Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Александр БЫСТРУШКИН: Гуманитарная сфера кровно связана с политикой

12 августа, 19:09
АЛЕКСАНДР БЫСТРУШКИН: «РАБОТУ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ НАМ УДАЛОСЬ ВЫВЕСТИ НА ОПРЕДЕЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ, В ЧАСТНОСТИ, НАЛАДИТЬ МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО НА УРОВНЕ ВАРШАВЫ, ПАРИЖА, НЬЮ-ЙОРКА». НА ФОТО — ПАН АЛЕКСАНДР ПРИВЕТСТВУЕТ В?КИЕВЕ СОФИ ЛОРЕН / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АЛЕКСАНДРОМ БЫСТРУШКИНЫМ

Разруха. Именно так Александр БЫСТРУШКИН оценивает киевский культурный ландшафт. По словам пана Александра, который в течение 13 лет — (с 1993-го по 2006 год) возглавлял Главное управление культуры Киевской горгосадминистрации, последние четыре года были не только малопроизводительными для столицы в гуманитарном смысле, а почти полностью нивелировали предыдущие достижения. Между прочим, метафорически на фоне слов о разрухе выглядят намерения мэрии убрать с киевского Майдана монумент Независимости: то ли он заржавел, то ли не совпадает с чьим-то виденьем «сердца» украинской столицы...

Годы культурного администрирования и чиновнической работы не усыпили актерский талант Александра Быструшкина и не искоренили его проукраинскую позицию (что, судя по нашим делам насущным, случается нередко). Недавно он издал CD-трилогию «Твої сини, Україно, твій біль, твоя слава» с произведениями Франко, Шевченко и Стуса в собственном исполнении. В интервью «Дню» пан Быструшкин рассказал, что эта серия продолжится стихотворениями Тычины и Симоненко.

Сегодня Александр Быструшкин довольно часто появляется в эфире Национального радио. А когда-то, вспоминает, играл и в забытом ныне жанре телепьесы. Правда, о нынешнем телевизионном эфире в Украине он не слишком высокого мнения...

— У украинских телеканалов нет собственного лица. Кроме разве что информационных. Полагаю, причина этой безликости кроется в глобальном — длительном подневольном положении Украины. Кое-кто из украинцев до сих пор смотрит на Россию, кто-то — на Польшу, иногда заглядывают чуть дальше на запад, но свое создают крайне редко. На нашем телевидении нет оригинальных проектов, которые не только развлекали бы, но и работали бы в воспитательном ключе. А это, между прочим, одна из функций СМИ. И что мы имеем в результате? Когда донецкие студенты отказались от имени Василия Стуса для своего университета, меня охватил ужас. Потому что именно студенческому сообществу следовало бы быть самым прогрессивным в обществе.

— Несколько лет назад вы работали в Секретариате Президента и, очевидно, знакомы с тамошними процессами изнутри. Как так произошло, что при предыдущей власти, упорно декларировавшей свою проукраинскую позицию, гуманитарная сфера так и не «поднялась»?

— У Виктора Ющенко не было команды. Старая басня: Лебедь, Рак да Щука. Но в нашем случае они тянутся не к небу или воде, а к выгоде. Я долго размышлял над тем, что это за беда, которая висит над нашей нацией. И в конце концов вывел формулу из трех «з»: «заздрість», «зрада», «зиск». Тогда нам, брюховецким, хорошо, когда кругом — руина. Потому что можно все растащить и разворовать.

Почти все, что мы в Управлении культуры создавали с 1993-го по 2006 год, в течение последних четырех лет было уничтожено. Сегодня Киев отстает по сравнению с Одессой, Днепропетровском, Донецком, Львовом.

Я могу привести множество примеров, иллюстрирующих отношение городских властей к культурным объектам. В частности, еще в 2006 году был снесен музейный комплекс на Институтской, 3. Это было одно из лучших помещений, в котором мы планировали создать Музей истории Киева. Его сносили под руководством Журавского, хотя до того Указом Президента это помещение было причислено к государственной собственности. Но плевать они хотели на Указ Президента. Так же позорно они вышвырнули на улицу театр марионеток, реставрационные мастерские. Несколько проклятых соток довели до смерти великую актрису, певицу Евгению Мирошниченко. Она, борясь за землю для Малой оперы, надеялась, что талантливые украинские дети не будут уезжать за границу, а получат возможности для развития здесь. Прошу прощения, но за это уже точно нужно судить! Кстати, напомню, что когда с Анатолием Борисовичем Соловьяненко случился сердечный приступ, президент Кучма уволил министра культуры, потому что тот недоглядел за национальным достоянием. А тут — никто ни гу-гу...

