По Волошинским тропам
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20111215/4230-16-1.jpg)
Вдаль по земле, таинственной и строгой
Лучатся тысячи тропинок и дорог...
О, если б нам пройти чрез мир одной дорогой!
В будущем году исполняется 80 лет со дня смерти Максимилиана Волошина. Растет интерес ко всему, что связано с жизнью и творчеством яркой и гениальной личности писателя, создавшего в Крыму в Коктебеле центр культурного наследия — Дом Поэта.
Непризнан во времена советской власти, Максимилиан Волошин идет к нам сквозь все эти годы, и свидание с ним всегда трогательное:
Дверь отперта. Переступи порог.
Мой дом открыт навстречу всех дорог.
1
Максимилиан Волошин родился в Киеве в 1877 году. В «Автобиографии» (1925 год) отмечал, что корнями рода он связан с Украиной, а его родовое имя Кириенко-Волошин происходит из Запорожья. Духовное прошлое, допускает Максимилиан Волошин, определило его стремление к духовно-религиозному восприятию мира и любви к цветению плоти и материи во всех ее видах и формах.
Какими только «ликами творчества» не взрывалась эта любовь! Блестящий поэт, переводчик, художник, философ, художественный и литературный критик, наконец — неутомимый путешественник!
Он неутомимо путешествовал: по Европе и Средней Азии в молодые годы, потом тропами Восточного Крыма. Памятник Максимилиану Волошину — пилигриму — установили напротив Дома-музея Поэта.
Как вспоминает Мария Степановна Волошина: он не путешествовал просто так, ради странствий в поисках новых впечатлений. Его дороги не были обычными — Максимилиан Волошин ходил пешком в такие места, которые были близки его внутреннему миру, его духу. Следовательно, и в Европе, и в Средней Азии он искал места, где жили и творили другие поэты, художники, где оставили свой след интересные ему личности, и посещал все, что было связано с их именем... Бывал на кладбищах, где похоронены Байрон, Гейне, Шекспир... В Испании исходил междугорья и дороги Ламанчи, где странствовал Дон Кихот.
Следовал Максимилиан Волошин фразе: «вышел из дома и пришел», так и вел себя — уверенно, спокойно, даже когда блуждал. Его походка была размеренной и неторопливой.
2
Максимилиан Волошин с художником Константином Богаевским возродили Киммерию для современников и вошли в «киммерийскую школу пейзажа», известную именами И. Айвазовского, К. Арцеулова, Л. Лагорио, М. Латри, других мастеров. Путешествуя по миру, увидев много удивительных мест, Максимилиан Волошин влюбляется в «первобытную красоту» Восточного Крыма, свою Киммерию — древнейшую землю киммерийцев, скифов, тавров, других племен и народов.
Поэтическую Киммерию открыл Максимилиан Волошин в циклах «Киммерийские сумерки», «Киммерийская весна», других стихотворениях. Многочисленные акварельные коктебельские пейзажи Максимилиана Волошина с поэтическим сопровождением — бесценный подарок поэта и художника современникам.
Как ярко и романтично в статье « Культура. Искусство. Памятники Крыма» (1925 год) Максимилиан Волошин описывает одно только побережье Киммерии:
«Курганы и сопки унылых берегов Босфора Киммерийского (Керченский пролив. — Авт.), оранжевые отмели широких дуг Феодосийского залива; Феодосия с черным кремлем генуэзских укреплений, Коктебель с венецианским городищем и готическим нагромождением Кара-Дага; Меганом с благородно сухими, чисто греческими очертаниями; Судак с его романтической крепостью; Новый Свет со своими разлитыми можжевельниками — извилистый и глубокий, как внутренность раковины...»*
Он знал и ходил многими окрестными тропинками. Известны его пешие маршруты: Феодосия — Коктебель, Коктебель — Старый Крым, Коктебель — Судак. Автор статьи решил свои фотосессии посвятить самому длинному маршруту, который преодолевал Максимилиан Волошин, чтобы добраться до Судака, где его ожидали друзья.
