, например, на тех же решетиловских рушныках и гобеленах.
Михаил Иванович рассказывает, что недавно сюда приезжали туристы из Бельгии, чтобы взглянуть на экспонаты Трипольской культуры, которые древнее египетских пирамид Хеопса и Хефрена! Иностранцы к ним наведываются довольно часто. Переяслав входит в перечень мест, которые рекомендуют посетить киевские туристические агентства. В заповедник ездят немало соотечественников. Но Михаилу Сикорскому хочется, чтобы «своих» здесь было еще больше. Наконец, не только здесь, но и в Чигирине, Суботове, Моринцах, Батурине, Хортице, Каменец-Подольськом... Говорят, что там они узнают себя самих. «Любой музей, малый или большой, — это история народа, — говорит он. — А ей, истории, я посвятил жизнь! Когда ты остаешься сиротой, да еще и в малом возрасте, потребность найти свои корни становится еще сильнее». На вопрос, как воспринял сообщение о присвоении звания Героя Украины, скромно ответил, что ему приятно. Из этого события надеется иметь практическую выгоду — деньги на достройку Исторического музея, строительство которого начато еще в 1978 году! Кстати, об этом уже речь шла на заседании Верховной Рады...
Директор предложил осмотреть несколько, по его мнению, самых интересных музеев. В экскурсоводы дал заведующую отделом экскурсионно-массовой работы заповедника Галину Глушко.
ОСНОВЫ КИЕВСКОЙ РУСИ
В археологическом музее экспонируются уникальные находки — руины Воскресенской церкви XI века. До 1937 года на этом месте стояла деревянная часовня, которая потом была разрушена. С тех пор никто ничего не строил на этом холме. Но вот человек, который жил по соседству, решил там выкопать подвал. Копая, наткнулся на большие камни. Как выяснилось, это был памятник времен Киевской Руси, покрытый следами пожарища. Его сожгли монголо-татары. До наших дней сохранился фундамент, стены, высотой с метр, полутораметровые столбы, которые поддерживали купол, саркофаги. Вскоре после раскопок над руинами построили павильон для их хранения и размещения в нем археологических экспонатов. Более всего их здесь Х— XIII веков: обломки бронзового подсвечника, бронзовая хорос- люстра, украшения из алтаря — все найдены в Воскресенской церкви; нижняя часть исполинского колокола ХI—ХII веков, голосники в виде кувшинов, которые вмуровывали в храмовые сооружения для лучшей акустики...
В эпоху Киевской Руси Переяславское княжество было одним из крупнейших, в состав которого входили Курские и Ростовско-Суздальские земли. Оно считалось форпостом южных и восточных границ государства. Здесь княжествовали большей частью претенденты на Киевский престол: сын Ярослава Мудрого Всеволод и внук Владимир Мономах. Некоторое время правил и Юрий Долгорукий. Когда его прогнали, он взял с собой немало переяславцев и поехал вглубь на север. Там основал Москву и городок Переяславль-Залесский, и речку назвал, как в русском Переяславе, — Трубеж, еще и урочища...
Историки отмечают, что в Переяслав-Хмельницком действовала первая христианская митрополия на Руси в 860 году. Константинопольский миссионер Фокий якобы именно здесь встретил первых христиан-русичей и выбрал среди них митрополита Михаила. С расцветом торговли иностранные купцы начали сюда завозить и атрибутику новой веры, распространяя таким образом христианство.
На протяжении 50-ти лет прошлого столетия археологи открыли несколько храмовых сооружений ХI—ХII веков. Среди них Епископские ворота и Епископский дворец. В их раскопках активное участие принимал Михаил Сикорский. Он фактически нашел и остатки церкви Владимира Мономаха после того, как другие ученые сделали вывод, что в Переяславе уже нечего искать. Все эти уникальные находки опять засыпали землей — не было (и нет?..) средств на сооружение покрытий над ними. Деньги нашлись лишь на павильоны над уже упомянутой Воскресенской церковью и над Михайловским собором ХI века, который считается более древним, чем София Киевская. По свидетельству историков, эти две церкви были похожими по строению, убранству: стены расписаны подобными фресками, пол выложен одинаковой мозаикой. Известно, что стеклянную смальту для украшений изготавливали в Переяславе. Когда мы спустились в холодное подземелье, где хранятся руины Михайловского храма, увидели фундамент и невысокие стены. Во время набегов монголо-татар он был уничтожен почти полностью.