Мы планировали построить театр на Троещине для уникального режиссера Дмитрия Богомазова и его труппы, но... До сих пор не решен вопрос с органным залом в соборе Святого Николая. Давно уже можно было построить концертно-органный зал. Опять же — «но»...

И так — на каждом шагу. Более того, когда эти варварские захваты земли стали нормой в Киеве и не вызывали никакой серьезной реакции, волна таких захватов сразу прокатилась по Украине.

Все, что сделано в Киеве за последние четыре года — это установлено два памятника: Булгакову и Гонгадзе. Это при том, что Леся Гонгадзе по понятным причинам была категорически против.

— Почему на все это никто не реагировал?

— Наверное, потому что Виктор Ющенко крайне положительно относился к Леониду Черновецкому и Олесю Довгому. Между прочим, мы в Секретариате Президента дважды готовили указ об отстранении Леонида Черновецкого от должности. И дважды Виктор Андреевич этот указ не подписал. Хотя «деятельность» городского головы была очевидной — и в земельной, и в гуманитарной сферах.

— Как стоило бы воссоздавать гуманитарный ландшафт сегодня? На что обращать внимание в первую очередь?

— Сейчас я не вижу конструктивной позиции в этом вопросе.

— А гипотетически?

— Первое — это развитие национальной культуры, второе — поддержка наиболее незащищенных, то есть библиотек, музеев, школ эстетического воспитания, а третье — работа с детьми и подростками.

Когда я пришел в Управление культуры, то полгода переживал стресс из-за увиденного. С ужасом думал: куда я попал? Но работать остался, потому что никогда не одобрял отношения украинцев к себе как к людям второго сорта. Я хотел доказать, что мы не хохляндия, потому что имеем колоссальную культуру, историческое наследие.

Могу также сказать, что не проработал бы в Управлении культуры 13 лет, если бы не знал отрасль (актеров, музыкантов, композиторов, художников, поэтов, писателей, киношников) и если бы не понимал, зачем я туда пришел.

В 1993 году кинотеатры в Украине не работали. Я пообещал, что мы их откроем, но пусть Министерство культуры думает, что в них показывать. Не думали. И поэтому, когда мы все же возобновили кинотеатры, их двери открылись перед американским и российским кино.

Со временем работу Управления культуры нам удалось вывести на определенный уровень, в частности, наладить международное сотрудничество с Варшавой, Парижем, Нью-Йорком. Мы основали Международный конкурс артистов балета и хореографов имени Сержа Лифаря, Международный конкурс молодых пианистов памяти Владимира Горовица, Международный фестиваль искусств «Київ травневий», фестиваль хоровой музыки «Золотоверхий Київ». Сегодня уже практически ничего этого нет. Мы построили кукольный театр, обустроили Певческое поле, открыли галерею искусств «Лавра», учредили премию в области искусств «Киев». А когда я узнал, что всемирно известный бас Анатолий Кочерга готов прилететь и выступить на Майдане Незалежности без гонорара, но Министерству культуры не хватает тысячи долларов, чтобы оплатить дорогу ему и его жене, тогда я придумал фестиваль «На Україну повернусь», чтобы те, кто работает в других странах, прилетели в Киев за наш счет и выступили в Национальной опере.

Словом, было непросто, в некоторый момент даже пропало желание работать. Я написал заявление и ушел с должности. Этой последней каплей стал отказ выделить 25 тысяч гривен на приобретение книг для украинской библиотеки в Москве, за создание которой мы боролись более десяти лет. И это в то время, как на открытие библиотеки в Астане Лужков привез вагон русских книг. Чувствуете отношение? Гуманитарная сфера кровно связана с политикой!

— Очевидно, киевская да и общеукраинская гуманитарная сферы нуждаются в системных изменениях. Какими должны быть эти изменения и кто способен их провести?

