Анна ТРАХТЕНБЕРГ: «Черным» пиаром выиграть выборы уже нельзя»
То, что гильдия пиара в недавно созданном Медиасоюзе — общественной организации, объединяющей работников СМИ России — появилась сразу, вполне созвучно времени. И это не удивительно: ведь специалисты, непосредственно занимающиеся технологиями воздействия на общественное сознание, сегодня такая же неотъемлемая часть прессы, как и военные корреспонденты, журналисты-экологи, которые имеют свои гильдии в Медиасоюзе. Пока работа гильдии заключается в сплочении рядов и выяснении возможного поля действия. Но, тем не менее, в ее активе уже есть один очень важный документ — хартия по журналистской этике. Ее идея появилась в региональном представительстве Медиасоюза в Уральском федеральном округе. Анна ТРАХТЕНБЕРГ, член гильдии пи-ара Медиасоюза в этом округе, кандидат политических наук, заместитель директора Уральского независимого информационного центра — одна из инициаторов хартии. Анна Давидовна работает в Институте философии и права Уральской академии наук, занимается исследованием массовых коммуникаций. Но интервью с ней мы начали с другой темы — с вопроса о наших земляках, которые работают в Западной Сибири.
— Анна Давидовна, украинская диаспора, проживающая на территории Уральского федерального округа — одна из самых молодых и многочисленных на территории России. Понятно, что интерес тамошних украинцев к тому, что происходит здесь, очень большой. Его не совсем удовлетворяет российская пресса, выходящие на украинском языке периодические издания, теле- и радиопередачи. Каковы, по- вашему, пути возможного «проникновения» украинских СМИ на этот рынок?
— Действительно, в нашем регионе, точнее, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах большая украинская диаспора — еще с советских времен. Тогда люди приезжали осваивать Север, рассчитывая, что они вернутся на Украину. Те, кто пытается возвращаться сегодня, часто передумывают, поскольку «северные» зарплаты и пенсии, безусловно, не сравнить с украинскими. Более того, сейчас возникла тенденция привозить своих детей из благодатной Украины в Ямало-Ненецкий округ, несмотря на то, что он находится за Полярным кругом. Поэтому, безусловно, вопрос стоит остро. Ряд местных муниципальных властей его поднимают. Например, администрация одного из нефтедобывающих городов Ханты- Мансийского округа — Мегиона — проводила исследование с целью выяснить, какой язык следовало бы факультативно преподавать детям в школах. Имелся в виду не английский, немецкий, французский, а родной язык родителей — и лидировал, кстати, украинский. Но вопрос преподавания языка, к сожалению, упирается в преподавателей, поскольку мало быть носителем украинского языка, чтобы преподавать украинский язык. Кроме того, остро стоит проблема учебников. Что же касается того, в какой степени могут быть интересны украинские средства массовой информации в этом регионе, то, поскольку это достаточно богатый округ, там очень интенсивно развивается Интернет. Вот там, возможно, были бы интересны прежде всего электронные средства массовой информации, то есть связь через Интернет.
— Сегодня в Екатеринбурге работают 14 городских телекомпаний — факт для Украины нереальный. Оправдано ли такое большое их количество?
— Да, действительно, в Екатеринбурге произошел информационный взрыв. У нас с года 1995-го стало очень активно развиваться ТВ. Отчасти это заслуга или вина нашего губернатора. Он — большой либерал: допускает свободу слова во вверенной ему губернии, что не все губернаторы себе позволяют. Если серьезно, то у нас сегодня в регионе достаточно много конкурирующих между собой финансово-промышленных групп, хорошо развит рынок рекламы. И за счет этого есть условия для существования разного ТВ: и независимого, и коммерческого, и губернаторского, и мэрского. Конечно, у них был тяжелый момент в финансовом отношении после 98-го года, потом они потихоньку стали выкарабкиваться. Интересно, что все они имеют новостные программы, поэтому в нашем городе бешеная конкуренция именно в сфере информационных программ. Мы как-то подсчитали и выяснили, что у нас с шести вечера и до двенадцати ночи идет 31 информационная программа, правда, включая и те, которые выходят на общероссийских каналах. (Кстати, это исследование мы делали по заказу канала, который хотел сделать 32- ю.) За счет этого подскочило качество новостей. В каждом российском городе ситуация особая, многое, конечно, зависит от величины города. Понятно, что Екатеринбург достаточно большой город, в нем живет один миллион триста жителей, что позволяет окупаться этим каналам. Понятно, что в небольших городах такой роскоши никто не может себе позволить. Но, в принципе, следует согласиться, что российское информационное пространство бурлит. А за счет этого получилось, что значительная часть политики перешла в публичную сферу, поскольку по городу бегает толпа журналистов, которым каждый день надо что-то показывать — и наши политики просто вынуждены (им деваться некуда) становиться публичными политиками.
— Конкуренция в поиске новости, кроме всего прочего, повышает требование к работе журналиста. При этом давление со стороны властей, хозяев СМИ остается. Почему именно в вашей секции Медиасоюза возникла идея хартии журналистской этики?
— Давление на масс-медиа есть всегда. В современных российских условиях СМИ — это бизнес, требующий очень больших затрат. Причем, чем сильнее конкуренция — тем сильнее зависимость от зрителя и читателя. И это как раз единственное спасение для СМИ. Когда пресса зависит от зрителя, наши элиты уже не могут позволить себе многих вещей. Они бы хотели — да нельзя. Они вынуждены помнить о собственном рейтинге, просчитывать наперед, как на каждое их действие отреагируют конкуренты, что о них подумает аудитория. Они должны помнить, что каждую неделю, как минимум, в трех информационно-аналитических программах будут обсуждать каждый их шаг.
Что же касается хартии о журналистской этике, то пока речь идет о документе. На самом деле нам известно, что все попытки внедрить моральный кодекс журналиста на российских просторах оканчивались провалом. В частности, союз журналистов России многократно пытался это сделать — и совершенно безуспешно. В чем проблема? На мой взгляд, она состоит в том, что в условиях отсутствия гражданского общества журналисты пока не осознают себя как корпорацию. То есть они не осознают, что у них есть свои «шкурные» цеховые интересы, которые надо защищать, что они не только выражают интересы просто народа, они еще и корпорация. На совещании в Тюмени один из редакторов государственной ТРК так сформулировал свою позицию: «Я не понимаю, как журналист может быть в оппозиции к власти, ведь власть избрал народ, может ли журналист быть в оппозиции к своему народу?» Комментарии излишни. Вот почему деятельность Медиасоюза направлена на то, чтобы помочь журналистам осознать свои корпоративные интересы. И путем их осознания внедрить этику социальной ответственности. Это взаимосвязанные вещи. Без эгоистического двигателя внутри каждого журналиста этика, благие намерения будут висеть в воздухе. Можно принять еще пятьсот деклараций о том, как нехорошо заниматься «черным» пи- аром — и люди все равно будут им заниматься.
Кстати, выскажу свое глубокое убеждение, основанное на опыте выборов: «черным» пи- аром выиграть выборы нельзя. Им можно увлечь избирателя, можно его развлечь, но проголосует он все-таки за другого — за того, кто излагает некую реальную программу или то, что людям кажется реальной программой. «Черный» пи-ар действует по закону граблей: он работает против того, кто его применяет. К сожалению, у нас это осознали не все, потому что «черный» пиар — это еще и признак непрофессионализма . То есть человеку лень подумать хорошо. Он полагает, что только облив с головы до пят противника грязью, он достигнет желаемого результата. Плюс — это очень увлекательная процедура. Допустим, во время последних выборов в Ямало-Ненецком округе обвинили губернатора в том, что он у себя скрывает Осаму бен Ладена. А его все равно переизбрали — он набрал 90%. Поэтому «черный» пи-ар потихоньку начинает себя изживать. Лихие мастера «черного» пи-ара постепенно выходят из моды, но для того, чтобы этот процесс окончательно завершился, необходимо именно формирование корпорации журналистов, которая способна будет карать за отклонение от корпоративных норм.
Выпуск газеты №:
№235, (2001)Section
Медиа