Андрей ЧЕРНЮК: «Украинцев в Америке интересуют, в первую очередь, новости из Украины на украинском языке»

С недавних пор украинцы, проживающие в США, имеют возможность смотреть еще один украинский телеканал. В конце апреля представительство компании «UATV» официально представило в Украине одноименный телеканал, который транслирует через спутник на территорию США информационные, развлекательные, исторические, документальные и другие программы шести украинских каналов: Первого Национального, «Эры», «НТН», «Тониса», «Киева» и «Культуры». (Раньше стартовали международные версии двух общенациональных телеканалов — «Интер+» и «1+1 International»). Причем «UATV», создан по инициативе наших соотечественников за границей, — канал полностью украиноязычный. «День» обратился к Андрею ЧЕРНЮКУ, директору представительства компании в Украине, с просьбой подробнее рассказать о проекте и его перспективах.
— Как возникла идея и стала возможной реализация данного проекта в США? Что побудило к созданию телеканала «UATV»?
— В июне исполнится два года с тех пор, как в Чикаго создано «Українське незалежне радіо», совладельцами которого являются украинцы. На сегодняшний день это эффективная радиостанция за пределами Украины, которая имеет современное технологическое оборудование и современный формат вещания. Сейчас эти украинцы являются учредителями и проекта «UATV», который они же и финансируют. А побудила к созданию этого телеканала, прежде всего, оранжевая революция. Людей не удовлетворяло то, как российские телеканалы интерпретировали и освещали события, которые в то время происходили в Украине. Тогда я сам был в Чикаго и собственными глазами видел, как все освещалось. Как российские телеканалы освещали революцию, всем понятно. А люди хотели знать, что реально происходит в Украине. Поэтому украинская диаспора в Чикаго подняла вопрос о том, что уже довольно смотреть на Украину чужими глазами, и решила сделать свое телевидение. Это было в январе позапрошлого года. Потом я приехал в Украину, начал собирать команду телевизионщиков (наш главный продюсер — Игорь Бабюк, исполнительный директор — Виктор Нестерук), и в мае прошлого года мы дали ответ, что можем давать старт...
— Сегодня «UATV» транслирует на территорию США программы шести украинских телеканалов — Первого Национального, «Эры», «НТН», «Тониса», «Киева» и «Культуры». Однако наиболее рейтинговые украинские каналы не входят в этот список. С «1+1» и «Интером» ситуация понятная — они уже ведут вещание на заграницу. А как в отношении других?
— Поскольку в Украине ни один канал стопроцентно не вещает на украинском языке, мы решили сделать «дайджест» телеканалов. На данный момент их шесть. В июле прошлого года я разослал письма с предложением сотрудничества всем большим украинским телеканалам. «5 канал» сказал, что у него своя борьба за иновещание. Что касается «плюсов», то, мне кажется, они начали воплощать в жизнь идею иновещания после того, как получили мое письмо... Хотя, думаю, ни один украинский канал, даже «Интер+» или «1+1», пока что не может полноценно конкурировать с российскими каналами в Америке, которые существуют там уже десять лет и, причем, в большом количестве.
— Какие позиции по вещанию для вас являются принципиальными в этом проекте? Как происходит отбор телепрограмм? Как определяются вкусы и предпочтения украинцев в диаспоре?
— Принципиально для нас — стопроцентное украинское вещание. Все программы, которые мы покупаем, мы озвучиваем на украинском языке (даже синхроны). Потому что если канал позиционируется в мире как украинский, то, в первую очередь, что должно быть, это — вещание на украинском языке. Ведь если вы любому иностранцу будете рассказывать, что вы, хотя и ведете вещание на русском языке, а позиционируете себя как украинский канал — то вас не поймут. Это аксиомы, которые понятны за границей, но, к сожалению, не понятны у нас. За два года работы на «Незалежному українському радіо» мы изучили, что хочет видеть аудитория, а что — нет. Украинцев в Америке интересуют, в первую очередь, новости из Украины на украинском языке. Поэтому на нашем канале ежедневно в течение пяти вечерних часов идет четыре выпуска новостей. Конечно, у каждого из каналов свое освещение новостей. Таким образом, зрители могут выбирать новости того канала, который им больше нравится. Телепрограммы, которые транслирует «UATV», прежде всего, должны быть собственного производства наших каналов- партнеров и популяризировать национальное. Отдается также преимущество документальным фильмам и детским программам. В Америке, в частности, смотрят нашу «Вечірню казку». Это делается для того, чтобы дети не забывали родной язык. Вообще, хотелось бы транслировать больше детских украиноязычных программ. Но их в Украине нет.
— На каких условиях проходит трансляция программ (вы их покупаете или речь идет о «гуманитарной» информационной помощи со стороны отечественных телеканалов)? В свою очередь, на каких условиях эти программы могут смотреть украинцы в Америке? Является ли проект самоокупающимся (во всяком случае, в перспективе)?
— Мы покупаем определенную часть контента телекомпаний собственного производства. Все происходит на договорных основах: на сегодняшний день мы имеем шесть подписанных соглашений. Проект пока что не является самоокупающимся. Конечно, в будущем мы ставим перед собой такую планку. Ныне делать телевидение — очень дорогое удовольствие. Никто же просто так не хочет выбрасывать деньги. Но это — в будущем. Сейчас канал идет в открытом режиме. В украинских банках, ресторанах и других украинских центрах стоят телевизоры, где люди могут смотреть наши программы. К тому же, сейчас канал можно смотреть через спутник и без абонплаты. Однако телевидение в Америке платное и позже мы планируем установить абонплату в $25 в месяц, что и будет составлять основные доходы компании.
— Что именно из украинской жизни больше всего интересует украинскую общину в США?
— Большой процент населения ожидает, чтобы в Украине произошли какие-то позитивные изменения для того, чтобы иметь возможность вернуться на свою родину, реализовать здесь свой бизнес и поделиться опытом, который они приобрели, работая в США. Поэтому им интересно все: и политика, и культура, и история... Дело в том, что украинская община в США — всех возрастов. Есть люди, которые приехали в Америку после войны, им сейчас по 70—80 лет, есть люди, которые приехали за последние десять или пять лет, есть люди, которым по 40—50 лет и тому подобное. И каждая возрастная категория хочет смотреть что-то свое.
— Насколько известно, на презентации телеканала речь шла о планах по выпуску собственного продукта. Расскажите подробнее, о каком именно продукте идет речь?
— Хотим делать свои ток-шоу социального направления. Однако основное препятствие на сегодняшний день — технические возможности. Поэтому когда у нас будет своя студия в Чикаго, в первую очередь будем пытаться делать именно такой продукт. Но об этом еще рановато говорить...
Выпуск газеты №:
№79, (2006)Section
Медиа