Так, Евгения Герцик (переводчик, критик, мемуарист) вспоминала, что в конце мая 1907 года поэт гостевал у них в Судаке: «пешком через горы, сокращенными тропами (от нас до Коктебеля 40 верст), в длинной по колени кустарного холста рубахе, подпоясанный таким же поясом. Сандалии на босую ногу».**
3
Уже в Париже, через полтора года, поэт напишет проницательные строки:
Мне, Париж, желанна и знакома
Власть забвенья, хмель твоей отравы!
Ах! В душе — пустыня Меганома.
Зной, и камни, и сухие травы...
Парижским искушениям он противопоставляет то просветление души, которое охватило его в пути вблизи Меганома. По-видимому, нигде и никогда он не был так счастлив!
Вот то духовное единение с материей во всех ее видах и формах.
Эти — Волошинские — места для автора также стали утехой и вдохновением.
Возобновляя Волошинский маршрут, автор ходил из Судака в Меганом, через Капсельскую, Токлукскую, Козскую долины в Прибережное, дальше — по берегам морских заливов и бухт в Курортное и, наконец, по экологической тропинке через Карадаг в Коктебель.
Тропа покорилась не сразу: и ни в первый приезд в Судак, и ни во второй. Когда она уже была пройдена, осознавать это было и радостно, и трудно. Это как за будничностью не чувствуешь ход жизни: с утра до ночи, из года в год, идя по многим тропинкам, вдруг жизнь раскрывается одной дорогой, которой мечтал пройти по свету Максимилиан Волошин. И ты идешь по ней уже вне времени, рядом с Поэтом: «...пустыня Меганома. Зной, и камни, и сухие травы...»
«Волошинская тропа» сложилась. В наработках автора много фотофайлов, впечатлений и размышлений.
И пусть простят знатоки пейзажного искусства и ее романтической «киммерийской школы» — автор «рисовал» свои киммерийские пейзажи, порой не академически, доверившись лишь своему ощущению красоты этих гор, моря, скал, оврагов, холмов, равнин, камней и трав, еще не изувеченных цивилизацией, но уже взывающих о защите.
4
Максимилиан Волошин ходил по местам Дон Кихота. Пойдем и мы «в гости к Поэту» — благородному и бесстрашному идальго современности.
Предлагаю увидеть мир Киммерии глазами автора, его душой, влюбиться в мало еще известную для многих Украину — Восточный Крым, дабы беречь его природные и культурные достопримечательности. Высокий пример хранителя нашей культуры показал нам Максимилиан Волошин.
Давайте отправимся по Волошинским тропам в «Страну синих вершин», причудливую сказку Кара-Дага, готику мысов Толстый и Бугаз, величия Меганома, широкого простора Капсельской бухты, романтики судакских гор и пейзажей Нового Света, перелистывая еще одну страницу «истории нашей земли в ее «человеческом измерении».
Об авторе
Николай Георгиевич Белотелов, фотограф. В 2010 году Издательским домом «АДЕФ-Украина» был опубликован фотоальбом автора «Киммерийские пейзажи», куда вошло 270 фотографий. Альбом состоит из шести разделов: «Страна синих вершин», «Желтые холмы Киммерии», «Киммерийская весна», «Ах! В душе пустыня Меганома», «Капсель и Бугаз зимой» и «Все формы, все цвета вобрать в себя глазами». В 2011 году издание удостоено звания лауреата Национального конкурса «Лучшая книга Украины» в номинации «Моя страна».
belotelov.nik@ukr.net, 8(067) 932-67-74
* Волошин М.А. Коктебельские берега. — Симферополь: Таврия, 1990. — С. 218
** Воспоминания о Максимилиане Волошине. — М.: Советский писатель, 1990. — С. 153.
Выпуск газеты №:
№230, (2011)Section
Маршрут №1