ДВАДЦАТЬ ВЫШИВАНОК В ПРИДАНОМ
В нескольких шагах отсюда находится еще одна Михайловская церковь, построенная в 1649—1666 годах казацким полковником Федором Лободой. Она больше напоминает дворцовое сооружение. В 1720 году здесь был похоронен переяславский судья Иоанн Берло. Он приказал себя похоронить при входе: когда люди будут заходить внутрь или будут выходить отсюда, то, ступая на могилу, будут забирать его грехи. Судья выбрал весьма своеобразную форму искупления грехов. Потому что издавна в Украине становиться на могилу считалось святотатством.
Чтобы в советские времена спасти сооружение от уничтожения, директор заповедника организовал в ней Музей украинской одежды Среднего Поднепровья конца XIX — начала XX веков. Экспонаты приносили местные жители. Часто работники заповедника сами ездили в экспедиции по Черниговской, Черкасской, Житомирской, Киевской областям. В постоянно действующей выставке демонстрируются ежедневная и праздничная одежды крестьян и мещан. Прежде всего бросается в глаза разноцветье вышитых сорочек. Галина Глушко рассказывает, что девушка из богатой крестьянской семьи в своем приданом имела более двадцати(!) вышиванок. Еще с детства крестные родители ей дарили серебряные дукаты, из которых потом делали дукачи и нанизывались на ожерелье. Чем больше коралловых ожерелий, тем более богатой считалась новобрачная. Украшения из коралла символизировали благополучие. Если женщина продолжала их носить в свои сорок-пятьдесят лет, считалось, что у нее удачно сложилась жизнь.
Для более бедных крестьянок доступными были «костирички» — ожерелье, сделанное из мелкорезанного коралла. Они хотя и одевались скромнее, однако их сорочки, жупаны и плахты были не менее затейливыми. Сами пряли полотно, воспроизводя на нем узоры из давнего прабабушкиного шитья. Летом ходили в плетеных из липовой коры лаптях, а зимой в сапожках из свиной кожи. Юхтовые сапоги (из телячьей кожи) одевали только богачки.
В то время одежда мещанок приобрела больше западноевропейский стиль: кофты, юбки, шляпки, украшенные бантами, перьями. Богатые мужчины носили жилетки, фраки, широкополые шляпы.
В крестьянской среде парни одевали нательные сорочки, жупаны, которые вышли из активного употребления только в начале 1900-х годов, шаровары, подпоясываясь полутора-двухметровым поясом. Пояс символизировал силу и мощь. Когда его дарила девушка, это значило, что она присягает на верность мужчине. Экскурсоводы советовали посмотреть одежду XVIII века — ее небольшая экспозиция находится в музее Григория Сковороды.
ОДИН МУЗЕЙ НА КАЖДУЮ ТЫСЯЧУ НАСЕЛЕНИЯ
В тридцатитысячном Переяславе-Хмельницком музеи находятся рядом друг с другом. Здешние жители замечают, что почти на каждую тысячу населения их приходится по одному. Они гордятся родным городом. Ведь здесь археологи нашли экспонаты древних Скифской, Зарубинецкой, Черняховской культур, времен Княжеской эпохи, Гетманщины... В Переяславе Богдан Хмельницкий заключил Переяславский договор, по которому Украина воссоединилась с Россией. Поскольку у «Дня» всегда есть свой политически беспристрастный взгляд на историю, в нашей книге «Две Руси» напечатана статья о мифах и реалиях Переяславской рады 1654 года.
Сюда приезжал Иван Котляревский. А Тарас Шевченко написал на этой земле «Заповіт», «Кавказ»...
«Может кому-то Переяслав и покажется провинциальным, — говорит случайный прохожий дед Василий, — а я повсюду здесь ощущаю вечность и мудрость наших предков». «Всякому городу нрав и права, кожен имеет свій ум, голова...», — цитирует он Сковороду.
Музей Григория Сковороды находится в помещении бывшего коллегиума, где в 1750—1771 годах философ преподавал. В одном из залов воспроизведен класс поэтики, в котором Григорий Саввич читал лекции. Деревянные скамейки, парты, а на них — фолиант. За учительским столом сидит сам Сковорода с пером в руках, которое, по-видимому, только что мокнул в чернила. Сидит, как живой. Скульптура сделана из папье- маше. Другая экспозиция передает интерьер его комнаты: кровать, резной сундук, большая библиотека: «Слова и речи» Феофана Прокоповича, «Сочинения» Михаила Ломоносова, «Псалтир» XVII века, «Книга законів Литовско-польского князівства»... Одни историки утверждают, что Сковорода знал восемь языков, другие — одиннадцать. Однако известно точно, что с каждой книжкой он работал на языке оригинала.
Отдельно расположена мебель из помещичьего имения полковника Степана Томары, к которому философ был приглашен в качестве домашнего учителя для его сына. Ее нашел Михаил Сикорский в селе Коврай под Переяславом, где и проживал хозяин. Купил у человека, который был когда-то конюхом у Томар. После 1917 года они раздавали свои богатства. Когда дарили бывшему батраку диван, подчеркнули, что на нем отдыхал сам Сковорода, учительствуя у их пращуров!
В музее находятся фотокопии рукописей мыслителя. Среди них известная песня-кант «Всякому городу нрав і права», о которой вспоминал уже дед Василий. По центру выставлена скульптура философа работы Ивана Кавалеридзе. А на стене висит самый давний портрет Григория Саввича, написанный неизвестным художником в конце ХVIII века. С него философ как-то всезнающе смотрит на мир, который его ловил, но так и не поймал.
Неподалеку от этого архитектурного памятника — Вознесенский собор 1700 года, построенный на деньги Ивана Мазепы. На его средства также были построены две школы и монастырь. Известно, что монастырю гетман подарил Пересопницкое Евангелие, на котором теперь присягают президенты Украины! По преданию, Мазепа хотел восстановить деревянную церковь Богдана Хмельницкого, но не успел — Полтавская битва помешала. К сожалению, церковь Богдана не сохранилась до наших дней. Чтобы спасти Вознесенский собор, в нем Михаил Иванович сделал диораму «Битва за Днепр», посвященную Великой Отечественной войне. Сейчас он думает экспонаты перенести в Исторический музей, строительство которого, надеется, скоро завершится. А в храм будут приходить молиться люди. Священники УПЦ КП на большие праздники уже служат Святую Литургию на его дворе. «У нашего директора есть замысел назвать площадь перед церковью Митрополичей, — рассказывает Галина Глушко. — А немного далее, у помещения бывшего коллегиума, разместить сувенирные магазины. Михаил Иванович спешит жить. «Багато справ ще у моєї долі...», — говорит словами Лины Костенко. Некоторые считают Михаила Сикорского чудаком. А, может, только чудаки и способны создавать чудеса? И чтобы понять, как им это удается, надо дотянуться до их уровня?..
Одним из таких чудес является созданный им Этнографический музей под открытым небом. Повсюду тает снег, а здесь лежит нетронутый. Старые люди рассказывают, что когда-то были суровые зимы и оттепель наступала только в апреле. Скрипнула калитка. Это ветер. Немо стоит казацкая деревянная церковь XVIII века. Когда- то построили ее у дороги, чтобы запорожцы могли зайти помолиться и отправиться дальше. Сбоку — казацкие могильные кресты. А около них — колокольня. Кажется, сейчас ударит звон! По кому?
По дороге вглубь импровизированного села встречаем ветряные и водяные мельницы, сельскую управу, хаты. В такой жил пасечник — еще ульи остались с тех времен. В другой — шинкарь — по соседству его шинок. За шинком жил сапожник — в окно видно, как он выделывает кожу. А это школа, где преподавал дьяк. Доходим до центральной площади, на которой когда-то собиралось вече. Смотрим на эти памятники и перед глазами оживают сюжеты из «Грицевої шкільної науки» Ивана Франко, «Запечатаного двірника» Юрия Федьковича, «Наталки Полтавки» Ивана Котляревского, «Назара Стодолі» Тараса Шевченко...
А «Сорочинскую ярмарку» Николая Гоголя воспроизводят, сами того не зная, местные жители и приезжие из окрестностей на базаре в Переяславе. Когда-то она была одной из самых больших в Центральной Украине, а теперь — на Киевщине. Кутерьма и шум. Торг. Среди продуктов и промышленных товаров можно найти раритеты! Только нам приглянулось оригинально тканое старое рядно, как к нам подошел цыган. «Ваши ноги достойны ступать не по какому-то рядну, а по добротному ковру!» — быстро говорил он и предложил... обычный турецкий ковер... Оседлые цыгане живут в одном из районов города. Большинство из них занимаются торговлей. «Остановитесь, я вам поворожу!» — кричала вдогонку цыганка. Но мы уже были далеко от нее. Прошли улицы одну за другой. Вглядывались в лица прохожих. Кормили голубей. Наслаждались покоем и не хотели возвращаться в столичную суету. По дороге в Киев думали о том, что стоило бы остаться в городке еще на день, потому что разве за раз можно все осмотреть! И остановились бы в симпатичной частной гостинице, правда, в городе она только одна. Зато немало уютных кофеен. А главное — люди приятные, которые теперь все почему-то будут ассоциироваться со скромным и необыкновенным Михаилом Сикорским... Нужно обязательно приехать второй раз в Переяслав, где Украина воссоединилась с Украиной разных времен, регионов, культур.
P.S.Мы будем продолжать путешествия по украинским городам. О наших впечатлениях читайте в «Дне» и присоединяйтесь!
Выпуск газеты №:
№52, (2005)Section
Маршрут №1