Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Анна ТРАХТЕНБЕРГ: «Черным» пиаром выиграть выборы уже нельзя»

21 декабря, 00:00

То, что гильдия пиара в недавно созданном Медиасоюзе — общественной организации, объединяющей работников СМИ России — появилась сразу, вполне созвучно времени. И это не удивительно: ведь специалисты, непосредственно занимающиеся технологиями воздействия на общественное сознание, сегодня такая же неотъемлемая часть прессы, как и военные корреспонденты, журналисты-экологи, которые имеют свои гильдии в Медиасоюзе. Пока работа гильдии заключается в сплочении рядов и выяснении возможного поля действия. Но, тем не менее, в ее активе уже есть один очень важный документ — хартия по журналистской этике. Ее идея появилась в региональном представительстве Медиасоюза в Уральском федеральном округе. Анна ТРАХТЕНБЕРГ, член гильдии пи-ара Медиасоюза в этом округе, кандидат политических наук, заместитель директора Уральского независимого информационного центра — одна из инициаторов хартии. Анна Давидовна работает в Институте философии и права Уральской академии наук, занимается исследованием массовых коммуникаций. Но интервью с ней мы начали с другой темы — с вопроса о наших земляках, которые работают в Западной Сибири.

— Анна Давидовна, украинская диаспора, проживающая на территории Уральского федерального округа — одна из самых молодых и многочисленных на территории России. Понятно, что интерес тамошних украинцев к тому, что происходит здесь, очень большой. Его не совсем удовлетворяет российская пресса, выходящие на украинском языке периодические издания, теле- и радиопередачи. Каковы, по- вашему, пути возможного «проникновения» украинских СМИ на этот рынок?

— Действительно, в нашем регионе, точнее, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах большая украинская диаспора — еще с советских времен. Тогда люди приезжали осваивать Север, рассчитывая, что они вернутся на Украину. Те, кто пытается возвращаться сегодня, часто передумывают, поскольку «северные» зарплаты и пенсии, безусловно, не сравнить с украинскими. Более того, сейчас возникла тенденция привозить своих детей из благодатной Украины в Ямало-Ненецкий округ, несмотря на то, что он находится за Полярным кругом. Поэтому, безусловно, вопрос стоит остро. Ряд местных муниципальных властей его поднимают. Например, администрация одного из нефтедобывающих городов Ханты- Мансийского округа — Мегиона — проводила исследование с целью выяснить, какой язык следовало бы факультативно преподавать детям в школах. Имелся в виду не английский, немецкий, французский, а родной язык родителей — и лидировал, кстати, украинский. Но вопрос преподавания языка, к сожалению, упирается в преподавателей, поскольку мало быть носителем украинского языка, чтобы преподавать украинский язык. Кроме того, остро стоит проблема учебников. Что же касается того, в какой степени могут быть интересны украинские средства массовой информации в этом регионе, то, поскольку это достаточно богатый округ, там очень интенсивно развивается Интернет. Вот там, возможно, были бы интересны прежде всего электронные средства массовой информации, то есть связь через Интернет.

— Сегодня в Екатеринбурге работают 14 городских телекомпаний — факт для Украины нереальный. Оправдано ли такое большое их количество?

— Да, действительно, в Екатеринбурге произошел информационный взрыв. У нас с года 1995-го стало очень активно развиваться ТВ. Отчасти это заслуга или вина нашего губернатора. Он — большой либерал: допускает свободу слова во вверенной ему губернии, что не все губернаторы себе позволяют. Если серьезно, то у нас сегодня в регионе достаточно много конкурирующих между собой финансово-промышленных групп, хорошо развит рынок рекламы. И за счет этого есть условия для существования разного ТВ: и независимого, и коммерческого, и губернаторского, и мэрского. Конечно, у них был тяжелый момент в финансовом отношении после 98-го года, потом они потихоньку стали выкарабкиваться. Интересно, что все они имеют новостные программы, поэтому в нашем городе бешеная конкуренция именно в сфере информационных программ. Мы как-то подсчитали и выяснили, что у нас с шести вечера и до двенадцати ночи идет 31 информационная программа, правда, включая и те, которые выходят на общероссийских каналах. (Кстати, это исследование мы делали по заказу канала, который хотел сделать 32- ю.) За счет этого подскочило качество новостей. В каждом российском городе ситуация особая, многое, конечно, зависит от величины города. Понятно, что Екатеринбург достаточно большой город, в нем живет один миллион триста жителей, что позволяет окупаться этим каналам. Понятно, что в небольших городах такой роскоши никто не может себе позволить. Но, в принципе, следует согласиться, что российское информационное пространство бурлит. А за счет этого получилось, что значительная часть политики перешла в публичную сферу, поскольку по городу бегает толпа журналистов, которым каждый день надо что-то показывать — и наши политики просто вынуждены (им деваться некуда) становиться публичными политиками.