— Прежде всего, кадры. Нужен чиновник, который с ответственностью относится к своим должностным обязанностям, развивает отрасль. Он должен быть креативным, находиться в поиске. Чиновник без творчества — это нуль без палочки. Сегодня я очень надеюсь на Александра Попова. Считаю, что он исповедует системный подход.

— Что значит сегодня быть европейской столицей?

— Прежде всего, это активная культурная жизнь: музеи, театры, концертные залы, гастролеры.

— Когда-то Киев был буржуазным городом, но вряд ли этот флер удастся вернуть. Прав Павел Гудимов, который говорит, что не стоит тосковать по тому Киеву, которого уже нет, а нужно создавать новую культурную среду, новое лицо города. Каким могло бы быть это лицо?

— Это сложный вопрос. Вероятно, новый образ Киева должен был бы сформироваться в сочетании традиционной глубокой национальной культуры и модерных подходов, работы современных институтов — таких как «ПинчукАртЦентр».

— Недавно на страницах нашей газеты один из культурологов выразила мысль о том, что Киев, его история, особенно предыдущего века, нуждается в перепрочтении. Вы согласны с этим?

— Переосмысливать Киев нужно ежедневно. Потому что каждая улица, каждый уголок Киева несут в себе множество информации, которую литературоведы, искусствоведы, историки должны «раскапывать» и открывать людям.

— Недавно вы издали CD-трилогию «Твої сини, Україно, твій біль, твоя слава», где читаете произведения Франко, Шевченко и Стуса. Вы почувствовали запрос на эти имена в обществе?

— Это целый отрезок моей жизни — более десяти лет. Каждый диск выходил отдельно: сначала «Зів’яле листя» Франко. Затем — «Кобзар», который я с разрешения Музея Шевченко, Николая Григорьевича Жулинского и Института литературы композиционно выстроил в монолог. Этот диск вышел отдельным тиражом, я издал его при поддержке Президента, хотя ни одной копейки мне на это не дали. Да и сейчас тысяча этих дисков покрывается пылью, потому что Министерство культуры не захотело их выкупить по себестоимости и распространить в школах и библиотеках. После Шевченко я вернулся к книге, которую прочитал еще лет десять назад, — «Листи до сина» Василя Стуса. Кстати, этот диск мне помог издать Виталий Кличко. Мы издали тысячу экземпляров, но они уже разошлись. И когда на радио «Культура» я говорил о том, что ни один из национал-патриотов не выражает желания приобщиться к переизданию Стуса, вдруг позвонил один из слушателей и сказал: зачем вы перед ними прогибаетесь? Просто, мол, скажите, куда, и люди принесут деньги на переиздание этих дисков. За месяц собралось уже около 5 тысяч гривен. На эти деньги мы издадим еще 500 экземпляров аудиоверсии «Листів до сина».

А позавчера я записал четвертый диск — поэзию Тычины. Уже нашелся и спонсор, готовый профинансировать издание тысячи экземпляров к юбилею поэта. А последним, пятым диском планирую издать одного из моих любимых моих поэтов — Василя Симоненко.

За гуманитарную сферу нужно браться серьезно. Потому что это основа основ жизни всего государства. Включая его металлургов, шахтеров, бизнесменов, крестьян... Пока украинцы не будут знать, во имя чего они просыпаются утром, мы ничего не изменим в этой стране.

СПРАВКА «Дня»

Александр БЫСТРУШКИН — актер театра и кино, народный артист Украины, член Национальной комиссии ЮНЕСКО, Национального союза театральных деятелей, Национального союза кинематографистов, автор двух сборников поэзий.

Закончил Киевский институт театрального искусства имени Карпенко-Карого. В 1970 г. вошел в творческий коллектив Киевского драматического театра имени Ивана Франко, где создал больше 50 сценических образов.

Сыграл более 30 киноролей.

В 1993—2006 гг. возглавлял Главное управление культуры Киевской горгосадминистрации.

С 2007-го Александр Быструшкин — руководитель Главной службы гуманитарной политики и по вопросам сохранения национального культурного достояния Секретариата Президента Украины.

Сейчас — на творческой работе.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать