Барочная эклектичность
На ТВ покажут известный фильм Эмира Кустурицы «Андеграунд», в котором режиссер смело смешал трагедийность с комичным и в очередной раз заставил зрителей задуматься над жизнью![](/sites/default/files/main/articles/09012014/19underground.jpg)
Ночью с 12 на 13 января в 01:05 на телеканале «1+1» смотрите программу «Аргумент-Кино» и фильм режиссера Эмира Кустурицы «Андеграунд».
Эпическая, фантасмагорическая трагикомедия знаменитого сербского кинорежиссера и музыканта Эмира Кустурицы «Подполье» (или же «Андеграунд») в 1995 году была удостоена «Золотой пальмы» Каннского фестиваля.
Сюжет «Подполья» разворачивается в течение пятидесяти лет — со времен Второй мировой войны до начала 90-х, распада Федеральной Югославии. В 1941-м подпольщики-антифашисты организуют в Белграде настоящий завод по производству оружия. Время течет, война окончилась, но они не выходят наверх и продолжают свою деятельность. Жизнь на земле продолжается по своим законам, а в подполье — по своим.
Тогда, когда в результате военных действий, кровавым, трагическим образом происходил распад Югославии на отдельные независимые государства, Эмир Кустурица, уже всемирно известный режиссер, обладатель «Золотой пальмы» Канна за фильм «Папа в командировке», некоторое время жил в Соединенных Штатах Америки. В начале войны дом Кустурицы в городе Сараево был сожжен, а отец режиссера умер от сердечного приступа.
Все эти чрезвычайные события заставили Кустурицу вернуться на родину, чтобы снять новую киноленту и попробовать в ней нарисовать картину новейшей югославской истории, попытаться осмыслить, определить место своего края в современном мире.
Эстетика ленты «Подполье» является правдиво барочной, что будет проявляться и в следующих фильмах мастера. Барочная эклектичность картины позволяет режиссеру смело смешивать трагедийность с комичным, вплоть до фарсового, что временами дезориентирует и, как говорится, выбивает зрителя из кресла. Вообще, что касается фарса, то Кустурица, судя по всему, склонен тем самым определять всю историю ХХ века как фарс, по крайней мере, через свою «балканскую оптику».
Об особенностях художественного стиля лент Эмира Кустурицы будет идти речь в программе в нашем специальном сюжете. При случае же отмечу, что, определено, одним из самых главных достоинств фильма «Подполье», как, собственно, и всего творчества этого режиссера в целом, является особая энергетика, взрывная жизненная сила, витальность, которая бьет через край и пленяет сердца и души зрителей по всему миру.
Кроме всего прочего, этот фильм Кустурицы наполнен множеством разнообразных символов, среди которых, безусловно, центральным является символ собственно подполья, который склонны интерпретировать как образ Югославии, загнанной в подполье международной изоляции режимом Иосифа Броз Тито, который правил страной в течение 35 лет.
Также стоит отметить, что «балканский Феллини», как часто называют Кустурицу, является одним из правдивых создателей того «балканского мифа», благодаря которому весь мир имеет довольно точное представление об этом крае как о земле людей невероятно жизнерадостных и бурлескных. Собственно, Кустурица сам стал частью этого мифа.
И он любит вспоминать слова своего профессора времен обучения в Пражской киношколе: «Разница между хорошим фильмом и плохим в том, что в хорошем персонаже преодолевают земное тяготение». Герои фильмов Кустурицы действительно часто отрываются от земли — в прямом и переносном смысле, вместе с тем оставаясь предельно земными.
Летим с ними!..
Выпуск газеты №:
№2, (2014)Section
Медиа