— Конкуренция в поиске новости, кроме всего прочего, повышает требование к работе журналиста. При этом давление со стороны властей, хозяев СМИ остается. Почему именно в вашей секции Медиасоюза возникла идея хартии журналистской этики?

— Давление на масс-медиа есть всегда. В современных российских условиях СМИ — это бизнес, требующий очень больших затрат. Причем, чем сильнее конкуренция — тем сильнее зависимость от зрителя и читателя. И это как раз единственное спасение для СМИ. Когда пресса зависит от зрителя, наши элиты уже не могут позволить себе многих вещей. Они бы хотели — да нельзя. Они вынуждены помнить о собственном рейтинге, просчитывать наперед, как на каждое их действие отреагируют конкуренты, что о них подумает аудитория. Они должны помнить, что каждую неделю, как минимум, в трех информационно-аналитических программах будут обсуждать каждый их шаг.

Что же касается хартии о журналистской этике, то пока речь идет о документе. На самом деле нам известно, что все попытки внедрить моральный кодекс журналиста на российских просторах оканчивались провалом. В частности, союз журналистов России многократно пытался это сделать — и совершенно безуспешно. В чем проблема? На мой взгляд, она состоит в том, что в условиях отсутствия гражданского общества журналисты пока не осознают себя как корпорацию. То есть они не осознают, что у них есть свои «шкурные» цеховые интересы, которые надо защищать, что они не только выражают интересы просто народа, они еще и корпорация. На совещании в Тюмени один из редакторов государственной ТРК так сформулировал свою позицию: «Я не понимаю, как журналист может быть в оппозиции к власти, ведь власть избрал народ, может ли журналист быть в оппозиции к своему народу?» Комментарии излишни. Вот почему деятельность Медиасоюза направлена на то, чтобы помочь журналистам осознать свои корпоративные интересы. И путем их осознания внедрить этику социальной ответственности. Это взаимосвязанные вещи. Без эгоистического двигателя внутри каждого журналиста этика, благие намерения будут висеть в воздухе. Можно принять еще пятьсот деклараций о том, как нехорошо заниматься «черным» пи- аром — и люди все равно будут им заниматься.

Кстати, выскажу свое глубокое убеждение, основанное на опыте выборов: «черным» пи- аром выиграть выборы нельзя. Им можно увлечь избирателя, можно его развлечь, но проголосует он все-таки за другого — за того, кто излагает некую реальную программу или то, что людям кажется реальной программой. «Черный» пи-ар действует по закону граблей: он работает против того, кто его применяет. К сожалению, у нас это осознали не все, потому что «черный» пиар — это еще и признак непрофессионализма . То есть человеку лень подумать хорошо. Он полагает, что только облив с головы до пят противника грязью, он достигнет желаемого результата. Плюс — это очень увлекательная процедура. Допустим, во время последних выборов в Ямало-Ненецком округе обвинили губернатора в том, что он у себя скрывает Осаму бен Ладена. А его все равно переизбрали — он набрал 90%. Поэтому «черный» пи-ар потихоньку начинает себя изживать. Лихие мастера «черного» пи-ара постепенно выходят из моды, но для того, чтобы этот процесс окончательно завершился, необходимо именно формирование корпорации журналистов, которая способна будет карать за отклонение от корпоративных норм.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать