Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

В гости на «Братину»

16 июня, 21:09

Кременецкие горы — это «нераскрученные» Карпаты. Не едут сюда массово туристы. Разве что в Почаев. Еще немало туристов в Кременец приезжают — правда, это преимущественно поляки, — чтобы посетить музей своего великого поэта Юлиуша Словацкого. Как-никак, а отсюда он родом.

Однако в этом регионе есть немало других интересных объектов, в частности село Стожок. Боюсь, что его название мало кому что скажет. А напрасно. Ведь это один из летописных городов. К тому же с героической историей. В Галицко-Волынской летописи читаем: в 1259 году по требованию темника Бурундая укрепления Стожка, соседних Кременца и города Данилова должны были быть разобраны. Их так и не смогли взять татары. Очевидно, пришлось выполнить это требование, чтобы не обострять конфликт с ордынцами. Но в 1288 г. Стожок упоминается в летописи как резиденция Мстислава, сына Данила Галицкого, который со временем стал князем Волынского государства. Также упоминание о Стожке и Данилове есть в польско-литовском соглашении 1366 г. о разделе Галицко-Волынского наследия. Рядом со Стожком есть живописное урочище Данилов град. Есть здесь крутая гора, покрытая лесом. Возможно, когда-то в этом месте находился город Данилов. Основал его будто волынско-галицкий князь Роман Мстиславович, узнав о рождении своего сына Данила, известного в истории как Данила Галицкий. В честь его и был назван этот город.

Стожок, в отличие от Данилова, сумел пережить века, военные лихолетья. Не раз его разрушали, но он воскресал. Во время Второй мировой войны это было бандеровское село, которое не жалели ни немцы, ни «советы». Ныне, к сожалению, этот населенный пункт приходит в упадок. Дает о себе знать отдаленность от дорог. Однако место просто фантастическое. Чем-то напоминает Карпаты. Может, и лучше Карпат.

В 2006 г. в Стожке положили начало фестивалю «Братина», который проходит на праздник Троицы. Положила начало ему Шумская районная госадминистрация (село Стожок входит в состав Шумского района Тернопольской области). Если конкретно, то автором идеи фестиваля стал местный писатель Сергей Сынюк. По его замыслу доминантой фестиваля должно было бы стать волынское средневековье. Насколько это удается — другой вопрос. Но стремление есть. Основные мероприятия фестиваля — ярмарка фольклора и ремесел, конкурс молодых исполнителей украинской песни и песенной поэзии «Гремислава», книжный круглый стол «Волынская летопись», ярмарка автохтонных кулинарных изделий «Волинська гостина».

В этом году, как и в прошлые годы, на «Братине» было многолюдно. Не только съехались люди из Шумского, но и других районов Тернопольской области. Были также гости из соседних областей — Ровенской, Хмельницкой и Волынской.

Кое-кто из гостей захотел посетить соседние Антоновцы. Среди них был и автор этих строк. Вообще, Антоновцы село легендарное. На его месте существовало древнерусское поселение-городище. Его, как и Стожок, не раз разрушали кочевники. Но оно возрождалось. Однако село после Второй мировой войны советские ордынцы решили стереть с лица земли. Около двух тысяч человек или репрессировали, или вывезли. Потому что в Антоновцах располагался в 1943 г. штаб УПА «Південь». Кстати, село так и не захватили немецкие оккупанты. Зато обстреливали и бомбардировали его из самолетов.

Сейчас в Антоновцах живет где-то человек двадцать. У села во времена независимости создан комплес-музей «Табір УПА». Там восстановили штабной дом, укрытие, часовню. Однако самое большое впечатление произвело на меня кладбище. Там есть 12 могил — как 12 апостолов. Возможно, здесь похоронили больше людей. Хоронили тех, кто не был местным. Потому что местных уповцев хоронили в своих родных селах. На этом кладбище хоронили, очевидно, «схидняков». Не знаем их фамилий, потому что у каждого была кличка. Очень интересная история кладбища в советские времена. Почти ежегодно на Рождество Христово и на проводы сюда пригоняли бульдозер, чтобы на кладбище сравнивать могилы с землей. На ночь специально оставляли человека, чтобы следил, кто сюда будет приходить. На следующий день «сторожа» находили пьяным, а могилы были восстановлены. На Рождество около них ставили кутью, а на проводы — куличи и пасхальные яйца. Кто творил эти чудеса — неизвестно. Может, монах Амфилохий, который родился и жил некоторое время недалеко от Антоновцев. Это был удивительный человек, который владел даром исцеления. Он помогал уповцам, лечил их. Потом Русская православная церковь провозгласила Амфилохия святым. Однако в его «канонической» биографии многое замалчивается. И вообще, в его биографии много тайн.

Такие же таинственные и мистичные — Стожок, Антоновцы... И если вы это хотите почувствовать, то приезжайте в этот край. Хотя бы на «Братину».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать