Алла МАЗУР: «Мы не претендуем на абсолютную объективность»
«Плюсы» обещают не только изменить формат ТСН, но и наполнить программу новым содержанием
На прошлой неделе творческая команда Телевизионной службы новостей (ТСН) канала «1+1» переехала в новую студию, которая, по словам генерального директора группы компаний «1+1» Александра ТКАЧЕНКО, «отвечает всем европейским технологическим требованиям». «День» уже писал о том, что, показав украинским журналистам новую высокотехнологическую студию, «Плюсы» пообещали сделать новости не только более динамичными и яркими, но и наполнить их качественно новым содержанием (подробнее читайте в материале «ТСН переезжает»).
Движение студий телевизионных новостей в сторону интерактивности — понятно. Его задает общий тренд в мире информации, когда коммерческим вещателям нужно бороться за зрителя, который хочет не только получать информацию в удобном, легком для восприятия формате, но и быть ее сотворцом. Впрочем, собственно с картинкой у «Плюсов» никогда не было особых проблем. А вот относительно содержания новостей претензии в адрес «1+1» звучали не раз. Мол, в борьбе за зрителя канал не пренебрегает подробностями сцен насилия — одним словом, продуцирует «криминальные новости». Тем более обнадеживающе звучит обещание из уст руководства «1+1» делать не только технически более совершенные, но и более качественные по содержанию новости.
О новых условиях работы ведущих ТСН, изменении формата программы и готовности «1+1» реагировать на телевизионные вызовы времени «День» после презентации студии разговаривал с ведущей «ТСН. Тиждень» Аллой МАЗУР, которая уже семнадцатый год подряд является неизменным лицом канала. Кстати, именно она первой начнет информационное вещание с новой студии в это воскресенье, 17 февраля.
— «ТСН. Тиждень» — во многом стал первопроходцем среди украинских информационно-аналитических программ: большая динамика выпуска, оригинальные форматы внутри, современные визуальные решения. В новой студии попробуем первыми поработать с технологией 3D. Надеюсь, что наши эксперименты и в дальнейшем будут интересны зрителям, — отметила Алла Мазур в комментарии «Дню». — Но главное, конечно, и дальше идти вглубь новостей, докапываться до сути проблем и из отдельных информационных пазлов составлять целостную картину того, что происходит вокруг. Мы сознательно говорим, что «ТСН. Тиждень» — это наша версия событий. Мы не претендуем на абсолютную объективность. Но мы к этому идем.
— Какие дополнительные технические возможности предоставит новая студия ведущим?
— Ключевая деталь новой студии — проекционная видеостена площадью 27 кв. м. Она — интерактивная. По правде говоря, пока еще мы не до конца изучили все возможности этого видеоэкрана. Но постепенно ими овладеваем. Прежде всего видеостена дает возможность прекрасно проиллюстрировать то, о чем мы, ведущие, рассказываем. Появится возможность объемной графики и видео. Более ярким визуально обещает стать общение с нашими репортерами во время прямых включений. И дополнительный бонус для зрителя — теперь в полный рост с движением в кадре будут работать ведущие практически всех выпусков ТСН.
— Вы 16 лет работаете ведущей ТСН. Как за историю программы изменялся жанр теленовостей?
— Если коротко — инфотейнмент все больше завоевывает информационный мир: «информировать, развлекая». Идея, которую мы приблизительно так сформулировали для себя еще в 97-ом, когда начинали новости на коммерческом канале, за это время уже стала трендом, вошла в учебники по журналистике, приобрела массу сторонников — и не меньше критиков. Для всех вещателей — независимо от того, сугубо ли они информационные, либо называют себя полуразвлекательными каналами — самым сложным остается сохранить в новостях баланс между основными журналистскими стандартами (полнотой, объективностью, достоверностью, использованием ссылок на источники информации) — и вниманием аудитории. Видоизменяется даже подача информации у таких классиков жанра, как, скажем, британского BBC. Динамика растет, текста становится меньше, репортажного красноречивого видео — все больше. Изменяется лексика, приближаясь к разговорному варианту. Журналист в кадре перестает быть недосягаемым гуру, а превращается в близкого и понятного собеседника. Кому-то в формате инфотейнмента не хватает содержания, хочется более подробного разъяснения. Кого-то слишком далеко заносит в сторону «развлекаловки». Споры вокруг идеи продолжаются до сих пор. И ТСН, параллельно с нашими коллегами на других украинских телеканалах, также все еще шлифует свой способ «информировать, развлекая».
— Ведущие ТСН, в том числе вы, часто говорят о том, что основное задание вашей информационной программы — поставить в центр событий, которые происходят в Украине и мире, простого человека.
— В действительности это классическое правило журналистов: показывать событие через человека. А на коммерческих каналах, рейтинги которых в первую очередь зависят от интереса и реакции такого простого человека — в первую очередь. Все, что происходит в стране, прямо или опосредованно отражается на жизни каждого из нас. Важно уметь эту взаимосвязь увидеть и раскрыть. И в этом — позиция ТСН.
— Изменяются ли со временем требования к ведущим телевизионных информационных программ?
— Если говорить откровенно, то все базовые профессиональные требования остаются неизменными. Профессиональные стандарты, которыми должен обладать хороший ведущий, были и двадцать лет назад такими же, как сейчас: осведомленность и компетентность — независимо от профессионального образования, коммуникабельность, телегеничность, красивая речь и произношение. Другое дело — добавляется то, что я называю «телевизионной модой». Если телевидение в целом делает ставку на провокативность и эпатаж, это, так или иначе, отражается и на стиле новостей. Даже — на гардеробе телеведущих. В свое время информационную моду диктовало BBC. Ведущие — в классическом пиджаке и сдержанной блузе. Стиль — унисекс. Сегодня мир и ТВ увлеклись гламуром, и новостийные ведущие разных стран просто поражают своими экспериментами с эфирной одеждой. Мы также не остаемся в стороне (Смеется). Но, повторюсь, профессиональные стандарты и требования к ведущим являются практически неизменными.
Выпуск газеты №:
№28, (2013)Section
Медиа